Фольклор как средство развития речи у детей с особыми образовательными потребностями

 
 

Чернова Мария Михайловна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 
 
 

Романова Наталья Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 
 
 

Дроздова Анастасия Дмитриевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 

Фольклор как средство развития речи у детей с особыми образовательными потребностями

В нашем детском саду есть опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для нашей коррекционной группы остро стоит вопрос оречевления детей, и вследствие этого педагоги совместно с музыкальным руководителем применяют в своей практике фольклор в качестве способа развития речи у детей с ЗПР и РАС.

Дети с задержкой психического развития характеризуются темповым отставанием развития психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы, которые при правильно сформированном обучении и воспитании могут быть преодолены.

Дети с расстройством аутистического спектра характеризуются психическим расстройством, которое проявляется нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации.

Детям с ЗПР и РАС свойственны речевые нарушения, совмещение нескольких дефектов речи. Имеются дифференциации речеслухового восприятия, неразличение смысла отдельных слов, нарушения звукопроизношения, скудность словарного запаса.

Благодаря включению музыкальным руководителем элементов фольклорного жанра, а это песни, пестушки, хороводы, потешки, заклички, поговорки, сказки, загадки, колыбельные песни (во время тихого часа), игры – у детей появляются положительные эмоции, любознательность, интерес к новым познаниям.

Каждое музыкальное занятие для наших детей является своего рода мини-праздником, который дает возможность развития ребенка, раскрытия собственного потенциала, формирования основ художественной культуры в совокупности всех ее важнейших компонентов.

Русские народные праздники также проводятся для наших детей и основываются на следующих принципах:

– устность передачи традиций;

– подлинность традиций;

– поддержание традиций в течение года;

– коллективность творчества;

– выработка стереотипов и клише в нравственно-поведенческом аспекте.

Методы народной культуры при ее воспроизведении (моделировании):

– создание среды традиционной культуры;

– свобода выбора своего творчества;

– построение воспитания, основываясь на календарь;

– использование семьи как источника традиций.

Поэтому педагогические смыслы календарного праздника в работе с детьми с ОВЗ можно определить следующим образом:

– раскрытие творческого потенциала детей;

– развитие навыков коммуникативности;

– облегчение процесса социализации;

– передача и усвоение нравственного опыта и производственного.

В программы наших фольклорных праздников музыкальный руководитель включает все виды народных игр: спортивные, т.е. подвижные, двигательные забавы, познавательные игры и игровые хороводы, игры-развлечения, игры-шутки и т. д. Можно использовать коллективные игры на общение, знакомство (хороводно-игровые «Мурома», «У Еремушки» и т.д.); на соперничество, юмор (хоровод «Селезень утку догонял» и т.д.); на силу и ловкость («Два Мороза», «Пахари и жнецы» и т.д.). В подготовке фольклорного праздника музыкальный руководитель учитывает, что это не спектакль, а большая игра, в которой основной упор делается на инициативу и импровизацию детей. Завершение фольклорного праздника у нашей коррекционной группы проходит четко, ярко, без задержек и с награждением всех участников.

Как показывает практика, основополагающее значение имеют такие методы, как объяснение, показ, моделирование традиционных форм исполнения песен (посиделки, хоровод, встреча весны и др.). Освоение игровых песен дает возможность широкого применения игрового метода.

На примере праздника «Масленица» хотим представить свой опыт работы в коррекционной группе.

Музыкальный руководитель и педагоги готовят праздничное занятие за месяц, чтобы дети с РАС и ЗПР успели подготовиться к торжеству. Педагоги начинают свою деятельность с детьми с ознакомления с темой праздника. Это происходит следующим образом: смотрят картины по теме, просматривают видеоролики, много раз проговаривают новую информацию, затем обсуждают, дети отгадывают загадки, играют по картинкам «Масленица», составленным воспитателями, учат песни, стихи, потешки, подготавливают атрибутику к предстоящему празднику. Музыкальный руководитель рассказывает со своей стороны о празднике, проигрывает с детьми некоторые сценки, песни, игры, воспитывает интерес, уважение и любовь к русским народным традициям, дети знакомятся с русской народной культурой, музыкой, свободно двигаются под русскую народную музыку, импровизируют, происходит обогащение словарного запаса. Дети учатся правильно владеть музыкальными инструментами, запоминают правила поведения на празднике.

Благодаря индивидуальным и групповым занятиям с педагогами и музыкальным руководителем у детей с РАС и ЗПР происходит динамика в проявлении речи. Особенно благоприятно в стимуляции речи играют роль потешки, считалочки, песни, хороводы, так как они легко запоминаются и проговариваются.

Музыкальный руководитель и педагоги тесно сотрудничают с родителями. На Масленицу родители с детьми приносили из дома расписные платки и фотоколлаж о том, как сами создавали соломенную куклу для проводов Зимы и встречи Весны. Также педагоги привлекают родителей к закреплению тем праздников в домашних условиях через создание коллажей, фотовыставок, проявление творческой инициативности в виде рукоделия и так далее.

Таким образом, развитие речи у детей с особыми потребностями происходит через активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора (народные танцы, игры, забавы и т.д.), традиционные народные праздники (Осенины, Масленица, Святки, Ярмарка), самостоятельность, инициативность, импровизационные способности детей.

Количество просмотров: 1147  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями зрения и речи
2. Психологическая готовность детей с расстройством аутистического спектра при переходе от детского сада к школе
3. Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста
4. Фольклор как средство развития речи у детей с особыми образовательными потребностями
5. Профилактика психологического здоровья дошкольников через соединение психологии, оздоровительной деятельности и традиционных праздников
6. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО
7. Двигательная активность как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
8. Роль специальных знаний в условиях инклюзивного образования
9. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ. Нейропсихологические методы и подходы
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы