Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял

родителей, не отторгал их детей,

а соединял их друг с другом, давал возможность

для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.

Л. А. Никитина

Один из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – «сотрудничество Организации с семьями» – более детально раскрывается в разных положениях: «… сотрудничество в интересах семьи… в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья… развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного принципа стандарта: «… приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи».

Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад детского сада, а ДОО должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить, при необходимости, детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Одной из важнейших задач в ДОУ является деятельность по созданию психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности, что важно для последующего обучения в школе. От кого же зависят эти условия? Если провести аналогию с условиями семейного воспитания, то и в ДОУ очень многое для ребенка зависит от складывающихся профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: заведующего и специалистов, воспитателей и родителей и т.д. Таким образом, деятельность в ДОУ должна быть направлена на повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции каждого члена коллектива в общении с коллегами, родителями, детьми. Но здесь возникают разногласия между участниками образовательного процесса. Воспитатели ожидают от родителей, что те будут неукоснительно прислушиваться к советам педагогов по нормализации поведения и психического развития ребенка. Но они часто отказываются от каких-либо рекомендаций по ряду причин:

– в силу своей занятости;

– информированности из интернета, СМИ и т.п.;

– потому что считают: педагог должен всему научить ребенка.

Все это очень осложняет работу с ребенком.

Из опроса родителей нам удалось выяснить, что они ожидают от работы воспитателя и специалистов детского сада:

– ребенка будут развивать;

– дадут то, что нельзя дать дома (праздники, музыкальные занятия, общение со сверстниками и взрослыми);

– учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их проблем;

– обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут от травм;

– не будут предъявлять к малышу абсурдных требований (запрет ходить в туалет в тихий час);

– расскажут о ребенке, дадут рекомендации;

– будут общаться деликатно;

– шире откроют двери детского сада для родителей, чтобы можно было внести свою лепту в развитие детей и помочь воспитателям.

Сегодняшние родители все дальше уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, когда «все для всех всегда поровну, а в результате кто смел, тот и съел». Все увереннее в них чувство значимости собственной личности, индивидуальности, все больше родителей проникаются пониманием важности собственной активности.

Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция:

– игнорирование мнения родителей;

– недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка;

– превознесение собственных педагогических успехов и заслуг;

– раздача «ярлыков» и детям, и родителям («яблоко от яблони», «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного» и т.д.);

– реакция педагогов: «Легко говорить! Попробуйте сделать, когда в группе…, когда нет…, когда требуют…»

Основываясь на наших наблюдениях, можно выделить следующие типы поведения воспитателей:

«Воспитатель родителей» – для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснять, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля поведения являются не только пожилые работники, но и молодые.

«Закрытые воспитатели» – не любят внимания к своей работе, не делятся своими профессиональными трудностями, т.к. опасаются критики со стороны коллег, родителей, заведующего. Не слишком балуют родителей информацией об их детях.

«Интеллектуалисты» – воспитатели, которые больше внимания уделяют развитию мыслительной сферы, а не эмоций, чувств и коммуникативных качеств. Им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка.

«Ранимые» – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, поговорить с родителем. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

«Дисциплинщики» – требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Любое бурное проявление самостоятельности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Педагог может обойтись грубо с ребенком и не осознать это.

Что же нужно педагогу для того, чтобы привлечь родителей к участию в жизни группы? МНОГОЕ. Необходимо желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательские действия. Необходимо умение выделять существенное в проявлениях конкретного ребенка, умение понимать причины того или иного поведения, умение и готовность записывать свои наблюдения. Готовность донести увиденное до родителей, сложить вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. В МКДОУ д/с № 432 г. Новосибирска отдали предпочтение такой форме работы, как родительский клуб «Семь Я» (далее – Клуб), где родители, общаясь друг с другом и специалистами, могут получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности. Данная модель взаимодействия является направляющим вектором в развитии зрелости чувств и психологической культуры всех членов семьи. Родительский Клуб ориентирован на приобретение родителями опыта взаимодействия с другими участниками группы, отработку навыков общения. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого, целью детско-родительского Клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Задачи:

– расширить и углубить представления родителей о закономерностях и условиях развития дошкольников;

– выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей;

– способствовать установлению конструктивного общения родителей с детьми;

– формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания детей в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника;

– обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательную и эмоциональную сферы.

Работа над организацией взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психологических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Так же были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы как дошкольников, так и их родителей, сложности построения взаимоотношений с микро- и макроокружением.

После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизмов работы Клуба. Прежде всего была сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Клубе, плана работы, журнала протоколов заседаний Клуба.

В настоящее время Клуб действует в режиме систематического функционирования, т.е. заседания проходят 1 раз в месяц. В рамках Клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи «Гость Клуба», «Круглый стол». Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми. Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи. В целях повышения активности родителей в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации.

Ежемесячно выпускается газета «Солнечный зайчик» http://ds432nsk.edusite.ru/p47aa1.html, информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках Клуба. Наибольшей популярностью пользуется страничка «Шпаргалка для родителей», которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Итоги Клуба заслушиваются на заседании ППК дошкольного учреждения, на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Так, результаты психолого-педагогической культуры родителей на конец учебного года показывают следующие изменения:

– повышается психолого-педагогическая культура родителей;

– расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;

– родители активно включаются в процесс социального воспитания;

– устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и воспитателями;

– семья становится активной социальной системой.

Используемая литература:

1. Ауппе И. М., Морозова И. С., Чепракова Е. А. Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования. Справочник педагога-психолога. № 4, 2014, с. 4.

2. Григорьева Т. Г., Линская Л. В. Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. – 207 с.

3. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи. – М.: 1998.

4. Чепракова Е.А. Комплексное сопровождение матерей, воспитывающих детей 4-7 лет с ОВЗ. Справочник педагога-психолога. № 2,3,4,5,6, 2014.

Количество просмотров: 5729  

Добавить комментарий

Target Image
1. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
2. Я – будущий защитник Отечества: воспитание гражданственности и патриотизма в проектной деятельности
3. Сотрудничество семьи с образовательной организацией в условиях пандемии
4. Коллективное творчество с детьми младшего дошкольного возраста
5. Использование дидактического материала и оборудования в процессе развития звукового восприятия у детей дошкольного возраста
6. Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
7. Социальная адаптация, личностная самореализация дошкольников в процессе организации волонтерских поисково-исследовательских объединений краеведческой направленности
8. Шаг за шагом в мультимир
9. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
10. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи
11. Роль педагога-психолога в организации сотрудничества ДОУ с семьёй
12. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
13. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
14. Семья и детский сад: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
15. Социальное партнерство семьи и образовательной организации
16. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
17. Технология взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы