Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях

 
 

Гаенко Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 501 г. Новосибирска

 
 
 

Кобец Людмила Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 501 г. Новосибирска

 

Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях

Актуальность сотрудничества таких общественных институтов, как семья и система образования, в настоящее время несомненна. Более того, можно полагать, что значение такого сотрудничества будет возрастать и далее, что обусловлено разнообразными обстоятельствами, среди которых можно назвать гуманизацию общества в широком смысле и образования в частности, трансформацию образовательной системы в направлении компетентностного подхода и другие. В указанный перечень также следует включить и нормативно-правовое поле образования, в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ) [2], в котором семья рассматривается в качестве основы и опоры государства, полноценного и равноправного участника социализации новых поколений и образовательного процесса. Существенные аспекты рассматриваемого сотрудничества урегулированы также и в Семейном кодексе Российской Федерации [1].

Различным вопросам взаимодействия семьи и образовательной организации (включая дошкольные образовательные учреждения, учреждения среднего, среднего профессионального и высшего образования) посвящены многочисленные исследования. Не умаляя значимости таких исследований, все же следует подчеркнуть, что поле для развития отношений между институтом семьи и институтом образования далеко не заполнено. Ввиду этого коснемся некоторых направлений взаимодействия, которые, как представляется, будут наиболее эффективны в современных условиях.

В первую очередь, следует отметить такую ведущую функцию семьи, как воспитание ребенка. Процесс воспитания в настоящее время рассматривается в качестве основного механизма включения ребенка в общественную жизнь. И ключевая роль в этом механизме отведена семье. Именно в этом социальном институте закладываются основы взаимодействия ребенка и общества, показываются нормы и правила общественного поведения, усваиваются положительные стереотипы. Здесь формируется социокультурная основа для социализации. Именно в семье формируются фундаментальные ценности личности: здоровье, уважение к близким, образование. Следовательно, первым и наиболее значимым посредником между ребенком и обществом выступает семья.

Федеральные государственные образовательные стандарты указывают, что развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений – это ведущий фактор достижения высокого качества в образовательном процессе.

Дошкольное учреждение информирует родителей о деятельности. Взаимодействия должны носит разграниченный характер. Формы взаимоотношений должны быть подобранны исходя из интересов, особенностей семьи.

Рассмотрим формы работы с семьей – групповые и индивидуальные [3].

Беседы с родителями, консультации относятся к индивидуальным формам работы с семьей. Из беседы с родителями педагог может понять, кто из родителей ближе к ребенку. Консультации полезны для двух сторон, как для родителя, так и для воспитателя. Родители информируются о достижениях, успехах и проблемах своего ребенка. Педагог узнает индивидуальные, подробные особенности ребенка, способствующие решить его проблемы.

Также одной из форм взаимодействия с семьей является «Доска похвалы». Это наглядная форма информации родителей об успехах их детей, поведении и об участии в мероприятиях, проводимых в группе. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

К групповым формам работы с семьей относится психолого-педагогическое просвещение родителей. Используются такие формы, как родительские собрания, консультации, мастер-классы, встречи со специалистами дошкольного учреждения.

Также существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьей.

Традиционные формы

Консультация как одна из индивидуальных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) помогает оказать им своевременную помощь в воспитании ребенка. Планируя индивидуальную консультацию, педагог должен учитывать их потребности в определенных знаниях.

Одной из основных универсальных форм сотрудничества с семьями воспитанников являются родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни детского сада и группы, задачи учебно-воспитательной работы и т.д. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.

К нетрадиционным формам сотрудничества с семьей относятся следующие:

«Мастер-класс» – эффективная, современная форма работы с семьёй, которая не только устанавливает взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве группы, ДОУ, но и является источником обмена эмоциями, знаниями, опытом воспитателя и родителя, предоставив возможность каждому родителю проявить свою индивидуальность.

 

 

«Мини-музеи» пользуются огромной популярностью в работе нашего детского сада. При участии родителей в группах было создано много тематических мини-музеев.

 

Семейный клуб – одна из наиболее интересных форм общения, которая позволяет обсудить круг вопросов, интересующих каждого.

Главным направлением взаимодействия семьи и дошкольного учреждения должно стать вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность.

 

Родители нуждаются не только в информировании со стороны детского сада, они должны чувствовать, что нужны и что работают с ними постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогами постепенно становятся готовыми к взаимодействию [4].

Таким образом, эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное учреждение и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети и родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 20.08.2021).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 02.07.2021) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.08.2021).

3. Кобылянская, Т. М. Создание условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективная форма сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2018. – С. 25-28. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13632/ (дата обращения: 23.08.2021).

4. Прудыус, В. Г. Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников / В. Г. Прудыус // Молодой ученый. – 2016. – № 1.1 (105.1). – С. 25-26. – URL: https://moluch.ru/archive/105/25042/ (дата обращения: 21.08.2021).

Количество просмотров: 6034  

Добавить комментарий

Target Image
1. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
2. Я – будущий защитник Отечества: воспитание гражданственности и патриотизма в проектной деятельности
3. Сотрудничество семьи с образовательной организацией в условиях пандемии
4. Коллективное творчество с детьми младшего дошкольного возраста
5. Использование дидактического материала и оборудования в процессе развития звукового восприятия у детей дошкольного возраста
6. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
7. Социальная адаптация, личностная самореализация дошкольников в процессе организации волонтерских поисково-исследовательских объединений краеведческой направленности
8. Шаг за шагом в мультимир
9. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
10. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
11. Роль педагога-психолога в организации сотрудничества ДОУ с семьёй
12. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
13. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
14. Семья и детский сад: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
15. Социальное партнерство семьи и образовательной организации
16. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
17. Технология взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы