Древнее чатское поселение на территории Новосибирска и последний бой последнего сибирского хана

 
 

Голодяев Константин Артёмович,

научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска»

 

Древнее чатское поселение на территории Новосибирска и последний бой последнего сибирского хана

IV научно-практическая конференция

«Культурное наследие тюркских народов

Сибири - Северной Азии: вчера, сегодня, завтра»

30 ноября 2018. г. Новосибирск

 

Опубликовано в журнале

«Туган җир» («Родной край»). Казань. №1.2019. С 92-102

 

Чаты пришли на берега Оби в начале второй половины XVI века. Сюда их с реки Омь вытеснил Кучум, который после убийства сибирского хана Едигера занял его трон. Естественно, что местное население рассматривало Кучума как узурпатора. Тем не менее, его военные походы значительно расширили границы ханства. Кучуму подчинились многие сибирские народы, в том числе и коренной народ нынешней Новосибирской области – барабинцы, а вот чаты отошли на восток.

Барабинцы компактно у нас жили (и живут до сих пор) на западе области (Бараба, Чаны), а чаты осели вдоль реки Обь. Мы хорошо знаем их поселение Юрт-Ора севернее Колывани, объявленное ныне достопримечательным местом. В том же районе есть археологические памятники ещё конца I тысячелетия, предположительно относимые к чатской культуре – например, городище Крутоборка-1. Также на территории Новосибирской и Томской областей существует много других, более поздних чатских городищ и могильников.

В начале XVII века немного севернее нынешней Колывани уже существовал укреплённый Чатский городок, который закрывал теленгутским всадникам дорогу на Томск. Он охранялся чатами совместно с русскими казаками и пережил несколько осад.

Когда в конце 1620-х годов сформировался антирусский союз Кучумовичей, теленгутов и барабинцев, часть чатов также примкнула к нему. Например, знатный мурза Тарлав, ранее принявший подданство Белого царя, отложился от русской службы, вышел с людьми из Чатского городка, ушел вверх по Оби, и в 1629 году на краю Караканского бора, при впадении в Обь речки Чингис основал свой новую столицу чатов – Чингис-городок. Сейчас на его месте большое русское село, сохранившее это старое название. В 1631 году здесь случилась битва, морально переломившая ход войны для анитирусской коалиции. Крепость была взята штурмом казаками и чатами мурзы Бурлака, а Тарлав был убит и торжественно захоронен своим противником Яковом Тухачевским.

Ещё одно загадочное поселение чатов находилось прямо на территории нынешнего Новосибирска. Сегодня оно более известно как «Чёртово городище» и считается памятным для большой части населения нашего города.

Рис. 1. Гора «Чёртово городище», н. XX века

Его история связана с первым проникновением войск Русского царства в Приобье. После разгрома Кучума Ермаком в 1581 году и занятием русскими столицы Сибирского ханства города Искер (Сибир) хан ещё продолжал военные набеги, но всё больше отходил на восток.

Царь Борис Годунов требовал окончательного решения вопроса. 4 августа 1598 года из города Тара вышел отряд из 700 русских ратных людей, казаков и 300 служилых татар под предводительством помощника воеводы Андрея Матвеевича Воейкова. При воеводе находился также ещё один ермаковский атаман Иван Гроза и голова Черкас Александров. 15 августа войско достигло Убинского озера. От местных жителей стало известно, что Кучум кочует на Чёрных водах (река Карасук) и при нем находятся «в собранье» 500 татар да еще 50 бухарских торговых людей. Захваченные в плен татары подтвердили, что «пошол де Кучум царь с Черных вод, на Обь реку.., где у него хлеб сеен»[1], что он собирает отовсюду людей, чтобы идти войной под Тарский городок. К тому же в двух днях пути от кочевий Кучума было замечено большое сосредоточение воинов-калмыков. Намерения их оставались неизвестными. Воейков решил не терять времени. Бросив обоз, конный отряд в 405 человек скакал днем и ночью, преодолев за 5 дней около 400 километров.

Он обнаружил хана на берегу Оби, в пятидесяти километрах от южной черты будущего города Новосибирска. Место, где произошло известное Ирменское (Ирменьское) сражение, последняя битва между Кучумом и царским отрядом Войекова установлено совершенно точно. 4 сентября в отписке в Москву воевода сообщал: «А сам я холоп твой, покиня кош свой на Ике озере, и пришел на Кучюма царя, наспех, и день, и ночь, и сшол Кучюма царя на Оби на реке, выше Чат три днища, на лугу на Ормени, от калмаков в дву днищах».1

Утром 20 августа у устья реки Ирмень, на ее правом берегу Воейков напал на главную ставку Кучума, в которой было около 500 воинов. Побоище началось на восходе и закончилось к полудню. В Ирменском сражении отряд Кучума, у которого не было «вогненнаго бою», был уничтожен. По донесению Воейкова от 4 сентября «Всея Руси люди их побивали, с берегу из пищалей и из луков; да с пятьдесят, Государь, человек служилых людей взяли живых, и я холоп твой велел их побить, а иных перевешать».1 Около 150 татар погибли при отступлении или утонули в Оби, в бою погибли князь Моймурат и двое внуков Кучума с товарыщи, 6 князей, 10 мурз и 5 аталыков и 150 человек ханской гвардии. Более 30 человек, членов ханской семьи, взяты в плен, в т.ч. семь царевичей, из них пять сыновей Кучума в возрасте 1-30 лет, восемь «цариц» — жен Кучума и тринадцать царевен. Самого Кучума не было ни среди убитых, ни среди пленных.

Знатные пленники, взятые в Ирменском сражении, были отправлены в Москву, где в январе 1599 года были торжественно приняты царём Борисом Годуновым. Вся столица вышла на улицы посмотреть на их приезд. Историк Николай Михайлович Карамзин сообщает, что царское правительство разработало специальную церемонию торжественного въезда в Москву сибирских царевичей и цариц. Царь Борис Годунов пожаловал царевичам Асманаку, Шаиму и Бипатше богатые шубы, меховые шапки, кафтаны, сафьяновые сапоги. Салатным-царице – кунью шубу, покрытую атласом с серебром, с пуговицами из драгоценных камней. Суйдимжан-царице – соболью шубу, покрытую золотым атласом, с серебряными пуговицами. Сопровождавшим их мурзам также были преподнесены богатые одежды, кафтаны, шапки, сапоги и т.п. Царский двор взял семью Кучума на свое содержание, регулярно присылал различные подарки, продовольствие, одежду, скот, птицу, вино, мед, дрова, посуду, сукна, шелка, шубы и т.д.1.

Ирменское сражение и въезд Кучумовичей в Москву изобразил на своих полотнах Николай Николаевич Каразин (1842-1908). Военный корреспондент, художник и этнограф Н.Н.  Каразин длительное время жил в Сибири и Средней Азии как солдат, а затем как летописец местных событий. Альбом его произведений предназначался в подарок цесаревичу Николаю II и был подарен ему летом 1891 года, когда он возвращался через Сибирь из поездки на Дальний Восток России.

Рис. 2. Каразин Н.Н. Въезд плененного Кучумова семейства в Москву в 1599 г.

Сейчас место битвы затоплено Обским водохранилищем. В 1998 году, в год 400-летия Ирменского сражения, неподалёку от места битвы, на правом берегу реки Ирмень был установлен памятный камень. В 2014 году по инициативе преподавателей Сибирского кадетского корпуса также были установлены памятная стела и 6-метровый православный поклонный крест. То ли устроители ошиблись, то ли по соображениям большей доступности (рядом село Новопичугово), этот мемориал был создан в другом месте, на левом берегу Ирмени.

Но битва закончилась вообще не здесь. Кучум с остатками своей гвардии сумел почти на 50 километров отойти ниже по Оби. Сегодня это район Новосибирской ГЭС. Здесь, прикрывая отход хозяина, немногочисленная гвардия Кучума окончательно полегла, а сам всё-таки хан ушел на лодке вниз по Оби с двумя приближенными.

Победители не знали о судьбе самого Кучума и Воейков указывает: «А про Кучума, Государь, царя языки многие сказывают, что Кучум в Оби реке утоп, а иные языки сказывают, что Кучум в судне утек за Обь реку. И я холоп твой плавал на плотах за Обь реку.., по лесом в крепях, и по островом на Оби-реке искал и нигде его не нашол».1 В следующей отписке от 17 октября Воейков уже сообщает следы поверженного хана, полученные накануне от чатских мурз: «сшол де он Кучума за Обью рекою, на лесу, вниз по Оби реке, от Кучумова побою в двух днищах… а утек де Кучум с бою, в судне, вниз по Оби-реке, сам-третий».1

Согласно легенде, беглецы пристали к берегу и устремились вверх по берегу впадавшей здесь в Обь речки Ташаткан (Каменка) под защиту чатской крепости Цаттыр («Чертово городище»). Сюда же подъехали его спасшиеся сыновья Али, Канай и Азим с парой десятков воинов. Эта последняя ханская ставка оказалась местом, где уставший от поражений Кучум, которому уже было за  70 лет, принял свое знаменитое решение отказаться от короны Сибирского царства. На предложение посланного Воейковым сеита Тул-Мамета принять высокую руку «белого царя» Кучум гордо ответил: «Не поехал деи я к Государю, по Государевой грамоте, своею волею, в кои деи пору я был совсем цел, а за саблею (за смертью) деи мне к Государю ехать не по что»1. После чего Кучум вместе с сеитом вернулся на место последнего сражения, в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца в соседнюю волость к мурзе Кожбахтыю, «просил лошадей и платья на чом бы ему мочно поднятца»1. Мурза Кожбахтый прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Но хан не стал встречаться с мурзой и ночью со своими людьми ушёл прочь вверх по Оби «в Нагаи». Больше того, кто гордо называл себя «Кочум-царь вольной человек», никто не видел.

Воейков счел за благо оставить старика в покое, так как воевать далее ему было не с руки – неподалеку стояло войско теленгутов. «А в Чаты, Государь, я холоп твой воевать не пошол… извоевать их не мочно»1. Впереди была зима. Войско вернулось в Тару.

Далее продвижение Русского царства на восток пошло севернее: в 1604 году был основан город Томск, в 1618–м заложен Кузнецк. Уйдя далеко «навстречь солнцу» на Амур, а к последней трети XVII века уже выйдя к Тихому океану, здесь, на юге Сибири русские не могли укрепиться и на сотню километров. Всю Верхнюю Обь в XVI – начале XVII веков контролировал Теленгетский улус, представляющий собою централизованное феодальное государство с армией, судебными и налоговыми органами, своей знатью (лутчими людьми) и своим курултаем. Русские называли их «белыми калмыками» или телеутами.

И более ста лет за эту территорию будущей Новосибирской области между Русским царством и Теленгутским улусом шла война. И что удивительно, в хрониках, документах военных действий пока не найдено ни одного упоминания ни о каком-либо городище у реки Каменка. А ведь такое укреплённое поселение, обязательно должно было быть замечено.

И хотя место с прекрасным высоким обзором на Обь, устье Каменки и скотную переправу так и просит поставить здесь укрепление или хотя бы дозор, пока само существование на этом месте крепости ещё не доказано.

Археологические раскопки на этом месте проводились несколько раз. В 1924 году при поддержке Государственной академии истории материальной культуры состоялась первая экспедиция для «исследования доисторической стоянки в долине реки Каменки». Ей руководил заведующий новониколаевским Народным музеем Алексеевич Кравков. Часть того подъёмного материала осела в нашем краеведческом музее, часть была отправлена в Ленинград, в фонды Государственного Эрмитажа.



Рис. 3. Подъёмный материал «Чёртова городища» в фондах Государственного Эрмитажа

Рис. 4. Раскопки Чертового городища, 1930 г., ф. из архива дочери П.И. Кутафьева

В конце 1920-х найти «Чёртово городище» пытался археолог, секретарь «Общества изучения Сибири и её производительных сил» (ОИС) Николай Константинович Ауэрбах. Он исследовал три левобережных мыса Каменки, но не нашёл. В 1930 году на мысах в районе расположения «Чёртова городища» были проведены археологические исследования под руководством директора Западно-Сибирского краеведческого музея Петра Ивановича Кутафьева. К сожалению, его отчет и полевые дневники пока не найдены. В том же году научным сотрудником музея Павлом Петровичем Хороших в низине Каменки были обнаружены следы некоего поселения. Найдено значительное количество фрагментов предметов (наконечники стрел и копий, топор, скребки, керамика), относящихся к нескольким периодам: неолита, раннего железа (VII-VI вв. до н. э) и бронзы (XVI—XVII вв. н. э)[2] — как раз описываемое нами время. В фондах Новосибирского государственного краеведческого музея хранятся несколько десятков фрагментов керамики с этого памятника.[3]

В 1960-е годы  попытки найти остатки этого памятника предпринимала известный археолог Татьяна Николаевна Троицкая, но уже безрезультатно. Во второй половине 1980-х в парке также закладывали шурфы и искали члены Клуба юных археологов при Дворце пионеров – ничего не нашли.

По некоторым данным, существовало и древнее кладбище городища, которое находилось выше по реке, на несколько сот метров севернее. В 1981 году на его месте было построено новое 14-этажное здание обкома КПСС. Ныне в нём располагается Законодательное Собрание Новосибирской области.

Также следует отметить популярную ошибку соотнесения «Чёртова городища» с поселением Мочигу, которое пытаются истолковать трансформацией тюрского «богочы-кечюю» – «переправа возле холма». Это фактологически заманчиво, но неверно, т.к. Мочигу просто описка переписчика карт, сделанная при написании названия русской деревни Мочище, расположенной в 10 километрах севернее Новосибирска.

И всё же есть подтверждение существования на крутом берегу Каменки древнего поселения. Более ста лет назад его описал один из первых хронографов города Николай Павлович Литвинов: «Ново-Николаевцы являются не первыми обитателями на занимаемом ими месте. Давно, сотни лет тому назад, самая высокая часть настоящего города была заселена неизвестным нам племенем. Еще видны и в настоящее время на месте, которое именуется «Чертово городище», следы юрточных построек. На юго-восток от жилищных следов виден земляной – крепостной вал, противоположная валу сторона становища неизвестных нам обитателей ограждалась крутым и неприступным обрывом, спускающимся в р. Каменку. Невдалеке от крепостного вала, через лог, есть следы одиноко разбросанных холмиков, очевидно, следы могильников. Кто жил и когда покинул это место, мы, может быть, в состоянии будем узнать только тогда, когда археологи вскроют могильники; а теперь мы можем только отметить, что выбор места нашими предшественниками в смысле господства над окружающей окрестностью сделан очень удачно. С этого пункта, как с орлиной скалы, видна расстилающаяся окрестность».[4]

Рис. 5. Вид земляного вала «Чёртова городища», 1904. ф/альбом Н.П. Литвинова

Причём уже тогда наши горожане считали городище одной из достопримечательностей города. 9 сентября 1917 года жители города даже встали на защиту этого исторического памятника. Они передали в тогдашний орган власти – городское народное собрание Ново-Николаевска следующее заявление: «…сознательная группа жителей Закаменской части считает долгом поставить в известность городское народное собрание о нижеследующем. В конце Самарской улицы, на р. Каменке выходит мыс, называемый «Городище». На этом мысу была крепость древних жителей Сибири, от которой сохранились контуры окопов и вал. «Городище» представляет большой интерес в археологическом отношении, что подтверждается хотя бы тем, что ни Алтайский округ, ни старая городская управа никому в аренду «Городище» не сдавали и таковое охраняли от разрушения.

В настоящее время варвары-нахаловцы уничтожают памятник седой старины: валы крепости раскапываются, контуры окопов планируют и возводят на «Городище» самовольные жилые постройки без ведома народного собрания.

Народное собрание, идя навстречу безземельной бедноте, отводит селитебные участки под жилые постройки, между тем самовольный захват городской земли и застройка таковой хулиганами с нарушением строительного, пожарного уставов и санитарии с каждым днем возрастает. В течение июля и августа по берегам реки Каменки, в районе от Мостовой улицы до безымянного проулка, самовольно возведено девять жилых домов с надворными постройками, да на «Городище» строятся три дома, довольно приличных, что указывает, что нахалы-строители – люди не бедные.

Помимо той скорби, которую вызывает разрушение хулиганами памятника седой старины, нас беспокоит нарушение в жизни города законности и порядка, учиняемое обнаглевшими мерзавцами, превратившими долгожданную свободу в анархию…

Поблажка и попустительство со стороны народного собрания по отношению к нахаловцам-строителям приносит городу страшный вред как с материальной, так и с моральной стороны, с чем в недалёком будущем народному собранию придётся считаться.

Силе должна противостоять сила, иначе порядка не будет. На этом основании сознательная группа жителей Закаменской части покорно просит городское народное собрание: ликвидировать самовольные постройки на урочище, называемом «Городищем», со всей строгостию закона, постройки захватчиков-самоуправцев снести мерами милиции, дабы другим неповадно было, что послужит доказательством для темных масс тому, что в городском народном собрании существует право и порядок, а не разруха и попустительство.

С совершенным почтением и преданностью группа сознательных жителей Закаменской части»[5].

Ещё в 1905 году здесь был устроен сад «Свобода», по одной из версий получивший своё название в честь знаменитого Октябрьского манифеста Николая II о даровании свобод населению России, который провозглашал свободу совести, слова, собраний, союзов и т.д. Есть и другая датировка создания этого сада - в газете «Голос Сибири» говорится, что сад «Свобода» был организован «Обществом ревнителей свободно-культурного просвещения граждан» в 1917 году, после февральского переворота.

У него своя, интересная история, он менял названия, предназначения, но сегодня нас интересует другое. В июне 1999 года активистами Новосибирского татарского культурного центра в парке был установлен закладной камень с намерением создать на его территории музей культуры сибирских татар. С камня давно сбита памятная табличка, рядом построен фонтан «Кащей Бессмертный и Змей Горыныч». Создан он по мотивам русских народных сказок, но как бы очень намекает на легенду этого места. Здесь мы видим прямой намёк и на Чёртово городище, и хана Кучума с большим перстнем с буквой «К», и щуку, протягивающую ему яйцо смерти.

А скоро из-за всё плотнее разрастающейся застройки поймы Каменки и строительства на месте «Чертового городища» высотного жилого комплекса не будет уже и этого великолепного обзора на Каменку и левый берег Оби.

И всё же идея создания на данном памятном месте музея ещё жива, а, может быть, и вполне реальна. Во всяком случае, Новосибирский татарский культурный центр ведёт по этому поводу активную работу.

Я попробовал поточнее определить место нахождения памятника истории. В государственном Перечне объектов культурного наследия Новосибирска его местоположение обозначено как «ул. Шевченко (левый берег р. Каменка, на месте детского парка им. Кирова)»[6]. В ответе краеведческого музея на отношение Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР от 24 ноября 1948 года (№ СК-15-81), стоянка человека времен неолита и бронзы указана «в южной части парка им. Кирова (до 1936 года – парк «Свобода»)»[7]. В «Археологической карте Новосибирской области» 1979 года также говорится, что при закладке на этом месте парка им. Кирова и строительстве здания Городского дворца пионеров (Кирова, 44) «было обнаружено значительное количество фрагментов керамики, относящейся к двум периодам: VII – VI вв. до н.э. и XVI-XVII вв. н.э. (культура чатских татар)»[8].

Также я обратился к картам.

Для определения более точной локации места я взял за основу карту Ново-Николаевска 1906 года, где хорошо прорисована овражная сеть реки Каменка и улицы города. На неё я наложил современную схему 2ГИС, привязав её по четырём опорным точкам: железнодорожному мосту, храму А. Невского и линиям улиц Восход (быв. Сузунской) и 9-е Ноября, известной нам по описанию 1917 года: «в конце Самарской улицы, на р. Каменке выходит мыс, называемый «Городище».

Таким образом я уже находил село Кривощёково и некоторые другие объекты. Для проверки я проделал подобную операцию со слоями карты 1906 года и снимком данного участка из космоса сервиса Google Earth. Результаты совпали.

Рис. 6, 7. Наложение современной схемы Новосибирска на план 1906 г.

Искомый мыс Городища точно лёг основанием на центральную часть здания Нижегородская, 6, а языком ушёл на северную половину дома по Шевченко, 11. Это 25-этажный дом жилого комплекса «Эльбрус», построенный на уже срезанном берегу Каменки всего несколько лет назад. А вот с Нижегородской, где ныне находится Сибирский институт управления, история интереснее. Строился он во второй половине 1980-х под новое здание КГБ и Высшей партийной школы. Понятно, что объект был стратегический (как и вышеупомянутое здание обкома КПСС) и те артефакты, которые там могли быть обнаружены при закладке фундаментов, безусловно, ни в какие отчеты и фонды и близко не попали.

Строение овражной сети на данном участке подтверждается и историческими фотографиями.

Таким образом, памятник позднего средневековья на территории Новосибирска под названием «Чёртово городище» можно считать полностью потерянным, но музей чатской культуры тем не менее, вполне уместен и на соседнем участке, который занимает парковая зона и где уже заложен памятный камень. Как он будет выглядеть, будет это гостевая юрта или более основательное сооружение вариантов может быть много. Но проектировать его надо.


[1] Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т.II: 1598-1613. СПб., 1841. С. 1-4, 7. 16-23.

[2] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), Ф. Р-1813. Оп. 1. Д. 122. Л. 5

[3] Фонд: Археология. [Электронный ресурс] // Новосибирский государственный краеведческий музей URL: http://kamis.youmuseum.ru:8686/kng/fund/view-funds.jsf (дата обращения 23.11.2018).

[4] Литвинов Н.П. История роста и развития города... // Справочник по городу Ново-Николаевску. - 3-е изд. [Печ. по 2-му изд.: Ново-Николаевск: электропечатня Н.П.Литвинова, 1912] – Новосибирск. 1992. С. 29-35.

[5] ГАНО. Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 244. Лл. 8,9

[6] Свод памятников истории и культуры народов России».  Кн. 1. (г. Новосибирск. Памятники, состоящие на государственной охране).  Новосибирск: НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области. 1998.

[7] ГАНО. Ф. Р-1813. Оп. 1, Д. 37. Л. 6

[8] Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск: Наука, 1980. С. 91.

Количество просмотров: 4589  

Добавить комментарий

Target Image
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы