Конкурсное движение как методический ресурс для реализации идей образования в интересах устойчивого развития в процессе воспитания дошкольников и школьников

 
 

Цветкова Нина Ивановна,

старший преподаватель кафедры охраны здоровья,

основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Габер Ирина Владимировна,

заведующий кафедрой охраны здоровья,

основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.м.н., доцент

 

Конкурсное движение как методический ресурс для реализации идей образования в интересах устойчивого развития в процессе воспитания дошкольников и школьников

Сегодня от учителя в первую очередь зависит не только

судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете/

Моисеев Н. Н. [14]

Образование в интересах устойчивого развития (далее – ОУР) – новый вектор развития образования, призванный обеспечить системное познание всех сторон взаимодействия общества с природой – экологической, социальной и экономической на основе экосистемной методологии познания. Цель ОУР – развитие человеческого потенциала как способности человека выстраивать рефлексивное отношение к собственным качествам и ресурсам и формировать проект своего собственного настоящего и будущего на основе культуры устойчивого развития, что означает сбалансированное, прогнозируемое, управляемое развитие, которое не разрушает окружающую природу и в то же время обеспечивает непрерывный общественный прогресс [9]. Культура устойчивого развития обеспечивает ориентацию индивида не только на ценности гуманизма, но и включение в нравственную систему экологических ценностей – отношение к природе и отношение людей друг к другу [1; 12].

Актуальность продвижения идей ОУР в структуру содержания и методического аппарата общего образования продиктована необходимостью развития экологической культуры, включенных в неё навыков экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения для создания демографического и кадрового потенциала устойчивого социально-экономического развития России.

Формирование экологической культуры, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни актуализируется требованиями Федеральных государственных стандартов (ФГОС), положениями Основ государственной политики экологического развития России до 2030 года [16] и Основ государственной культурной политики России [15] в вопросах культуры и образования. Эта задача поставлена в региональной Программе развития воспитания Новосибирской области на 2019-2024 годы в части подпрограммы «Здоровый выбор: экологически целесообразный, здоровый и безопасный образ жизни, физическая культура и спорт, безопасная образовательная среда».

Решение этой задачи затруднено тем, что ключевые идеи устойчивого развития, которые являются инвариантным компонентом содержания ОУР, не имеют явного представительства в содержании отдельных предметов, внеурочной или воспитательной деятельности, они носят надпредметный, надситуативный общекультурный характер, что требует применения специальных методических приёмов для их выявления, понимания, присвоения и использования в качестве ориентировочной основы при выборе варианта поведения.

Тем не менее, опыт реализации идей ОУР постепенно накапливается в отечественном экологическом образовании [11], при изучении географии, технологии, информатики [9], в рамках внеурочной деятельности при реализации УМК «Экология учебной деятельности» для учащихся 1-11 классов [4; 13]. ФГОС среднего общего образования предусматривает включение в учебный план предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», содержание которой должно интегрироваться на основе ключевых идей ОУР. Разработаны концепция, методические рекомендации и учебное пособие к интегрированному курсу для старшеклассников «Экология и безопасность жизнедеятельности» [5; 20].

Своеобразными «точками сборки» содержания ОУР в структуре основной общеобразовательной программы, предусмотренной требованиями ФГОС, выступают воспитательные программы, направленные на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В помощь учителям разработана Концепция программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (начальное общее образование) [8], методическое пособие по проектированию содержания внеурочной деятельности [7].

Вместе с тем воспитатели и учителя испытывают объективные затруднения, связанные с пониманием ключевых идей ОУР, освоением методических средств их интеграции с содержанием общего образования. Многолетний опыт нашей работы в системе дополнительного профессионального образования работников образования в сфере охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности позволяет нам утверждать, что в школьном образовании продолжает доминировать подход к воспитанию здорового образа жизни, не связанный с формированием экологической культуры. Ценность здоровья рассматривается антропоцентрически: как наивысшая ценность на Земле, природа же прагматически оценивается лишь как необходимое условие для его сохранения. Оторванное от экологического мышления и экологической культуры образование в области здоровья скатывается к эмпирическому набору полезных советов. Не формируются представления о том, что их действие ограничено определенными экологическими условиями за счёт неразрывного единства внутренней и внешней среды организма, что является важнейшей общей закономерностью саморегуляции живых систем разного уровня организации в их взаимодействии с окружающей средой.

Для создания педагогических ситуаций, в которых появляется возможность конкретизации и понимания ключевых идей ОУР, мы предложили комплекс методических средств формирования экологической культуры и здорового стиля жизни в процессе воспитания дошкольников и школьников. Выявление лучших региональных практик их применения осуществлялось с помощью регионального конкурса «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни» (далее – Конкурс) [17].

Цель Конкурса – выявление лучших региональных практик, реализованных с помощью комплекса методических средств по формированию и развитию экологической культуры и здорового стиля жизни на основе ключевых идей ОУР в процессе воспитания детей дошкольного и школьного возраста путем активизации их познавательной, творческой, коммуникативной деятельности при изучении объектов природного и культурного наследия, а также при организации совместной творческой деятельности детей и родителей.

Задачи Конкурса:

1. Способствовать развитию эколого-проектного мышления у детей дошкольного и школьного возраста, направленного на формирование навыков экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни (номинация 1).

2. Способствовать расширению представлений школьников об объектах природного и культурного наследия родного края в интересах устойчивого развития территории, переноса лучших традиций из прошлого в настоящее и будущее (номинация 2).

3. Способствовать формированию и развитию экологической и здоровьеориентированной направленности личности школьника, чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира, положительного отношения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям (номинация 3).

4. Способствовать развитию у детей, их родителей потребности и готовности вести экологически целесообразный, здоровый и безопасный образ жизни на основе общих экологических и культурных ценностей и традиций, направленных на бережное отношение к окружающей среде в интересах устойчивого развития (номинация 4).

Впервые отбор педагогических практик осуществлялся на основе ключевых идей ОУР, предполагающих следующие механизмы его реализации:

– интеграция образования в области экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности [2; 10];

– осуществление образования на основе принципов ОУР: партнёрства, предосторожности, справедливости, сохранения природной среды, экологического (эколого-проектного) мышления; соотношения глобального и локального («мыслить глобально, действовать локально»), связи настоящего с прошлым и будущим («думать о будущем – действовать сейчас», «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»), сохранения природного и культурного наследия на личностном-локальном-региональном-глобальном уровнях, опора на культуру, здоровье- и средосберегающие традиции коренного населения места проживания участников конкурса [6];

– достижение цели общего экологического здоровьесберегающего образования для УР: формирование у обучающихся экологической культуры путём 1) развития экологической грамотности; 2) формирования экологического мышления; 3) развития экологического сознания (экологической направленности личности); 4) формирования личного опыта творческого применения экосистемной познавательной модели и экоцентрической управляющей модели деятельности; 5) развития  рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей устойчивого развития [3].

Кроме механизмов реализации ОУР, участникам конкурса было предложено ориентироваться на ключевые идеи устойчивого развития, составляющие общекультурное ядро содержания ОУР, его инвариантный компонент [6; 9]:

– объединять три основные стороны в мышлении, мировоззрении и деятельности современного человека: экономической, социальной и экологической для обеспечения баланса между социально-экономическими потребностями общества и природными возможностями биосферы (или функциональными возможностями организма человека);

– при решении любых проблем признавать и учитывать взаимосвязанность и взаимообусловленность достижения социальных, экономических и экологических целей на личностном, локальном, региональном и глобальном уровнях, принимая во внимание опыт в прошлом и прогнозируя последствия принимаемых решений в настоящем для будущих поколений; при этом понимать под экологическими целями обеспечение целостности природных экосистем, сохранение и улучшение экологического качества среды жизни, под экономическими целями рост экономики, под социальными – повышение качества жизни, достижение социальной справедливости, культурной идентификации и т.п.;

– помнить о приоритете законов природы и безусловном принятии запрета на конфликт природного и социального, что означает объективное существование границы допустимой активности человека (экологического императива), меры допустимых изменений природных экосистем, дефицитного ресурса в любой деятельности человека; неизбежность экологического кризиса при несоблюдении объективных законов природы;

– признавать ведущую роль культуры – науки, образования, полиэтнокультурных традиций – в гармонизации отношений природы и общества, обеспечивая тем самым их ко-эволюцию (устойчивое развитие);

– осуществлять движение в будущее на основе эколого-проектной культуры общества, опирающейся на принципы предосторожности и «мягкого управления», помнить о мере допустимого преобразования окружающей среды и необходимости учитывать «слабое звено» в развитии любой системы, в любой деятельности;

– стремиться к сохранению природного и культурного наследия человечества, разнообразия его элементов;

– обеспечивать экологическую безопасность, осуществлять экологический мониторинг – контролировать риски и угрозы для безопасности человека, объектов природы и техносферы;

– учитывать национальные особенности движения к устойчивому развитию;

– широко применять социальное партнерство на основе диалога и сотрудничества с учётом общей среды проживания и хозяйствования.

В процессе экспертизы конкурсных работ мы обращали особое внимание на те из них, в которых педагогу вместе с детьми удавалось выявить эти идеи в конкретном содержании, определить их культурное и личностное значение, обсудить их применение при выборе варианта собственного поведения в конкретной ситуации, описываемой в конкурсной работе. Такие методические приёмы способствовали формированию представлений у детей и родителей о границе допустимой активности человека (экологическом императиве) и создавали предпосылки для включения этого ограничения в свою систему ценностей (нравственный императив).

В качестве укрупненной дидактической единицы содержания всех конкурсных работ мы предложили культурный концепт «наследие». Все работы ориентировались на сохранение объектов (ст. 1 [18], ст. 3 [19]), ценностей или традиций природного и/или культурного наследия и отражали ключевую идею устойчивого развития о том, что человек в своей деятельности должен учитывать требования экологического императива и «вписывать» свою деятельность в возможности природы, любой живой системы, биосферы, конструктивно разрешая универсальное противоречие «потребности человека – возможности среды».

В структуре конкурсных работ предусмотрено 4 номинации, в каждой из которых выделены направления, связанные либо с природным, либо с культурным наследием, ценностями, традициями (таб. 1). Исключение составляла первая номинация, в рамках которой направления выделены по возрастному принципу и главной задачей этой номинации было выявить особенности процесса формирования эколого-проектного мышления у детей разного возраста при взаимодействии с природными или культурными явлениями (объектами, ценностями, традициями).

Таблица 1.

Структура конкурсных работ по номинациям и направлениям

Номинации

 

 

 

 

Направления

Номинация 1 «Конкурс социально-образовательных проектов по формированию у детей экологической культуры и здорового стиля жизни»

Номинация 2 «Конкурс детских творческих отчетов о путешествии или экскурсии»

Номинация 3 «Конкурс детских сочинений»

Номинация 4 «Конкурс семейной фотографии»

Направление 1 «Природное наследие, ценности, традиции»

1.1. «Эколята-дошколята» (дошкольники 5-7 лет);

1.2. «Эколята» (школьники 1-4 классов);

1.3. «Юные защитники природы: будущее, которого мы хотим» (школьники 5-7 классов).

2.1. «Путешествие по местам родного края: сохраняем природное наследие»

3.1. «Моя экологическая культура»

4.1. «Экологические ценности и традиции в моей семье»

Направление 2 «Культурное наследие, ценности, традиции»

2.2. «Путешествие по местам родного края: сохраняем культурное наследие»

3.2. «Мой здоровый стиль жизни»

4.2. «Культурные ценности и традиции в моей семье»

Каждая номинация сопровождается критериями и показателями оценивания конкурсных работ, которые доступны для ознакомления, использования участниками при подготовке конкурсных материалов [17]. По итогам Конкурса в каждой номинации предусмотрены формы поощрения участников, включая родителей: дипломы Победителя и Лауреата; благодарственные письма, а также сертификаты всем участникам всех конкурсных номинаций, подтверждая тем самым участие воспитателя или педагога в инновационной педагогической деятельности.

В целом, давая количественную характеристику Конкурса, мы отмечаем, что в течение двух лет конкурсного движения количество образовательных организаций составляет немногим больше 30. В их число входят как дошкольные образовательные, так и общеобразовательные организации. Организации дополнительного образования детей остаются пока в меньшинстве (таб. 2).

Таблица 2

Количественные показатели Конкурса

Количественные показатели

2018 год

2019 год

Всего образовательных организаций, в том числе

33

32

Дошкольные образовательные организации

22

13

Школы

10

16

Учреждения дополнительного образования детей

1

3

Всего педагогических работников, в том числе

71

94

С высшей категорий

26

42

С первой категорией

27

40

Без категории

18

12

Со стажем работы до 1 года

3

1

Со стажем работы до 10 лет

18

23

Со стажем работы до 15 лет

15

17

Со стажем работы до 20 лет

6

20

Со стажем работы до 25 лет

4

13

Со стажем работы свыше 25 лет

25

20

Всего конкурсных работ, в том числе

72

122

по Номинации 1 «Конкурс социально-образовательных проектов по формированию у детей экологической культуры и здорового стиля жизни»

17

16

по Номинации 2 «Конкурс детских творческих отчетов о путешествии или экскурсии»

11

4

по Номинации 3 «Конкурс детских сочинений»

15

36

по Номинации 4 «Конкурс семейной фотографии»

29

66

Всего человек, вовлеченных в реализацию работ по Номинации 1, в том числе

774

598

Детей, в том числе

566

468

Мальчиков

263

224

Девочек

303

244

Взрослых (воспитателей, учителей, родителей)

208

130

Всего человек, вовлеченных в реализацию работ по Номинации 2, в том числе

73

55

Детей, в том числе

62

46

Мальчиков

27

5

Девочек

35

41

Взрослых (воспитателей, учителей, родителей)

11

9

За два года отмечается увеличение количества педагогических работников, причем наибольший интерес Конкурс вызывает у опытных педагогов с высшей или первой категорией и стажем работы от 10 до 25 лет. Для учителей и воспитателей без категории конкурсные требования вызывают затруднения, которые мы помогаем разрешать в процессе консультаций, стажировок, курсов повышения квалификации.

Отметим, что в рамках деятельности кафедры реализуются программы повышения квалификации работников образования по развитию навыков проектирования программ воспитания и социализации в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; по формированию и развитию у детей навыков экологически целесообразного здорового и безопасного образа жизни, физической культуры и спортивной активности в контексте ФГОС общего образования.

Конкурсные работы по номинации 1 и 2 описывают коллективные события, в реализацию которых вовлечены как дети (больше девочек), так и взрослые – воспитатели, учителя, родители (таб. 2). Их подготовка, проведение и описание требует значительных усилий, высокого уровня профессионализма. Конкурсные работы по номинациям 3 и 4 связаны с индивидуальной деятельностью – либо конкретного ученика (написание сочинения), либо конкретной семьи (семейная фотография). Их число в 2019 году выросло более, чем в 2 раза, по сравнению с 2018 годом, что свидетельствует о высоком интересе к таким видам деятельности (таб. 2).

В рамках номинации 1 «Конкурс социально-образовательных проектов по формированию у детей экологической культуры и здорового стиля жизни» участники Конкурса представляли проект, реализованный в течение трех последних лет, отражающий экологоориентированную и здоровьенаправленную проектную деятельность детей под руководством взрослых. Проект должен являться компонентом какой-либо программы, находить свое отражение в структуре Основной образовательной программы, реализуемой в образовательной организации. В конкурсной номинации предложена структура проекта, руководствуясь которой автор должен описать проблемы и противоречия, наметить цель и задачи, методы и формы организации познавательной и/или практической деятельности детей для их разрешения. Наряду с этим конкурсант должен был представить описание ориентировочной основы действий (элементы эколого-проектного мышления), направленных на формирование экологически целесообразного и безопасного поведения детей в окружающей среде. Проектная работа иллюстрируется рисунками, фотографиями, отзывами, рецензиями, видеосюжетами по проведенной защите проектов.

Под руководством педагогов и воспитателей, ставших Победителями и Лауреатами в конкурсной номинации 1, в образовательных организациях успешно реализуются социально-образовательные проекты, которые могут стать полезными для образовательных практик:

по направлению 1.1. «Эколята-дошколята» (дошкольники 5-7 лет):

«По страницам красной книги» (автор Федоряк О.А., воспитатель МКДОУ Цветниковский детский сад «Березка» с. Цветники Здвинского района Новосибирской области);

«Вторичное использование бумажного сырья – сохранение лесного богатства» (авторы: Килин А.С., ст. воспитатель и Мажирина М.Б., воспитатель МКДОУ детский сад «Золотая рыбка» пгт Краснообск Новосибирского района Новосибирской области);

«Озеро Яркуль – наша жемчужина» (автор Безродная Ж.Г., воспитатель МКДОУ Яркульский детский сад «Колокольчик» с. Яркуль Купинского района Новосибирской области);

«Веселая улыбка» (автор Федорова Ж.Н., воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №163 ОАО «РЖД» Центрального округа г. Новосибирска Новосибирской области);

«Выключай скорее кран, чтоб не вытек океан! Воду береги, чтоб живое все спасти!» (автор Мажирина М.Б., воспитатель МКДОУ детский сад «Золотая рыбка» Новосибирского района Новосибирской области);

«Спортивный ребенок – здоровый ребенок» (авторы: Гутова О.А. и Долматович М.Е., воспитатели МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» Новосибирского района Новосибирской области);

«Вода – это жизнь» (авторы: Токарева Г.М. и Варьянская Т.И., воспитатели МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» Новосибирского района Новосибирской области);

«Сохраним первоцветы» (автор Сушинова М.Ю., воспитатель МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» Новосибирского района Новосибирской области);

«Природа родного края» (автор Павленко Л. А., воспитатель МКДОУ Половинский детский сад №1 Краснозерского района Новосибирской области);

«Использование ландшафта территории детского сада в экологическом воспитании» (автор Фурьякова И.А., старший воспитатель МКДОУ «Светлячок» комбинированного вида Здвинского района Новосибирской области);

«Огород на окошке» (автор Саченко Н.Д., воспитатель МКДОУ детский сад комбинированного вида «Улыбка» Болотнинского района Новосибирской области);

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» (автор Петрова Е.В., воспитатель МКДОУ детский сад комбинированного вида «Улыбка» Болотнинского района Новосибирской области);

«Ты береги нас, береги!» (автор Эйрих С.Г., воспитатель МКДОУ детский сад «Жаворонок» р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области);

по направлению 1.2. «Эколята» (школьники 1-4 классов):

«Давайте сохраним» (автор Хорошилова Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района г Новосибирска Новосибирской области);

«Создание лэтбука «Красная книга Новосибирской области» (автор Алексеева О. Н., учитель начальных классов МКОУ «СОШ с. Лебедевка» Искитимского района Новосибирской области);

«Сохраним мир вокруг нас» (автор Волкова И.С., учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 211 имени Л.И. Сидоренко» Калининского района г. Новосибирска);

«Экологическая тропа «Прогулка с пользой» (автор Ушакова Е.И., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области);

«Эколята – защитники природы» (авторы: Шушакова С.С. и Смирнова И.П., учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка» Дзержинского района г. Новосибирска Новосибирской области);

«Здоровье планеты в наших руках» (автор Мальцева Л.Н., учитель начальных классов МКОУ Марусинская средняя общеобразовательная школа №24 Новосибирского района Новосибирской области);

по направлению 1.3. «Юные защитники природы: будущее, которого мы хотим» (школьники 5-7 классов):

«Изучение воздействия вредных веществ, содержащихся в отработанных элементах питания, на рост и развитие живых организмов» (автор Комарова М.Г., учитель биологии, географии, директор МБОУ СОШ № 1 г. Бердск Новосибирской области);

«Исследования загрязнения уровня воздушного бассейна» (автор Черенкова Н.Н., учитель химии и биологии Медяковской СОШ с. Медяково Купинского района Новосибирской области);

«Формирование экологической культуры у обучающихся через организацию общественно-значимого проекта». Школа «Экознаек» (автор Ефремова М.Е., учитель географии, зам. директора по ВР МБОУ «Лицей 12» Центрального района г. Новосибирска Новосибирской области);

«Исследование экологической культуры у учащихся 5-х классов и их родителей» (автор Возингер Т. Л., учитель географии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области);

«Живи и процветай, озеро Студеное» (автор Бабохина Ж.Л., учитель географии МБОУ Студеновская СОШ Карасукского района Новосибирской области);

«Цветочная клумба «Паровозик «Томас» (автор Касицкая Н.И., учитель биологии и химии МКОУ Карасевская СОШ Болотнинского района Новосибирской области);

«Не разрушайте этот мир!» (автор Егорова С.Л., педагог дополнительного образования МКОУ ДО «Дом детского творчества» Ордынского района Новосибирской области).

Главная ценность конкурсных проектных работ связана с реализацией ключевых идей ОУР: прослеживается преемственная из класса в класс системная долгосрочная работа по формированию экологической грамотности детей, проектного мышления, личностных смыслов ценности здоровья и природы; обеспечивается переход от экологического образования в целях охраны природы к образованию в интересах устойчивого развития территорий проживания; ориентировочная основа действий смещается от эгоцентризма к экоцентризму.

В рамках номинации 2 «Конкурс детских творческих отчетов о путешествии или экскурсии» автором отчета должна быть представлена следующая краткая информация:

– характеристика объекта природного или культурного наследия родного края, описание маршрута к нему;

– сравнительное описание представлений автора отчета об объекте наследия до и после завершения путешествия/экскурсии, определение им значения и ценности объекта для прошлого, настоящего и будущего;

– описание традиций местного населения по защите объектов природного или культурного наследия, к которому осуществлялось путешествие/экскурсия, отношение автора к этому;

– правила экологически грамотного поведения на территории природного или культурного наследия родного края – принципы действий на основе «зеленых аксиом».

Такая работа направлена на расширение представлений школьников об объектах природного и культурного наследия родного края в интересах устойчивого развития территории, перенос лучших традиций из прошлого в настоящее и будущее. Ведь к природному наследию относятся, прежде всего, природные объекты, природные памятники, природные достопримечательные места, попадающие под критерии выдающейся универсальной ценности.    Знакомство с ними способствует формированию у детей экологического сознания, экологически безопасного поведения в окружающей среде.  Объекты же культурного наследия исторически связаны с территориями: в процессе исторических событий возникли и создавались произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники, предметы материальной культуры. С точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, они представляют огромную ценность, являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о прошлом, памятниками истории и культуры.

Системное знакомство с ними воспитывает у детей патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, уважение к культурным традициям народа, укрепляет преемственные связи поколений. В сознании детей и взрослых формируется понимание, что природа и общество существуют не раздельно друг от друга, формируют единую общую социоприродную среду. Природа поддерживает среду жизни на планете, общество создает культурную среду. Для стабильного и устойчивого развития социоприродных экосистем необходимо, прежде всего, сохранять их природное и культурное наследие, не допускать снижения природного и культурного разнообразия.

Идеи образования для устойчивого развития находят свое отражение и в Конкурсе детских сочинений (номинация 3). По двум направлениям данной номинации «Моя экологическая культура» и «Мой здоровый стиль жизни» обучающимся предлагается более сорока тем. Ежегодно в конкурсной номинации активно участвуют школьники 5-11 классов, выбирая самые разные жанры написания творческой работы: эссе, экологическая сказка, описание, повествование, рассуждение, очерк, эпистолярный жанр (письмо), стихотворение.

Преимущественными в выборе школьниками за последние два года стали более 20 тем, к примеру: «Вода – драгоценный дар природы»; «Вовремя сказать себе: «Хватит!»; «Природное наследие края»; «Природные жемчужины Сибири»; «Что я могу сделать для улучшения окружающей среды»; «Экологическая сказка»; «Моя внутренняя картина здоровья»; «Ресурсы моего здоровья: как сохранить и преумножить»; «Способы, которые мне помогают»; «Моя стратегия в конфликтных ситуациях»; «Привычка или зависимость»; «Ответственность – залог здоровья»; «Молодежные субкультуры: разрушение или развитие общества»; «Мои личностные ценности и образ желаемого будущего»; «Мое понимание здорового стиля жизни» и другие.

Формирующаяся практика в этом направлении показывает, что под руководством педагогов дети приобретают опыт понимания законов природы и духовной жизни человека, опыт выявления действий этих законов в различных личностно и социально значимых жизненных ситуациях, постижения личностного смысла в их соблюдении.

Примечательно, что детские конкурсные сочинения оформляются под руководством учителей разных учебных дисциплин (учителей русского языка, биологии, экологии, географии, математики, физической культуры и ОБЖ, ЛФК), а также педагогов дополнительного образования. Отрабатываются умения интегрировать полученные знания в области экологии, здоровья и безопасности. А это, безусловно, способствует формированию системного мышления школьников, умений применять его в разнообразных видах эколого-культурной деятельности, в межличностном общении.

В качестве примера приведем сочинение Закарьяна Ярослава, ученика 8 класса МБОУ «Студеновская средняя общеобразовательная школа» Карасукского района Новосибирской области по теме «Природное наследие края – тополь-богатырь» (руководитель Циберт Е.И., учитель истории). Далее представлены его фрагменты:

«У каждого человека есть малая родина – то место, где он родился и вырос, где стоит его дом, живут родные и друзья. Для меня родным стало сибирское село Студеное. Раскинулось оно на берегу красивого озера, в котором обитают разные рыбы. Неподалеку от села, будто разбросаны, стоят березовые, осиновые колки, а в них живут характерные для нашей местности птицы, насекомые и животные. Вдоль дорог тянутся ровные смородиновые, яблоневые, березовые посадки. Словно стражи стоят они и защищают нас в холод от степных ветров, в зной закрывают тенью от солнца, щедро одаривают своими плодами.

Мне же хочется рассказать о тополе, растущем во дворе нашей школы. Это дерево для нас стало природно-историческим символом. В далеком тысяча девятьсот семьдесят шестом году нашу школу посетил Герой Советского Союза Николай Афанасьевич Климовский. Он один из героев-карасучан, отчаянно сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за нашу Родину. В память об этой знаменательной встрече рядом со школой была посажена аллея, названная в честь гостя «Аллея Климовского». Сегодня наша школа носит имя Н.А. Климовского, а на аллее, среди разных деревьев, выделяется большой и красивый тополь-богатырь, посаженный героем-земляком. Данный факт и подтолкнул меня подробнее узнать об этом дереве и о его особенностях…»

Далее ученик художественно описывает уникальность и разновидность этого дерева, встречающегося в не только в Сибири, но и в европейской части России, в Средней Азии. Автор сочинения обращает внимание на особенности территории своего проживания, увязывает их с характерными признаками расселения на ней тополиных лесов.

«…В нашей местности чаще встречается черный тополь. Много полезного для людей приносит это дерево. Некоторые виды тополя из-за быстрого роста, позднего опадания листвы и устойчивости к дыму в условиях города используют для озеленения. В нашем селе есть улица, на которой растут тополя. В знойный летний день они защищают прохожих от жары, а в стужу – от ветра. Есть в нашей степной местности тополиные лесополосы, искусственно посаженные людьми для задержания снега. Осенью рядом с ними, на пахоте, можно собирать грибы, в народе называемые подтопольниками. Тополевые леса или тополевники в России встречаются, в основном, в долинах крупных рек Урала и Сибири. Они выполняют почвозащитные, берегоукрепляющие и водорегулирующие функции. Являются местом обитания многих зверей и птиц, гнездящихся в дуплах ...».

«…Немало сложилось поверий, связанных с этим деревом. В старину люди считали, что если больным местом прислониться к тополю, тут же боль пройдет. А еще ему можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел. При этом дерево нужно обнять руками, постоять несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесет облегчение…».

«…Есть красивая легенда о благородном и смелом рыцаре, который свою жизнь посвятил походам и сражениям за справедливость. А дама его сердца, прекрасная Фея, преданно ждала своего рыцаря в замке и мечтала о том времени, когда они будут вместе. Но снова и снова, вскочив на коня, уезжал он в далекие страны, где ждали его новые сражения. Рыцарь не знал поражений, но однажды его настиг меч предателя. Погибая, он произнес имя Феи своей. Та тут же оказалась рядом, но спасти любимого не смогла. Превратила она своего рыцаря в тополь, растущий возле стен ее замка. Теперь он всегда был рядом, вот только вместо слов любви тихо шелестел под окном ветвями.

Тополь, растущий возле нашей школы, тоже похож на того рыцаря из легенды. Посаженный когда-то смелым и отважным человеком, он гордо и величаво возвышается над школой, селом, как победитель природы и хозяин Сибирского края, «как продолжение жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее поколений!».

Сочинение школьника соответствует тематическому направлению Конкурса, а также выбранному жанру – описание. Прослеживается цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения. Содержание творческой работы соотносится с личным интеллектуальным, эмоциональным и эстетическим опытом ученика. В работе воплощена собственная читательская и человеческая позиция, включающая положительное отношение к ценностям экологической этики, российским духовно-нравственным ценностям. В сочинении находят отражение авторские чувства, мысли, отношения, жизненные позиции, взгляд через прошлое в будущее. Автор сочинения отличается точностью и ясностью речи, целесообразно использует изобразительно-выразительные языковые средства, элементы устного народного творчества: загадка, легенда. Использован литературный, исторический, научный, личный жизненный опыт общения с природой. Среди множества деревьев красавец тополь-богатырь стал для школьника особым символом, природно-историческим объектом малой родины. 

Идеи устойчивого развития заложены и в конкурсную номинацию 4 «Семейная фотография». В сравнении с предшествующими годами в 2019 году количество конкурсных работ в этой номинации значительно увеличилось: под руководством 56 педагогов в этой конкурсной номинации приняли участие 66 семей, представлено 82 фотоплаката.  Следует отметить творческую активность родителей МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» Новосибирской области (директор Земцева И.Б). Многие из них представили фотоплакаты по двум направлениям.

Руководителями в подготовке конкурсных материалов стали воспитатели детских садов, учителя начальных классов, разных учебных дисциплин, педагоги дополнительного образования. При выборе надписей к фотоплакатам авторами конкурсных работ использовались афоризмы, пословицы, народная мудрость, цитаты, среди которых имели место: «У природы нет плохой погоды»; «Осенью во всех лесах страны»; «Вместе с травкою растем»; «Ах, картошка! Ах, картошка! Ты для нас – как свет в окошке»; «Ай, да каша! Как вкусна! Всю съедим ее до дна!»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Во саду ли в огороде»; «Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке»; «Кто как, а мы любим грибы, их сбор – сплошное наслаждение»; «Начинаю петь частушки, прошу не смеяться, тут народу очень много, могу растеряться»; «Дружно, весело живем, вместе пляшем и поем»; «Буду я всегда здорова, к нормам ГТО готова»; «Пусть не гаснет, мой сынок, в твоем сердце огонек!» и другие.

Содержание описаний к фотоплакатам позволило отметить, что природа для родительского сообщества выступает как важнейший источник для удовлетворения жизненных потребностей человека: питание, отдых, развлечения, поддержание физического и психического здоровья, общение, как важный элемент окружающей среды человека. Экологической ценностью и традицией многих семей выступают любование необыкновенной красотой природы в разные времена года. Излюбленными местами отдыха являются осенний, зимний, летний лес, луга, горы, озера, реки, насыщенные удивительными яркими красками, ароматами зреющих ягод и цветущих трав, бесперебойным звучанием разнообразных насекомых и птиц, загадочными обитателями подводного мира.

Значительная часть представленных семейных фотографий отражали здоровьеформирующий, средосберегающий и созидательный характер деятельности в социоприродной среде, на территории приусадебных участков.

Семья Лошкарева Захара (5 лет), воспитатель МКДОУ детский сад №4 Краснозерского района Синенко А.Е., в описании фотоплаката «Чтобы здоровым быть, надо овощи любить» отражает: «…Еще с детских пор бабушка собирала за своим круглым столом огромную и дружную семью, вспоминались интересные истории, шутки. Все собравшиеся смеялись, устраивали концерты, пели песни, рассказывали стихи. Эта традиция застолья с приготовлением блюд из домашних овощей и фруктов по-прежнему сохраняется. Ухаживать за ними приятно, как и приятно приготовить из них легкие и полезные салатики. Слова бабушки сохранены в памяти как девиз: «Чтобы здоровым быть, надо овощи любить…».

Семья Дорогина Кирилла (6 лет), воспитатель МКДОУ детский сад «Огонек» Искитимского района Орлова В.М., в описательном тексте к фотоплакату «Пусть не гаснет, мой сынок, в твоем сердце огонек» отражает: «… Поездки в лес – это не шумные праздники у костра, а тихие встречи с родной природой, открытие чего-то нового и интересного. Общение с лесом – это не охапка вырванных цветов, а радость от увиденного и понимание того, что все окружающее надо беречь. Выезд на природу – это и ознакомление сына с растениями, занесенными в Красную книгу, которых становится все меньше и меньше. Важно зажечь в душе ребенка огонек к этой природной ценности, который он пронесет через всю жизнь и передаст своим детям…».

Семья Котова Артемия (6 лет), педагог дополнительного образования МКУДО Детского дома творчества г. Куйбышева Солдатова О.Н., в описании фотоплаката «Не выбрасывай батарейки! Сохрани природу» поясняет: «…Многодетные папа и мама объяснили своим детям, что батарейка, на которой работают многие игрушки, предметы домашнего обихода - маленькая, а вред природе и самому человеку причиняет огромный… Все использованные батарейки в семье собираются в специальную коробку, и папа увозит их к Экомобилю, который доставляет батарейки на специальный завод по их переработке. Вот такая экологическая традиция в семье! ...».

Семья Моисеенко Степана (8 лет, 2 класс), учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Куйбышева Ушакова Е.И., в описании фотоплаката «Во саду ли в огороде» отмечает: «…Сад-огород – любимый уголок природы, в нем как в раю. Он красив во все времена года, даже зимой, когда вся природа спит. Сон зимнего сада нарушает лишь щебет птиц, для которых вывешиваются в саду кормушки. Красота создается руками членов всей семьи: высаживаются кусты яблони, сливы, крыжовника, смородины, малины, жимолости.  Сложилась традиция посадки картофеля. Готовится почва, она удобряется, перекапывается. Перед посадкой клубни картофеля обрабатываются специальным раствором. Папа копает лунки в земле, сын с мамой накладывают клубни в ведра и аккуратно кладут их в лунки. И так ряд за рядом… Познается мир природы, воспитывается бережное и созидательное отношение к ней. Детям передается чувство хозяина своего сада-огорода…».

Семья Чекамова Константина (10 лет, 4 класс), учитель начальных классов МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» Новосибирского района Петькау Р.В., в описании фотоплаката «Что посеешь, то и пожнешь», продемонстрировала дружную умелую работу всех членов семьи с рассадой.  Опыт земледелия связан с выращиванием экологически чистого продукта на собственном участке. Эта работа всем по душе, и она дает ощутимый результат.

Семья Сухоруковой Дарьи (13 лет, 6 класс), педагог дополнительного образования Детского дома творчества Куйбышевского района Гольцова Т.П., в своем описании фотоплаката «Посади дерево – подари жизнь» раскрывает передающуюся из поколения в поколение семейную традицию по посадке деревьев: березок возле школы, яблонь в палисаднике у дома.  Звучит призыв к сверстникам делать добрые дела по благоустройству вблизи лежащих территорий: высаживать деревья, наблюдать и ухаживать за их ростом. По мнению членов семьи, за этот почин природа-матушка обязательно отблагодарит и т.д. 

В совместной с родителями деятельности воспитывается участливо бережное отношение к природе, дети учатся быть хозяевами-созидателями, а не расточительными потребителями природных ресурсов.

Природа и ее объекты являются основой и первоисточником культурных ценностей и традиций, направленных на объединение, сплочение членов семьи и укрепление взаимопонимания в ней. К культурным традициям, передающимся в семьях из поколения в поколение, родители, ставшие участниками Конкурса, относят: сбор лекарственных трав и чаепитие на их основе; закаливание путем обливания холодной водой; домашнюю ароматную выпечку; катание на коньках и лыжах, спортивный бег; прогулки в осенний лес, в природное окружение; уроки плавания; занятия художественной гимнастикой, легкой атлетикой; музыкальные занятия; проведение традиционных народных праздников; хоровое пение; путешествия или экскурсии к объектам культурного наследия и так далее.

 С позиций родителей, культурные семейные традиции, связанные с пребыванием на свежем воздухе, в природном окружении способствуют развитию экологической зоркости, формированию эстетических чувств, двигательной активности, закаляют организм «…не каждый станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым...», укрепляют культуру семейных отношений.

Члены семьи Николаева Савелия (5 лет), воспитатель ДОУ «Орленок» Куйбышевского района Новосибирской области Щербакова В.В., описывая фотоплакат «Хлеб всему голова», рассуждают: «…Культурные традиции, связанные с домашней ароматной выпечкой хлебной продукции, объединяют детей и взрослых в одно целое, способствуют воспитанию уважительного отношения к хлебу, труду хлеборобов. Домашняя история хлебопечения передается из поколения в поколение, становится опорой, на которой держится и сохраняется устойчивость семейной жизни, родственных отношений…».

Члены семьи Эйрих Анастасии (5 лет), Эйрих Дарьи (6 лет), воспитатели МДОУ детский сад «Ивушка» №5 Чистоозерного района Новосибирской области Зимина Т.Н. и Зыкова Т.Ф., представили описания к фотоплакатам «Собирайте, люди, травы»; «Ароматный пейте чай» о 300 - летней культурной традиции русского народа – чаепитии: «… Семейная традиция - важный признак здоровой семьи. Сбор, обработка, хранение и употребление местных лекарственных трав – многовековая семейная традиция. В природной фитоаптеке издревле были предусмотрены ответы на очень многие недуги. В детстве с интересом слушались рассказы бабушки о способах укрепления иммунитета: пить настои шиповника, чебреца, листьев смородины; настой семян укропа помогают в первые месяцы жизни ребенка… Следует знать травы, которые нельзя собирать: они внесены в Красную книгу…».

Семья Отруцкой Екатерины (6 лет) под руководством воспитателя МКДОУ «Детский сад № 453 комбинированного вида» Октябрьского района г. Новосибирска Чемеричкиной С. Н. описала групповую фотографию «Начинаю петь частушки, прошу не смеяться, тут народу очень много, могу растеряться»: «…В детском саду ведется большая и интересная музыкальная работа: дети пляшут, поют, играют на детских музыкальных инструментах. В основе репертуара – устное народное творчество. Родители не остаются в стороне: готовят костюмы, декорации, выставки, праздничные показательные выступления детей… Группа детей сплоченная, инициативная, творческая…».

Семья Волохина Ивана (7лет), старший воспитатель МКДОУ детский сад №5 «Ивушка» Чистоозерного района Новосибирского района Новосибирской области Ганихина С.М., представила фотоплакат «Уроки плаванья» с отражением в описании своего взгляда на любимые занятия: «…Культурная традиция, связанная с плаванием, передается от отца-тренера по данному виду спорта. Это способствует комплексному развитию всех мышц организма человека, укреплению силы воли, физической закалке. Плавание приносит огромное удовлетворение. Вода – драгоценный дар природы, способный зарядить человека для хороших мыслей и дел…».

Семья Шигаева Кирилла (8 лет, 2 класс), учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка» Дзержинского района г. Новосибирска Воронина О.В., представила описание к фотоплакату «К своему здоровью относись с любовью. Подходи поближе – примеряй-ка лыжи!» «…Вся семья от мала до велика регулярно занимается лыжным спортом. А поэтому родители и дети полны энергии, физически здоровы, дружны, общительны. Свою привязанность к систематическим лыжным тренировкам передают друзьям и близким...».

Семья Машуковой Юлии (16 лет, 10 класс), учитель истории МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» Новосибирского района Новосибирской области Табакаева М. П., описала содержательную фотографию «Встречаем масленицу»: «…Красивый домашний интерьер усиливает праздничное настроение. Да и семья должна выглядеть красиво, нарядно. Сказочно красиво накрыт стол со всеми атрибутами народного праздника – масленица. После уличных задорных представлений почитание масленицы продолжается дома в кругу дружной семьи…».

Таким образом, проведение конкурса позволяет выявить лучшие педагогические практики, реализованные с помощью комплекса методических средств по формированию и развитию экологической культуры и здорового стиля жизни на основе ключевых идей ОУР в процессе воспитания детей дошкольного и школьного возраста путем активизации их познавательной, творческой, коммуникативной деятельности при изучении объектов природного и культурного наследия, а также при организации совместной творческой деятельности детей и родителей. Представленная в конкурсных работах профессиональная деятельность воспитателей и педагогов способствует развитию у детей и родителей потребности и готовности вести экологически целесообразный, здоровый и безопасный образ жизни на основе общих экологических и культурных ценностей и традиций; побуждает у них интерес к различным формам активной творческой и преобразовательной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, бережное отношение к окружающей среде в интересах устойчивого развития.

В целом же конкурс «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни» набирает свою силу, развивается, что придаёт ему характер движения. Отмечен количественный и качественный рост его участников в освоении идей образования для устойчивого развития. Региональный Конкурс продолжится и в 2020 году. Будет включена дополнительная номинация: «Урок/внеурочная деятельность в контексте образования в интересах устойчивого развития».

Конкурсное движение в региональной педагогической практике рассматривается как важный фактор интеграции образования в области экологии, здоровья и безопасности, как педагогический инструмент вовлечения школьников и их родителей в природоохранную, созидательную, творческую деятельность в интересах устойчивого развития.

Мы рассматриваем конкурсное движение «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни» как методический ресурс, направленный на формирование экологической культуры – главного вектора общей культуры человека, определяющего экологическую направленность личности, экологически ответственное мировоззрение, функциональную экологическую грамотность, а также на формирование здорового стиля жизни, являющегося фактором сохранения здоровья и защиты от различных форм девиантного поведения, причиняющего невосполнимый ущерб личности, обществу, окружающей среде.

Список литературы:

1. Дзятковская Е. Н. Взаимодействие школьных учебных предметов на основе общекультурных идей образования для устойчивого развития // Педагогика. 2014. №6.

2. Дзятковская Е. Н. Учебная культура школьника как фактор информационной безопасности его жизнедеятельности (Интеграция экологического и здоровьесберегающего образования): монография. — М.: Центр «Образование и Экология», 2012. — 200 с.

3. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование: учеб. пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов.— М.: Образование и экология, 2010.—140с.

4. Дзятковская Е. Н. Экология учебной деятельности: УМК. — М.: Образование и экология, 2005–2010. — 90 с.

5. Дзятковская Е.Н. О концепции интегрированного курса для старшеклассников «Экология и безопасность жизнедеятельности» // Астраханский вестник экологического образования № 4 (26) 2013. с. 37-46.

6. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность: монография. М.: Образование и экология, 2015. – 328 с.

7. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: методическое пособие, М.: Образование и здоровье, 2012. – 72 с.

8. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Концепция программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (начальное общее образование) // В сб. материалов Всероссийской нпк «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений». г. Новосибирск, 26–27 ноября 2014 года. / Под ред. Е. Н. Дзятковской, И. В. Габер. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. – С. 47 – 79

9. Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: коллективная монография / под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. – М.: Образование и экология, 2017. – 178 с.

10. Колесникова, Л.И. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников: монография / Л. И. Колесникова, Е. Н. Дзятковская, В. В. Долгих и др. — М.: Литтерра, 2015. — 176 с.

11. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография / под общей ред. С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. – СПб.: СПб АППО; М., 2018. – 208 с.

12. Мамедов Н.М. Экологический контекст социокультурных и экономических изменений  // Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: монография / под общей ред. С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного. – СПб.: СПб АППО; М., 2018. – С. 9 – 17.

13. Материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Основной образовательной программы начального общего образования // Письмо Минобрнауки России от 09.06.2012 N 03-470 «О методических материалах». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=556694#09140589520770868

14. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.

15. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808).  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/

16. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/

17. Положение о региональном Конкурсе «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни». Режим доступа: https://cloud.nipkipro.ru/index.php/s/IENmHgujerADaYh

18. Федеральный закон от 10 января 2002 г. (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

19. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/

20. Экология и безопасность жизнедеятельности. 10 – 11 класс: учебное пособие-навигатор для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / авторский коллектив под ред. В.А. Грачева, А.Н. Захлебного. Педагогический концепт-дизайн Е.Н. Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология», 2014. – Ч. 1. 120 с. – Ч. 2. 120 с.

Количество просмотров: 3575  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы