Уникальный сказочный мир

 
 

Кулигина Елена Георгиевна,

педагог дополнительного образования, педагог-психолог
МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Галактика» г. Новосибирска

 

Уникальный сказочный мир

Социальные проблемы существуют всегда, и затрагивают они каждого человека. Принято считать, однако, что это проблемы, в основном, взрослых людей и подростков. Сегодня мнение психологов и представителей педагогической науки однозначно говорит о том, что социальные проблемы есть в каждом возрасте, начиная с рождения. Это проблемы общения, адаптации, социализации и многие другие.

В настоящее время уделяется большое внимание интеллектуальному развитию детей, при этом на развитие эмоциональной сферы ребенка не всегда остается достаточно времени. Однако формирование «умных» эмоций, развитие эмоциональной сферы рассматривается в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. С пяти лет ребенок начинает активно познавать мир чувств и взаимоотношений. В пятилетнем возрасте дети начинают явно проявлять просоциальные действия, развивается децентрация, благодаря чему дети становятся способными понимать точку зрения другого. Все это позволяет формировать у дошкольников представление о таких значимых личностных качествах, как доброжелательность, справедливость, щедрость, трудолюбие и др.

К сожалению, все чаще психологи и педагоги используют такой термин, как «эмоциональные нарушения» – это агрессивность, обидчивость, страхи, тревоги, чрезмерная плаксивость и многое другое. Как помочь разобраться в своих чувствах дошкольникам? Как научить их действовать в тех или иных жизненных ситуациях? Конечно, лучше всего в этом поможет сказка, ведь все дети очень любят сказки, потому что в них, по словам А. Менегетти, «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Создавая «сказочное пространство», взрослые создают условия для развития ребенка в «естественном пространстве».

Учреждение дополнительного образования – это одно из благоприятных мест, где созданы условия для положительного эмоционального состояния ребенка, условия, от которых зависит успешная адаптация и социализация детей. В 2013-2014 учебном году в ЦВР «Галактика» открылось новое объединение «Радуга» для детей 5-6 лет, целью которого мы определили создание условий для формирования у детей дошкольного возраста творческого мировосприятия жизни, обогащения эмоционального и нравственного мира через погружение в сказочное пространство. Открытие объединения «Радуга» было не спонтанным, мы к этому готовились. Изучили социальную потребность в этом направлении, подготовили материальную базу и кадровый ресурс (в 2012 году пройден курс обучения по сказкотерапии в Новосибирском институте клинической психологии). В январе 2014 года на базе ЦВР «Галактика» мы провели городскую стажерскую площадку педагогов-психологов «Игра в жизни дошкольника», на которой были затронуты вопросы значимости проигрывания сказки для дошкольников.

 

Учитывая потребности и возможности детей дошкольного возраста, ресурсные возможности учреждения мы пришли к выводу, что в объединении «Радуга» будет три направления: сказка, театрализация и изобразительная деятельность.

На занятиях по сказке дети знакомятся с народными и авторскими сказками и системой знаний о мире и о себе, сочиняют свои сказки, часть которых печатается в журнале «Галактический вестник». Такой подход позволяет сформировать у детей активный словарный запас, создать ситуацию успеха, что важно при формировании самооценки ребенка.

В жизни все начинается с мечты, с желания, намерения. Каждый наш шаг в сказке или в жизни – это продолжение мечты, идеи, фантазии. С мечты и фантазии начинается создание музыки и картин, архитектура и литература... Многие сказки начинаются с мечты, только в одних сказках герои осознают, чего им хочется на самом деле, а в других нет. Но и в том и в другом случае сознательно или бессознательно герой стремится осуществить задуманное его душой. Сказки об успешных героях помогают детям стать успешнее в жизни, находить выходы из трудных ситуаций, ребенок учится верить в силу справедливости добра и любви. На занятиях дети учатся осознавать, чему учит сказка, интегрировать сказочный урок в свой «банк жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих, находить другие выходы из ситуаций, в которых оказывается сказочный герой и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и своего эмоционального опыта. Сочиняя сказку на занятиях, дети используют разные игрушки и предметы, фоны, иллюстрации к сказкам. Это развивает воображение, которое является основой творческих способностей.

  

  

 

На занятиях по театрализации дети инсценируют сказки, прочитанные на занятиях или свои собственные. У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций. В настоящее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре и компьютере, стали менее отзывчивы к чувствам других, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Согласно А. Лоурэну, чрезмерные запреты в выражении чувств и эмоций влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, то есть потерю той естественности и грации, которой обладает ребенок с рождения.

На занятиях дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, желания и выражать их. Познавая через сказку окружающий мир, ребенок делает это не отвлеченно, а переживая происходящее с ним. Инсценируя сказку, создавая свой, неповторимый мир, дети передают все свои фантазии и переживания. На занятиях ребенку предлагается множество ролей на выбор, свобода выбора приучает ребенка быть ответственным за свои поступки, принимать на себя некоторые обязательства. Ребенок приобретает умение идентифицироваться с различными ролями, работать в команде, быть адекватным в различных игровых ситуациях, что способствует его социальной успешности.

Интересно и волнительно представлять того или иного героя на занятиях, а выход на публику в образе героя требует особого навыка поведения. В этом учебном году дети дважды выходили на большую сцену с одной и той же постановкой, по словам детей, чувствовали себя по-разному. В том и другом случаи было волнение, но первый раз дети волновались в течение всей постановки, а во втором случаи только перед выходом на сцену. С моей точки зрения это говорит о некотором снижении тревожности и приобретении небольшого навыка публичных выступлений что, безусловно, поможет детям в будущем.

 

На занятиях по изобразительной деятельности дети не только знакомятся с художественными материалами и правилами работы с ними, но и узнают многообразие оттенков цветов, учатся выполнять работы в нетрадиционных техниках. Дети рисуют наиболее запомнившийся сюжет сказки, с которой познакомились, или фон для сказки, которую расскажет педагог на следующем занятии, вместе с родителями под руководством педагога изготавливают декорации для постановки сказки.

Хотелось бы выразить огромную благодарность родителям, они поддерживают нас во всех наших начинаниях, участвуют в постановках в роли взрослых героев, ведь совместная творческая деятельность способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Опыт первого года работы показал, что такие занятия востребованы у детей и родителей, поэтому мы планируем его развивать нашу деятельность в нескольких направлениях:

– активно привлекать родителей к участию в постановке спектаклей совместно с детьми, к созданию реквизита и декораций;

– расширять материально-техническую базу творческого объединения;

– использовать новые методы работы с детьми (перчаточный и пальчиковый кукольный театр).

Ведь создание условий, обеспечивающих развитие и воспитание детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач дополнительного образования.

Количество просмотров: 13848  

Комментарии

Детям не хватает внимания, любви, понимания в современных условиях школы. То, что Вы делаете, необходимо детям и взрослым. А взрослым, чтобы взглянуть на собственного ребёнка не с позиции "командира", а с позиции друга, понимающего человека, умеющего слышать и слушать юное сердечко!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Ребенок 21 века: проблемы, перспективы развития
2. «Расширяя границы, умножаем возможности»: специфика организации работы досугового центра в современных условиях
3. Креативный вожатский отряд старшеклассников «Crazy Лайм» – 2 года поисков, находок и свершений
4. Уникальный сказочный мир
5. «Вместе с мамой мы поем!»: использование возможностей взаимодействия с родителями в проведении досуговых мероприятий студии раннего развития детей
6. Творчество А.Д. Крячкова и современные школьники
7. Самоопределение подростков в профессионально-ориентированной образовательной среде Центрального округа
8. Воспитательные возможности учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы)
9. Освоение новых методико-дидактических подходов при реализации социального заказа в обучении дошкольников и младших школьников английскому языку
10. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС
11. Самовыражение школьников через социализацию постановочной деятельности в театральном коллективе «Зеркало»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы