Воспитательные возможности учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы)

 
 

Зелинская Галина Конифатовна,

методист МБОУ ДОД Дом детского творчества «Центральный» г. Новосибирска

 

Воспитательные возможности учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы)

Из своей 30-летней педагогической практики последние 17 лет я работаю в Доме детского творчества «Центральный». Предметом моих профессиональных интересов является выявление и реализация потенциальных ресурсов педагогических кадров для совершенствования методики и практики воспитательного воздействия на ребенка. Именно такие потенциальные ресурсы мы стремимся реализовать в складывающейся системе воспитательной работы.

Систему воспитательной работы педагогический коллектив Дома детского творчества «Центральный» рассматривает как совокупность скоординированных дел и отношений, способствующих формированию у детей гуманистических ценностей и нравственных идеалов.

В процессе решения актуальных воспитательных проблем (обусловленных и непростым временем, в котором мы живём, и местом нашего расположения – в Центральном районе выше конкуренция, т.к. много учреждений, где ребёнок может занять свой досуг, и не типовым помещением, ведь находимся в обычном жилом доме) и происходит  развитие нашей воспитательной системы. Такая система складывалась годами, она имеет свои точки отсчета. До 2004 г. в процессе воспитательной работы систематизирующим звеном являлась задача самоопределения растущей личности; над созданием технологии творческого самоопределения личности педагогический коллектив работал с 1999 года и как результат: в 2001 году воспитательная система нашего Дома творчества стала победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем. В 2005 году ДДТ «Центральный» стал Лауреатом окружного этапа Всероссийского конкурса на лучшее учреждение дополнительного образования детей. Полагаю, что одной из составляющих этого успеха была и оценка воспитательной работы педагогического коллектива.

На протяжении всех последующих лет ресурсы процесса воспитания выступали приоритетным компонентом в деле осмысления путей, средств, форм и методов совершенствования профессиональной деятельности  всех участников воспитательного процесса и меня, как заместителя директора по воспитательной работе, в том числе.

Первые основные воспитательные инициативы педагогического коллектива были реализованы нами через программу «СЕМЬ–Я», действовавшую в учреждении до 2009 года. В 2009 году мы вышли на понимание необходимости создания новой воспитательной программы в рамках задач дальнейшего развития системы деятельности ДДТ "Центральный". Совместно с педагогами, прежде всего, с педагогом-психологом, осуществили диагностику уровня воспитанности обучающихся. Проанализировав фактические материалы, пришли к выводу о необходимости качественного обновления программы воспитания. В стратегическом плане мы выбрали путь дальнейшего развития гуманистической системы воспитания, рассматривающей человека как наивысшую ценность жизни. В этом постулате есть суть нашей воспитательной концепции, миссия Дома творчества и его системы воспитательной деятельности. Во главу угла мы располагаем смысловую мотивацию и ориентируем сознание каждого ребенка на принятие наивысших ценностей: Человек. Жизнь. Природа. Общество. Мы уверены, только так сознание (ценностно-ориентированное!!!) ребенка, т.е. каждого нашего воспитанника, в любых жизненных ситуациях  научиться исходить по существу дела из цели «ЧЕЛОВЕК». Всё остальное – средства жизни. Педагогическим коллективом стремимся формировать в детях духовно-нравственные идеалы, истинно гуманистические ценностные отношения. Делаем это путем воспитания чувства чести и достоинства, внутренней культуры поведения, бережного отношения к природе, терпимого отношения к чужому мнению, чувства взаимопомощи.

Убеждены, что воспитание, формируя истинные отношения, выполняет жизнесберегающую функцию. Воспитанный человек не захламляет природу, не уничтожает живое вокруг себя, он признает общественные нормы жизни, не занимает паразитарной позиции. Воспитанный человек всегда созидатель всех средств жизни, а значит и самой жизни.

Обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего в развитии ДДТ "Центральный", учитывая достигнутое, сегодня наш педагогический коллектив работает над тем, чтобы обеспечить более высокий уровень удовлетворения не только культурно-образовательных, но и воспитательных потребностей «детско-юношеского населения» Центрального района, тем самым повысить социальный статус Дома детского творчества.

Наша служба сопровождения воспитательного процесса основную цель своей текущей деятельности видит в создании единого воспитательного пространства, функционально выступающего динамической сетью взаимосвязанных явлений, событий отношений, которые содержательно характеризуют жизнедеятельность детей и взрослых в едином воспитательном комплексе нашего образовательного учреждения. К достижению поставленной цели мы идём через решение ряда задач.

Одной из главных задач считаем актуализацию потенциальных воспитательных ресурсов в пространстве взаимодействия педагогов, детей, родителей, общественности. Проектируя и организуя эффективную систему воспитательной работы, в первую очередь, мы включаем в нее следующие конструктивные звенья взаимодействия:

ДДТ и семья

Главная цель этого звена – воспитательная работа, построенная на партнерских отношениях с родителями. Родительская общественность сегодня – это полноценный субъект воспитательной работы и наша задача привлечь родительскую общественность к управлению ДДТ через участие в Совете учреждения, к жизнедеятельности  творческих объединений.

Родители, в структуре налаживаемого взаимодействия, являются сегодня самыми доброжелательными «потребителями» производимого детьми «продукта их творческого труда». За последние годы в педагогическом коллективе достигнуты определенные результаты по апробации и других форм взаимодействия с семьями обучающихся. Основными формами такого взаимодействия с родителями являлись:

  • открытые учебные занятия с приглашением родителей,
  • помощь родителей в изготовлении сценических костюмов, в организации археологической  экспедиции, туристических походов;
  • индивидуальные консультации родителей психологом Дома творчества;
  • традиционные праздники, ставшие семейными: «Покров», «Масленица», «Рождество», новогодние программы;
  • родительские собрания и итоговые праздники по окончании учебного года.

Уже доброй традицией стали творческие отчеты под девизом «Знай! Важней всего на свете – дом, любовь, семья и дети» в рамках международного Дня Семьи.  Ежегодно по итогам учебного года проводим праздник «Звёзды нашего Дома». Этот праздник по своей сути – церемония награждения обучающихся, ставших лауреатами и победителями различных конкурсов, соревнований и их родителей за проделанную работу в течение учебного года. Самым достойным вручаются грамоты и сертификаты на право размещения их фотографий на виртуальной Доске Почёта Дома детского творчества «Центральный».

Здесь, на итоговом празднике, ежегодно подводятся итоги конкурса на присвоение звания «Лучший коллектив», который можно расценивать как своеобразный диагностический инструментарий воспитательной работы в объединениях нашего образовательного учреждения.

Анализируя работу с родителями, мы считаем, что нам в достаточной мере удается поддерживать их интерес к проблемам ребенка. В результате проделанной работы нам удалось добиться высоких детских творческих достижений в конкурсах, выставках, соревнованиях.

ДДТ и образовательные учреждения района

С каждым из учреждений сегодня заключены договоры о сотрудничестве. Целью такого сотрудничества является – координация совместной деятельности по обеспечению качества учебно-воспитательного процесса, предоставление возможности самоопределения в различных формах социально-значимой деятельности и тем самым удовлетворение потребности в творческой деятельности; обеспечение занятости школьников в свободное время, пробуждение интереса у учащихся к совместной деятельности по организации массовых досуговых мероприятий. Достижение поставленных целей  происходит через проведение интеллектуальных игр, конкурсно-игровых  и праздничных программ для обучающихся творческих объединений  ДДТ «Центральный» и школьников района к праздничным датам и в каникулярное время.

ДДТ и открытый социум

Наша воспитательная система – это открытая система. Мы стремимся консолидировать социальные институты вокруг решения задач, которые решаем. Внешние связи нашего образовательного учреждения достаточно широки и разнообразны. Нас связывают партнёрские отношения с ТОСами, Советом ветеранов, воинскими частями. До образования Центрального округа мы сотрудничали с отделом культуры, отделом опеки и попечительства администрации Центрального района. Дом творчества в силу своих реальных возможностей удовлетворяет потребности социума в организации содержательного досуга детей во внеурочное время, проводит программы для детей-сирот и находящихся под опекой, детей-инвалидов, ветеранов района, стали традиционными концертные выступления наших обучающихся на различных площадках города.

Эта трехкомпонентная организационно-педагогическая модель, реализуемая в ДДТ «Центральный» к настоящему времени обогатилась в части того, что на смену критериев оценки эффективности проводимых массовых мероприятий по показателю «эмоциональная удовлетворенность» введён показатель уровня сформированности потребности у детей и подростков в социально-значимой деятельности. Доказательством этому являются систематические выступления обучающихся в концертных программах, участие в акциях добрых дел, в разработке исследовательских проектов.

Организационно-методическим инструментом развития воспитательной системы ДДТ «Центральный» является программный подход: под «узел» накопившихся проблем, опираясь на диагностические данные, мы формируем специальные подпрограммы, привлекая к их осуществлению заинтересованные стороны: детей, педагогов, родителей. В основе таких программ заложены следующие принципы воспитания:

-    Личностно-ориентированный подход: признания каждого обучающего равноправным участником учебно-воспитательного процесса;

-    Социально-ориентированный: воспитание в интересах общества;

-    Принцип сотрудничества и педагогического партнерства: взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, обе стороны воспитательного процесса обогащаются, учатся пониманию терпению, уважению друг друга;

-    Принцип активности: с одной стороны, как условие развития ребенка и как средство достижения успеха и с другой стороны, как жизненная потребность и как показатель его достижений;

-    Гуманизация воспитания: уважение личности ребенка, его достоинства, доверия к нему, принятие его личностных целей и интересов, создание максимальных условий для самореализации.

Для целостного представления нашей сложившейся воспитательной системы представляю вниманию читателя несколько таких подпрограмм, направленных на создание условий для формирования Человека–гражданина, открыто принимающего культуру общества и умеющего, ориентироваться и самоопределяться в современных условиях. Приложение. Подпрограммы.

Не менее важной задачей является повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива ДДТ «Центральный» в вопросах теории и методики воспитательной работы. У нас наработана система логически продуманных и успешно апробированных действий по наращиванию профессиональной компетенции педагогов и педагогов–организаторов в области воспитательной педагогики:

  • систематически анализируем результаты досуговой деятельности, выявляем актуальные проблемы, намечаем пути их эффективного разрешения;
  • ведём работу по созданию модели диагностики досуговой жизнедеятельности коллектива обучающихся на комплексной потребностно-мотивационной основе. По данной проблеме проведено заседание педагогического совета «Воспитательная работа в творческом объединении. Достижения. Проблемы и пути их решения». Педагоги делились результативностью своей опытно-поисковой деятельности не только по совершенствованию воспитательного процесса в своих творческих объединениях, но и по проблеме самоопределения обучающихся на потребностно-мотивационной основе. Педсовет вынес положительную оценку воспитательной деятельности педагогов и одобрил такие важнейшие показатели их профессионализма как умения: открыто принимать индивидуальные особенности развития личности, обучающихся, создавать атмосферу эмоционального комфорта, выстраивать личностно-ориентированные отношения с детьми и умение обобщать опыт, синтезировать, объяснять его сквозь призму пробуждающейся потребности как уникального новообразования личности;
  • проводим консультации с педагогами и педагогами-организаторами по  организации воспитательного процесса в творческих объединениях, содержанию планируемых воспитательных мероприятий и  по мере необходимости рекомендуется оптимальная форма и методика осуществления определенного мероприятия;
  • методистом по информации осуществляется помощь в поиске необходимых информационно-методических материалов по проблеме воспитательной работы;
  • оказывается практическая помощь в написание сценариев, в организации праздников.

Ежегодно вопросы воспитательной работы обсуждаются на педагогических советах, заседаниях учебно-методического и художественно-творческого советах, совещаниях, систематически делимся накопленным опытом работы на страницах информационно-методического журнала «Новый имидж» Центрального филиала городского центра развития образования.

И по мере решения этих задач, можно констатировать определённые результаты:

1) Сегодня мы более активно работаем над проблемой воспитывающего обучения. Учебное занятие является рычагом содержательного, емкого воздействия на ребенка с точки зрения его научения и воспитания. Безусловно, учебное занятие интенсивно обогащает представление детей об окружающей действительности, формирует у них потребность в систематическом образовании (иначе не было бы успешного перехода от одной ступени образования к другой), но воспитывающее обучение способствует всестороннему развитию ребенка. Вопрос по выявлению уровня реализации воспитательных задач, заявленных в образовательных программах, рассматривался на педагогическом совете «Воспитательный потенциал учебного занятия»(24.03.2010)

Полагаю, что число победителей в конкурсах, выставках и соревнованиях (2009-2010 уч. год – 427, 2010-2011 – 438 и 2011-2012 – 538 человек) и есть фактический результат учебно-воспитательной деятельности. Целостность образовательного процесса, прежде всего, обеспечивается именно здесь, на учебно-воспитательном уровне. Но учебное занятие – не единственная форма воспитательного воздействия на ребенка. Огромное значение в нашей воспитательной работе имеет досуговая деятельность и массовые мероприятия.

2) На сегодняшний день существенно раскрыт воспитывающий потенциал досуговых и массовых мероприятий: все виды досуговых мероприятий из нашей сегодняшней  воспитательной программы  направлены на укрепление познавательно-коммуникативных интересов и потребностей детей. Наши программы способствуют осмыслению детьми (в рамках возможностей своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и саморазвития личности, осознанию детьми и подростками своих возможностей и способностей, путей и способов их самореализации в свободное от учебы время, приобретению детьми практических навыков организации досуговых дел, умению содержательно и разнообразно проводить свободное время. Весь коллектив педагогов стремится к повышению культуры во взаимоотношениях детей: друг с другом, со сверстниками и взрослыми. Особенно ясно это можно видеть на программах каникулярного времени. Здесь обязательно присутствует атмосфера эмоционального комфорта.

3) На деятельно-практической основе осуществлено качественное приращение профессиональной компетентности службы сопровождения воспитательного процесса и прежде всего руководителей детских творческих объединений: они повысили свою компетентность в области досуговой педагогики, стали с большей степенью самостоятельности и результативности проводить досуговые мероприятия в своих объединениях.

4) Обнаружилась тенденция к стремлению методически грамотно оформить результаты творчески проводимых мероприятий. В копилке педагогов печатные и электронные версии проводимых мероприятий, фото и видеоматериалы.

5) Расширился уровень представленности проводимых мероприятий – от учрежденческого до межрегионального; увеличилось число районных мероприятий: ежегодно в рамках фестивалей детского творчества ДДТ «Центральный» выступает инициатором проведения районной выставки ИЗО и ДПТ детей. На протяжении многих лет успешно реализуется проект районных интеллектуальных игр. Опыт оказался положительным: И выставка, и интеллектуальные игры показали творческий потенциал детей ОУ Центрального района и позволил, выявить новые дарования. К знаменательным датам педагогами ДДТ проводятся компьютерные конкурсы, конкурсы детского рисунка, творческих сочинений. Дом детского творчества – бессменный организатор городского конкурса на лучшую новогоднюю игрушку.

На теоретическом уровне, проанализировав воспитательную деятельность педагогов ДДТ «Центральный», можно сделать вывод о том, что она приобрела системный характер, четко определился основной алгоритм деятельности, сегодня выработались следующие основные критерии и показатели оценки результативности:

-    удовлетворенность практически каждого нашего обучающегося жизнедеятельностью Дома творчества,

-    активная позиция деятельности всех участников (субъектов) воспитательного процесса.

-    личностный рост обучающихся, позитивная направленность их ценностных отношений к миру, культурное возрастание уровня самооценки.

И завершая общение с читателем, хочется надеяться, что он (читатель) увидит положительное влияние Дома творчества на культурно-досуговое развитие нового Центрального округа!

Количество просмотров: 14549  

Добавить комментарий

Target Image
1. Ребенок 21 века: проблемы, перспективы развития
2. «Расширяя границы, умножаем возможности»: специфика организации работы досугового центра в современных условиях
3. Креативный вожатский отряд старшеклассников «Crazy Лайм» – 2 года поисков, находок и свершений
4. Уникальный сказочный мир
5. «Вместе с мамой мы поем!»: использование возможностей взаимодействия с родителями в проведении досуговых мероприятий студии раннего развития детей
6. Творчество А.Д. Крячкова и современные школьники
7. Самоопределение подростков в профессионально-ориентированной образовательной среде Центрального округа
8. Воспитательные возможности учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы)
9. Освоение новых методико-дидактических подходов при реализации социального заказа в обучении дошкольников и младших школьников английскому языку
10. Эффективность интеграции общего и дополнительного образования в современном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС
11. Самовыражение школьников через социализацию постановочной деятельности в театральном коллективе «Зеркало»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы