Организация преемственности в условиях инклюзивного образования

 
 

Зотова Жанна Анатольевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 34 г. Новосибирска

 
 
 

Карканица Виктория Андреевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 34 г. Новосибирска

 

Организация преемственности в условиях инклюзивного образования

В судьбе каждого человека есть своя школа, которая ведет не только в страну знаний, но и учит жизни, является истоком становления личности.

Средняя общеобразовательная школа № 34 была открыта в 1944 году. В 2008-2009 учебном году в образовательном учреждении прошел процесс реорганизации путем присоединения МБОУ СОШ № 150 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (ул. Новоуральская 19/1) к МБОУ СОШ № 34. С 2009-2010 учебного года МБОУ СОШ № 34 располагается в двух зданиях. С марта 2012 года после капитального ремонта здания по ул. Новоуральская 19/1 функционирует дошкольное отделение МБОУ СОШ № 34 для детей от 1,5 до 6,5 лет на 190 воспитанников (11 групп).

Совместное обучение и воспитание детей нормы и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, установление между ними более тесных взаимоотношений одно из приоритетных направлений в работе МБОУ СОШ № 34. С 2011 года в учреждении реализуется инклюзивное образование, целью которого является реализация прав детей с ОВЗ и инвалидностью на получение общего образования в соответствии с ФГОС, создание условий для их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества.

В настоящее время в МБОУ СОШ № 34 с 1 по 11 классы обучается 1103 учащихся, из них 30 учащихся с ОВЗ, 2 ребенка с ОВЗ и инвалидностью, 8 детей-инвалидов. В инклюзивных классах обучаются учащиеся с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, учащиеся с задержкой психического развития, нарушением эмоционально-волевой сферы, а также учащиеся с соматическими заболеваниями.

Дошкольное отделение МБОУ СОШ № 34 посещает 231 ребенок, из них 59 воспитанников с ОВЗ – это дети, имеющие речевые нарушения, 3 ребенка-инвалида.

В рамках инклюзивного образования для осуществления коррекции речевых нарушений у воспитанников в 2015 году в дошкольном отделении был организован логопункт. В 2018 году были открыты 2 группы комбинированной направленности для детей с нарушением речи. В 2019-2020 учебном году в дошкольном отделении МБОУ СОШ № 34 осуществляют свою работу 4 комбинированные группы, 1 компенсирующая группа для детей с особыми образовательными потребностями, 2 оздоровительные группы, созданные для часто болеющих детей.

Преемственность дошкольного и начального общего образования при организации инклюзивного образования включает в себя:

– Непрерывность в обучении и воспитании ребёнка с ОВЗ.

– Максимальную регламентацию образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

– Наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода.

– Реализацию индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).

– Создание особой инклюзивной образовательной среды, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей с ОВЗ, реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования.

В основе организации инклюзивной образовательной среды выступают следующие принципы:

1. Принцип раннего включения в образовательную среду детей с ОВЗ.

Данный принцип обеспечивает возможность абилитации, то есть раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Процесс оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ в рамках организованных групп.

2. Принцип коррекционной помощи.

Принцип коррекционной помощи, основанный на оказании ранней коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации на основе специальных педагогических технологий, в максимальной степени способствует получению образования. Ребенок с ОВЗ, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения специалистами ППМС-сопровождения образования, что выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности.

Содержание образования и условия организации воспитания и обучения детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

Разработанная в образовательном учреждении модель ППМС-сопровождения главным образом направлена на организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе обучающихся с особыми образовательными потребностями совместно с нормально развивающимися сверстниками. Качественным критерием эффективности сопровождения является нахождение обучающегося в индивидуально-адаптивной зоне образовательных воздействий, динамический контроль которых позволяет снизить риск дезадаптации.

3. Принцип индивидуальной направленности.

Индивидуальное сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении осуществляет психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения, который является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного отделения и школы, объединяющихся для ППМС-сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии.

Прохождение ПМПК является важным условием своевременного, раннего оказания детям психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также правовой основой в получении образовательным учреждением дополнительного финансирования.

В соответствии с заключением ПМПК специалистами ППМС-сопровождения для ребенка с ОВЗ разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который позволяет создать специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды специалистов образовательного учреждения и родителя (законного представителя) в организации ППМС-сопровождения ребенка с ОВЗ, реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного учреждения на определенный период, согласованный с родителем (законным представителем) учащегося и утвержденный директором образовательного учреждения.

4. Принцип приоритета социализации.

Главным целевым компонентом в реализации инклюзивного образования является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Главным индикатором является положительная динамика в развитии ребенка.

Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.

5. Принцип командного способа работы.

Реализация специальных образовательных условий возможна при командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Далеко немногие области педагогики требуют такого же уровня сотрудничества и командной работы как инклюзивное образование. Эффективность и перспективы решения вопроса по организации подготовки детей с ОВЗ к переходу в школьное сообщество предполагает тесное взаимодействие между специалистами дошкольного отделения, педагогами школы и родителями.

Для осуществления комплексного ППМС-сопровождения детей с ОВЗ в нашем образовательном учреждении работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальный педагог. Совместная деятельность специалистов осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии.

Важной чертой взаимосвязи является стремление педагогов к созданию в разные возрастные периоды развития ребенка образовательной среды, которая стимулировала бы прогрессивный ход его воспитания и обучения без дублирования и пробелов в содержании материала. Таким образом, коррекционно-развивающая работа всех специалистов строится в соответствии с образовательными потребностями учащихся с ОВЗ.

Основные направления деятельности педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия; разработке и реализации развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей.

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ дошкольного и начального общего образования осуществляется в рамках реализации основных направлений работы учителя-логопеда. Созданная в дошкольном учреждении система по подготовке воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, для детей с ТНР, позволяет обеспечить каждому «особому» выпускнику стартовые возможности при поступлении в школу. Получить навык общения, элементарные представления об окружающем мире, набор качеств, которые необходимы в школе.

5. Принцип активности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.

Следует отметить, что родители являются полноправными членами команды, поэтому им предоставляется возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.

В течение учебного года для родителей выпускников-первоклассников проводятся занятия, организованные в режиме «Педагог-родитель-ребёнок». Родители, став непосредственными участниками образовательной деятельности имеют возможность оценить уровень предшкольной подготовки детей, повысить свою компетентность в вопросах воспитания, обучения и коррекции.

Мы хорошо понимаем, что отсутствие активных родителей чревато тем, что они исключаются из числа важнейших факторов преемственности, что в принципе противоестественно: ведь у ребенка с возрастом будут меняться учителя, наставники, а родители – это неотъемлемая составляющая социализации. В этой связи большая роль отводится социальному педагогу школы, который использует все имеющиеся ресурсы семьи в ходе адаптации ребенка в различные периоды обучения, содействует в налаживании крепких связей между родителями, обучающимися и педагогами.

Социальный педагог выступает одним из звеньев в постоянно выстраиваемой цепочке «ученик – родитель – педагог». Очень важно, чтобы родитель мог не только вскрыть, обозначить проблему, но и обратиться за квалифицированной помощью к специалистам. В школе стало традицией организовывать встречи с родителями будущих первоклассников по итогам работы ПМПК, где родители и дошкольники знакомятся с будущим учителем.

6. Принцип доступности и безопасности образовательной среды.

Немаловажным принципом организации инклюзивного образования является доступность и безопасность образовательной среды.

В МБОУ СОШ № 34 все кабинеты соответствуют требованиям СанПиН, оснащены необходимыми для теоретических и практических занятий оборудованием и приспособлениями. В рамках реализации практики инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 34 за счет средств, направленных на выполнение муниципального задания учреждения, созданы современные кабинеты педагога-психолога, сенсорная комната, кабинеты учителей-логопедов, социального педагога.

Обобщая работу в направлении реализации преемственности образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, мы отмечаем, что инклюзивная образовательная среда, созданная с учетом вышеперечисленных принципов и условий её организации, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учетом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

Количество просмотров: 3940  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы