Поисково-исследовательская деятельность школьного музея на современном этапе

 
 

Прилепская Тамара Васильевна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 3 г. Новосибирска

 

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея на современном этапе

В 2020 году нашей школе № 3 исполнилось 110 лет! У школы богатая история, свой уклад, свои традиции. Годы Великой Отечественной войны – это особые страницы в истории школы, которые написаны учениками и учителями в грозные сороковые. Это они, ученики и учителя, со всем советским народом встали на защиту Родины.

С 1957 года школа носит имя Бориса Богаткова, ученика нашей школы, погибшего в годы Великой Отечественной войны под Ельней. В 1965 году в школе открыт музей Бориса Богаткова. Благодаря поисковой работе, которая не прекращалась все эти годы, мы открываем новые имена участников войны, новые неизвестные факты истории школы в годы войны.

В юбилейный год Победы поисковая работа в школе активизировалась и проходила по следующим направлениям: «Портрет ветерана в семейном альбоме» (о родственниках учеников, сотрудниках школы), «Подвиг учителя в пламени войны» (об участниках войны и тружениках тыла) и «Ученики на фронте и в тылу». За каждым направлением был закреплен ответственный педагог, который формировал творческие группы из учителей и учащихся. Также педагоги курировали индивидуальную работу учащихся по выбранному проекту. Дети и взрослые встречались с очевидцами событий, их родственниками, работали в архивах, изучали документальные фильмы и материалы в интернете.

Продолжая традиционную акцию «Портрет ветерана в семейном альбоме», ученики с 1 по 11 классы приносили материалы о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла. А творческая группа их обрабатывала и по собранным материалам проводила часы Памяти «Подвигу жить в веках».

Книга Памяти, которую ведет школьный музей, пополнилась, когда мы работали над проектом «Имена, опаленные войной». В эту книгу вписано 25 фамилий учителей – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Самоотверженно защищали Родину ученики школы, не все вернулись с полей сражений. Среди них Борис Богатков (сибирский поэт), Александр Никифоров (командир полка), Валентин Логунов (один из организаторов восстания в Бухенвальде), Анна Давыдова, Павел Духнин и другие.

Самая интересная форма поисковой работы – это поездки на места событий. Первая поездка состоялась в 1965 году. В 2001 году такие путешествия возобновились. Учащиеся и педагоги совершают поездки в город Белый, где произошло боевое крещение 22 Сибирской гвардейской дивизии, в город Ельня. Здесь погиб и похоронен Борис Богатков. В 2020 году осуществилась наша давняя мечта – мы посетили место рождения Бориса Богаткова, поселок городского типа Балахта Красноярского края.

В 2020 году на конкурс президентских грантов был представлен и получил поддержку проект «Живет легенда о твоем о подвиге крылатом». Цель проекта – собрать неизвестный материал о Борисе Богаткове, о его литературном наследии через организацию поездок по местам его проживания (Ачинск, Красноярск, Омск, Томск, Москва, Ногинск). Реализация гранта позволяет расширить границы поиска. Очередная поездка ребят запланирована в город Омск. По завершении проекта будет издан сборник с собранными материалами, а также обновлена и пополнена экспозиция школьного музея Бориса Богаткова.

Количество просмотров: 3152  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы