Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении

 
 

Меридонова Ирина Сергеевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска

 

Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении

Попытка проанализировать социальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается ребёнок, приводит к мысли о необходимости осознать объективные сложности, которые испытывают те, кто отвечает за воспитание, обучение и развитие детей. А это, в первую очередь, конечно, родители и педагоги. Размышляя над специфическими проблемами педагогических коммуникаций в современных условиях, задаёшься вопросом: что изменилось во взаимоотношениях педагогов и родителей за последние два десятилетия и, естественно, совершаешь мысленно экскурс в историю вопроса.

Отношения между школой и семьёй и в прежние времена нельзя назвать идиллическими, но всё же школа и семья сосуществовали, сотрудничали, более или менее успешно решая проблемы обучения и воспитания детей. Сегодня отношения между этими важнейшими общественными институтами, отвечающими за будущее подрастающих поколений, носит явно конфликтный характер, что не может устраивать ни одну из сторон. Трудно не согласиться с доктором педагогических наук академиком Д. И. Фельдштейном: «Сегодня остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество». Это в равной мере относится как к ребёнку, так и к тем, кто его обучает и воспитывает. Осмысление современной ситуации необходимо и педагогам, и родителям. Только объединение усилий тех и других может помочь найти ответы на непростые вопросы взаимоотношений семьи и школы в современных условиях.

Как выглядят претензии педагогов к родителям? Родители, по мнению учителей, ссылаясь на занятость на работе, дистанцируются от решения проблем детей не только в вопросах обучения, но и воспитания, перекладывая всю ответственность на плечи педагогов. Пытаясь решить возникающие у детей проблемы, родители не вникают в суть трудностей ребёнка, предъявляют претензии учителю зачастую в крайне некорректной форме, стараясь поставить педагога в позицию обвиняемого. Даже если родитель обращается за помощью к учителю, делает это в «пожарном» режиме и старается диктовать свои условия в решении проблемы. Родители, по мнению педагогов, порой не готовы адекватно оценивать возможности и способности своего чада, поэтому зачастую предъявляют учителю необоснованные претензии, связанные с не успешностью ребёнка в освоении программы, обвиняют в предвзятом отношении, в занижении отметок. Становится нормой в решении конфликтных ситуаций обращение родителей с жалобами на учителя, школу в различные инстанции даже без попытки разобраться в сложившейся ситуации, что, по мнению учителей, свидетельствует о недоверии и пренебрежительном отношении родителей к тем, кому они доверили ребёнка.

А что же родители? Рассмотрим их претензии к школе. Оказывается, они не так уж отличаются от претензий учителей: пренебрежение своими профессиональными обязанностями (отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, несвоевременное информирование родителей о проблеме, нежелание в удобное для родителей время беседовать с ними и т.д.). Учителя предъявляют претензии родителям, а реальной помощи не оказывают, перегружают детей, слабо контролируют… Не правда ли, много общего?

Таким образом, взаимодействие родителей и школы превращается во взаимопротиводействие. Вроде бы и те и другие находятся в одной лодке, а гребут в разные стороны. Далеко ли эта лодка уплывёт? Как и почему сложилась описанная ситуация? Простого ответа нет, но искать его нужно.

За последние два десятилетия в жизни страны произошли грандиозные изменения, что во многом перевернуло сложившиеся взгляды, сломало многие традиционные представления в области ценностных ориентаций. Изменения экономические, политические, социокультурные, психологические во многом изменили общественное мировоззрение, осознание людьми собственного социального статуса. Учитель, ранее традиционно считавшийся непререкаемым авторитетом для детей и родителей и единственным источником знаний, вдруг перестал быть таковым, а школа потеряла монополию давать образование ребёнку. Те ценности, которые считались непреложными, вдруг потеряли свою значимость, хотя продолжают декларироваться. Педагоги растерялись, особенно если учесть, что это люди в основном старшего и среднего возраста, они просто оказались не готовыми перестроиться в изменившихся условиях. Да и бесконечный процесс реформирования образования не самым благоприятным образом влияет на психологический климат в образовательном пространстве школы.

Сегодняшние папы и мамы – это зачастую успешные люди, всего добивающиеся немалыми усилиями, озабоченные профессиональным и карьерным ростом. Семья для них далеко не всегда является главной жизненной ценностью. Такие родители не согласятся на роль безответного ученика, они не видят в учителе авторитета, которому они готовы беспрекословно подчиняться. Многие родители в неудачах своих детей готовы обвинять исключительно школу, не признавая, что существенная доля ответственности за ребёнка лежит и на их плечах.

Д. И. Фельдштейн в статье «Ребёнок в современном мире» отмечает, что и мир детства не мог остаться в стороне от стремительно изменяющихся условий жизни: «Перед нами сейчас ребенок 2010 года: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, — который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов… Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов XX века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!» Сегодня ребёнок уже с дошкольного, младшего школьного возраста оказывается под влиянием не только, а порой и не столько родителей, семьи, класса, школы, дворовой компании и т.п. Информационное пространство стремительно и зачастую бесконтрольно расширяет социальное пространство, в котором оказывается несозревшая личность. Хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, делает менее значимыми знания, получаемые в семье от родителей, воспитателей, учителей.

Конфликтность отношений семьи и школы мешает педагогам и родителям осознать необходимость совместных усилий в решении назревших проблем. Конфликтность усугубляет также введение в обиход понятий «заказчик» и «исполнитель». Буквальное и однозначное восприятие значения этих слов ожесточает одних и дает почву для необоснованного высокомерия другим. Это во многом определяет характер взаимоотношений педагогов и родителей: борьба амбиций, а ребёнок лишь повод для выяснения отношений. И тогда центром внимания становятся вовсе не проблемы и интересы ребёнка.

Немаловажную роль в формировании отношений между семьёй и школой (как, собственно, и вообще во взаимоотношениях людей) сыграли так называемые «пять М»:

– маркетизация (всё имеет свою цену);

– маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам);

– медикализация (увлечение постановкой диагнозов, стремление медикаментозным способом решить все проблемы);

– мобилизация (готовность к противодействию, борьбе вместо поиска конструктивного решения проблем);

– милитаризация (агрессивные формы социального поведения).

Используя материалы лекций кандидата психологических наук, профессора кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ Чепель Т. Л., подведём некоторый итог сказанному.

Представления родителей о сотрудничестве с учителями (по данным опроса в РФ):

–  69% опрошенных убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний;

–  17% полагают, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания;

–   Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов.

Представления учителей о позиции родителей в современной школе:

– Управляющие учителем (45%): всегда правы; контролеры; диктаторы; почти боги; критики; учат учителя, как ему работать…

– Потребители (40%): сняли с себя ответственность за ребенка; переложили все на школу; равнодушные; наблюдатели; отстраненные; «кукушки»; интересуются только своей личной жизнью и карьерой…

–  Спонсоры (18%): доноры; люди, думающие только о прибыли; стараются обеспечить своих детей всем необходимым …

–  Любящие детей (13%): слепая родительская любовь; заступники ребенка; готовы любому перегрызть горло за своего ребенка…

–  Противники учителя (10%): жалобщики, зануды, выскочки, страшные люди…

–  Помощники учителя (16%): союзники; посредники между учителем и ребенком…

Представления школьников о взаимоотношениях учителей и родителей (по данным опроса 3000 школьников старших классов М. Безруких):

–  74% считают взаимодействия родителей и учителей малоэффективными и разрушительными;

–   из них 11% вынуждены были перейти в другую школу по этой причине;

–  большинство школьников считают, что в самом начале взаимоотношений ситуация была разрешимой, но ни родители, ни учителя не смогли преодолеть возникшее непонимание.

В той же статье Д. И. Фельдштейн отмечает: «… в целом мы все еще плохо знаем социальную ситуацию функционирования и новые характеристики процесса развития современного ребенка. Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется и тем, что наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иных сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых».

Становится очевидным, что взаимоотношения семьи и школы должны стать действительно партнёрскими, не декларативными, а содержательными и основываться на следующих принципах (из материалов лекции Яковенко Т.Д., руководителя отделом здоровья и развития дошкольников МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»).

Принципы сотрудничества:

1. Принцип субъектности всех участников взаимодействия.

2. Принцип диалогического общения.

3. Принцип деятельностного подхода.

4. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода педагогов к семьям воспитанников.

5. Принцип развития всех участников взаимодействия.

Таким образом, напрашивается вывод: выход из сложившейся ситуации необходимо искать всем. Но это невозможно сделать без осознания объективности причин происходящего. И думается, что главную роль в процессе сближения семьи и школы могут сыграть опять же учителя как профессионалы в деле налаживания педагогических коммуникаций (если, конечно, они профессионалы).

Пожелаем же педагогам удачи и терпения на этом пути, ведь, говоря современным языком, цена вопроса – РЕБЁНОК!

Количество просмотров: 22323  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы