«Связь поколений»: организация воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию

 
 

Нестерова Лидия Николаевна,

педагог-организатор высшей квалификационной категории

МБУДО города Новосибирска Центр внешкольной работы «Пашинский»

 

«Связь поколений»: организация воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию

«Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

В. В. Путин

Одним из важнейших направлений работы нашего учреждения является организация воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Данное направление реализуется через программу воспитательной работы «Семь футов под килем» педагога-организатора Нестеровой Л. Н. Вовлечь подростков в конструктивные формы работы, организовать для ребят интересный досуг, привлечь к работе семьи учащихся, обеспечить сочетание физического, духовного воспитания – основные направления работы по программе. Программа рассчитана на детей и подростков жилого района, жителей улицы Флотской.

Улица Флотская – одна из первых в нашем жилом районе Пашино. Появилась практически вместе с рождением нашего посёлка – в далёкие военные годы, как стратегический уголок Военно-морского флота тогда ещё Советского Союза.

Сегодня пашинцы все знают её, а вот жители города, и даже района, вряд ли догадываются, что совсем рядом с ними расположено место, где с наибольшей вероятностью можно встретить самого что ни на есть настоящего военного моряка. И пусть события 20-30-летней давности и принесли сюда немало разочарований, но именно здесь бережно хранят память и традиции нашего российского флота и даже сегодня стараются это достояние передать молодым.

Каждый год на улице Флотской ближе к самому концу июля начинается какая-то особенная суета, казалась бы совсем нехарактерная для этого времени года – отпуска, летняя сиеста, огороды и дачи захватывают всё внимание жителей. Но по доброй традиции, которая тянется ещё с первых послевоенных лет, здесь отмечают праздник Военно-морского флота нашей Родины. Флот у нашей страны был всегда! Пётр I сделал его одной из главных военно-стратегических сил страны, Александр III назвал его вместе с армией единственным истинным союзником России, Николай Кузнецов – советский адмирал – способствовал, чтобы у флота появился свой праздник. И он появился в 1939 году – для укрепления имиджа советского флота – 24 июля стал Днём Военно-морского флота СССР. И вот уже в мае 2006 года президент России Владимир Владимирович Путин издал указ о назначении государственного праздника России – Дня Военно-морского флота на последнее воскресенье июля. Славой великой морской державы Россия полностью обязана военным морякам – в честь них и отмечается День военно-морского флота России.

В честь военных моряков, ветеранов войны, служивших в 118 Арсенале ВМФ, живших на этой улице, в 2016 году в самом центре улицы был установлен памятник, который стал настоящим сердцем для всех жителей. Появился он по инициативе ветеранов воинской части, некогда располагавшейся здесь, на улице Флотской. Инициативу эту поддержал депутат Совета депутатов города Новосибирска, председатель регионального отделения всероссийской политической партии «Родина» в Новосибирской области Вячеслав Викторович Илюхин. Открытие памятника было приурочено к 75-летию Арсенала. И вот уже три года жители собираются здесь на два самых главных для них праздника – День Победы и День ВМФ.

 

Для ветеранов памятник – знак памяти и уважения их ратной службы, для поколения сынов – напоминание о своём воинском долге перед Отчизной, а для внуков и правнуков – знак великой силы нашей страны, знак памяти славных подвигов дедов и прадедов и своего будущего долга перед страной, семьёй, матерью и отцом. И кажется, что когда эти юные мальчишки встречаются здесь с седовласыми морскими офицерами, когда они могут рассмотреть аксельбанты, медали и кортики и услышать такие торжественные, но настоящие песни о доле морской, о походах и настоящей мужской дружбе, именно тогда в их головах и рождается мечта служить на флоте. Когда-то, в советские времена этой работе уделялось огромное воспитательное значение. Воинские части дружили со школой и даже имели свой детский клуб «Парус».

Сейчас это подразделение ЦВР «Пашинский», педагоги которого вместе с советом ветеранов войны и труда заботятся о сохранении памяти и традиций этого замечательного праздника. После закрытия военной части ухаживают за памятником и территорией.

Да, сегодняшнее молодое поколение ещё узнаёт ветеранов на улице, может быть отчасти благодаря этому замечательному празднику – Дню ВМФ и от того, что среди жителей сложились семейные династии военных моряков: Мочаловы, Нестеровы-Елисеевы – три поколения, Читайкины, Кулинченко, Колесниковы, Филины, Востриковы, Винник, Лапины – два поколения.

И пусть сегодня праздник проходит не с таким размахом и без стройных шеренг военных моряков, но дух его морской, овеянный славой, возникает в этот день на улице от большого количества тельняшек, бескозырок, кителей, возникших как из пены морской и звона наград, отличительных знаков, который слышится задолго до начала торжеств у памятника.

По традиции, вместе с государственным флагом поднимается Андреевский стяг; выступают гости праздника: депутаты Совета депутатов города Новосибирска, ветераны боевых действий и ветераны Вооруженных сил Российской Федерации.

В их словах слышится настоящее приветствие морского братства. Не забывают о тех, кто уже никогда не сможет встать в строй военных моряков – чтят память минутой молчания и возложением цветов и венков к памятнику. Здравствующие ветераны в глубине души сохраняют надежду на продолжение морских традиций, глядя на счастливые лица своих внуков и учеников морского класса МБОУ СОШ № 46.

Семь футов под килем, друзья, вам и веры!

В походах пусть дуют попутные ветры!

Счастья безбрежного, как океан,

Нагрянет успех, как девятый, пусть, вал!

Основные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках программы:

– Митинг (Открытие памятника Ветеранам 118 Арсенала ВМФ, Митинг, посвященный Дню Победы в ВОВ, День ВМФ России).

– Трудовой экологический десант у памятника «Ветеранов 118 Арсенала ВМФ».

– Интерактивная викторина, посвящённая дню Российского флага.

– Познавательная программа, посвященная празднику Народного единства.

– Командная игра «Дневной дозор».

– Праздничная театрализованная программа «День Нептуна».

– Концертная программа ко Дню Пожилого человека.

– Соревнования по игре «Дартс» – «Меткий стрелок» и др.

Программа «Семь футов под килем» рассчитана на реализацию в течение учебного года, ежегодно состав участников обновляется, педагог включает в работу всех желающих подростков.

В настоящее время в жилом районе по ул. Флотской наше учреждение является основным пространством организации воспитания и социокультурной жизни. Здесь проживают внуки и правнуки ветеранов воинской части, именно поэтому дела и проекты в рамках программы «Семь футов под килем» имеют морскую тематику, большая часть дел проходит по морским традициям, заложенным ветеранами.

А. С. Макаренко утверждал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Организуя деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию педагогический коллектив Центра стремится в каждом ребенке воспитать «человека». «Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Георг К. Лихтенберг.

Список источников

1. URL:den-voenno-morskogo-flota Дата обращения: 30.08.18.

2. URL:mnogopozdravleniy.net Дата обращения: 30.08.19.

3. URL:my-calend.ru Дата обращения: 10.04.19.

4. URL:pozdravleniya-v-stihah/page Дата обращения: 11.04.19.

5. URL:http://yandex.ru/clck/jsredir Дата обращения:12.04.19.

6. URL:http://www.wisdoms.one/tsitati_pro_pokolenie.html Дата  обращения:12.04.19.

Количество просмотров: 4351  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы