Азбука журналиста, или зачем организовывать школьную профильную смену

 
 

Гусенкова Светлана Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

медиапедагог, руководитель пресс-центра

МБОУ СОШ № 4 ОЦ г. Новосибирска

 

Азбука журналиста, или зачем организовывать школьную профильную смену

Каждое лето школьники начинают одинаково: переводные экзамены, практика на участке школы или летний пришкольный лагерь. А можно практику сделать профильной. Именно так вот уже пятый год подряд 1 июня на базе пресс-центра МБОУ СОШ № 4 ОЦ, нашего родного пресс-центра, ребята, интересующиеся журналистикой, начинают лето, участвуя в профильной смене «Азбука журналиста».

В течение всего учебного года юные журналисты регулярно пишут свои материалы, узнают что-то на занятиях в пресс-центре и выездных мастер-классах, но всерьез погрузиться в область жанров или стилистики никак не удается: времени всегда в обрез. Поэтому цель первая: изучить отдельные жанры журналистики. Каждая смена посвящается разным жанрам, в итоге те, кто проходит 3-4 смены, знакомятся практически со всеми жанрами, и новостными и аналитическими. Как выбираем жанры? По желанию, а когда нет сил договориться, помогает жеребьевка. Итак, цель первая достигнута: жанры профильной смены выбраны. Например, в прошлом году жанровая политика была Репортаж и Корреспонденция. Конечно, никто не отменяет полета фантазии, а это значит, если у тебя появился сверхурочный материал в любом другом жанре – всегда пожалуйста. Твои бонусы тебе в копилку!

Кстати о копилке. Цель вторая – стать лучшим журналистом года, а это значит, можно заработать приз от администрации и попечительского совета школы. Что значит быть лучшим журналистом? – спрашиваю у своих юнкоров. Значит вовремя сдавать материал; писать интересно; работать в команде, а потому «всегда с фоточками». Да, материал без фото не принимается. А еще набрать больше всего бонусов! Бонусы ставятся за участие в выездных встречах, за сдачу материала своевременно и … В общем, «каждое лыко в строку». Так оформляется экран профильной смены, куда вносятся все бонусы участников смены. Как показывает опыт, очень дисциплинирует.

Учимся планировать! Да, профильная смена помогает ребятам научиться планировать свою неделю, а время в летний период дорого стоит! Перво-наперво, план смены утверждается сразу в День защиты детей. Однако журналистский мир никогда не стоит на месте, и это открытие для себя впервые делают те, кто не входит в штат редакции, а просто по собственному желанию знакомится на профильной смене с этой профессией. Действительно, еще вчера был запланирован выход в Музей Центрального района на встречу с артистами кукольного театра, а сегодня утром уже эта встреча перенесена на послезавтра, а сегодня идем в газетный зал областной детской библиотеки им. М. Горького изучать периодику для современных подростков или архивные номера «Пионерской правды». И так в течение двух недель график мероприятий может корректироваться по несколько раз, но в таком плавающем графике неприкосновенным остаются сроки сдачи материалов. Следовательно, цель третья – научиться планировать свою работу в соответствии с общим графиком смены и отчитаться за сделанное. Формы отчета очень просты: первая – это дневник профильной смены и вторая – готовый материал.

Как составляем план мероприятий? В мае, когда объявляется профильная смена, все журналисты подают свои заявки: с кем хотят встретиться, где побывать, о чем написать. Руководитель пресс-центра, т.е. я, через наших шефов, а это в первую очередь гуманитарно-просветительский клуб «Зажги свечу», и друзей – общественных организаций, с которыми мы тесно сотрудничаем, договариваюсь со специалистами, которые готовы помочь нам с организацией встреч, мастер-классов, лекториев, практикумов. Затем в конце мая составляем циклограмму на 15 дней, в которую включаются дни самостоятельной работы над материалом (это обычно дни экзаменов ОГЭ или ЕГЭ, когда школа для посещений закрыта и учитель занят). Сразу определяется день закрытия смены, когда подводятся итоги по бонусной системе, определяется победитель смены (хотя нужно сказать, что в прошлой смене победителя у нас не было! – такое, как видите, тоже бывает), вручается приз и, конечно, торт для всех участников смены. Грамоты по итогам профильной смены вручаются на общешкольной линейке 1 сентября.

Вот уже два года подряд некоторые наши журналисты в качестве профильной смены ездят в лагерь на городскую медиасмену, организуемую специалистами ГЦИ «Эгида». Свои результаты, наработки и открытия ребята представляют в удобном для них формате: кто-то пишет материал, кто-то делает презентацию.

Теперь и нам можно подвести первые итоги, ведь все-таки азбука журналиста: Аз – определиться с инфоповодом из тех предложений, которые поступили в банк профильной смены; Буки – понять законы объявленных жанров; Веди – регламентировать свою деятельность, чтобы бонусы были в копилке, т.е. на экране. Теперь про Глагол.

Речь журналиста, эмоциональность и выразительность – это то, над чем всегда нужно работать. В течение каждого дня наша смена начинается с речевой пятиминутки журналиста: мимические и артикуляционные упражнения, психологические тренинги, квесты на наблюдательность. Это занимает первые полчаса встречи на смене. Проводим их по-разному: палочка-выручалочка, которая у нас есть в пресс-центре (это сувенирная большая красная ручка из дерева или мячик-глобус), определяет, кто завтра, например, проводит пятиминутку. Ребенок или учитель, на кого выпал жребий, готовит материал и сам проводит такую разминку на следующий день (бывает, и через день по графику). Это всегда весело и полезно: иногда ракрываются многие дети очень небычно и по-новому.

Варианты заданий для пятиминуток могут быть самые разные. Мы предлагаем универсальные задания, которые можно использовать в любом помещении и любой группе, например, такие:

Задание первое, орфоэпическое – самый грамотный диктор. Каждому дается карточка, нужно произнести слова правильно. За отличное, безошибочное выполнение – бонус на экран профильной смены.

Закупорить, звонить, жалюзи, по средам, обеспечение, договор, лососевая, рожки оленя, порция рожков, баловать, оптовый, дремота, средства, красивее, пломбировать, кета, черпать, щавель.

Задание второе – волшебный квадрат По слову в день: своеобразный тест на внимательность, когда нужно найти все слова. Побеждает тот, кто первым нашел все слова – бонус на экран.

к

а

о

ц

и

т

а

ж

е

р

е

п

т

и

я

к

о

о

б

о

з

р

е

н

и

е

в

е

и

л

ш

о

р

ч

р

у

а

р

л

н

ю

п

т

т

л

е

к

у

в

е

а

р

м

о

д

и

у

о

ч

е

р

к

о

к

а

р

к

ъ

е

п

р

е

п

р

ч

р

и

р

п

о

у

т

и

е

т

с

с

в

о

т

у

к

е

ы

а

п

л

ю

д

б

к

е

п

з

о

а

ч

с

к

у

х

р

е

л

о

х

а

д

а

о

а

ж

е

в

в

р

р

д

п

е

и

н

й

о

в

у

н

д

е

к

в

и

е

н

о

т

у

и

ы

а

я

у

ф

д

о

с

к

о

ц

а

в

е

п

р

в

ь

ю

т

я

ж

е

у

к

п

е

к

е

м

ж

ш

т

и

е

к

в

ы

я

н

р

и

н

ц

с

а

г

а

к

в

о

с

и

р

а

з

ц

и

з

и

т

к

т

н

а

т

п

е

ч

а

к

н

и

и

и

о

у

с

ы

и

н

т

е

р

в

ь

ю

а

т

и

я

ц

ю

и

я

я

н

и

е

а

а

в

к

н

р

и

и

и

Задание на эмоционально-эстетическое развитие – ритмическая пятиминутка Барабаним: нужно повторить ритм, задуманный ведущим или назначенным лицом.

Задание четвертое – развитие критического мышления Верите ли вы…: ребята отвечают на вопросы ведущего, среди которых есть верные и неверные утверждения.

Задание пятое – решаем Ребусы: часто ребята составляют кроссвордики небольшие (10 слов) или ребусы и с удовольствием их решают. Например, ребусы Руслана Морозова по теме «Театр».

Задание шестое – забавные ролевые игры-шутки, например:

*Мы сегодня пришли к директору зоопарка. Как нас встретили в вольере с медведем…

*Сегодня мы оказались в кондитерском цехе. Пускать ли туда сладкоежек…

Задание седьмое – выявляем лидера «Состязание в парах»: Исходное положение. Встаньте парами лицом друг к другу. Расстояние между вами не должно превышать полуметра. Вытяните руки и упритесь своими ладонями в ладони партнера. Задание: попытаться сдвинуть товарища с места. При этом ведущий в паре может порой ослаблять натиск, чтобы партнер потерял равновесие. Тактику можно менять.

Это и подобные упражнения можно брать из актерского минимума, очень полезно! (См. например, С. В. Гиппиус. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. С-П, 2009; М. Кипнис. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов. М., 2008 и др.).

Этюды и упражнения на общую раскрепощенность помогают снять напряжение, которое очень часто есть у некоторых школьников, отсюда боязнь общения с незнакомыми людьми, нового пространства и новой роли, что находит отражение и в речи начинающего журналиста. Уверенность в себе, свободная речь, выразительность и убедительность – вот те качества, которые необходимо развивать в каждом ребенке, а в начинающем журналисте особенно.

Можно продолжать азбуку журналиста, но если он всегда улыбается своему собеседнику, значит, он готов нести ДОБРО в мир. Лучшей цели для профильной смены, по-моему, нет.

В зале архивных материалов и  газет НГОНБ (Советская, 6):

первые сибирские газеты и альманахи

Количество просмотров: 1967  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы