Психологическая готовность детей с расстройством аутистического спектра при переходе от детского сада к школе

 
 

Белякина Иулия Андреевна,

педагог-психолог

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 
 
 

Ивайловская Ксения Юрьевна,

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 

Психологическая готовность детей с расстройством аутистического спектра при переходе от детского сада к школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 274» содержит в себе опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Благодаря созданию групп коррекционной направленности, дети с расстройством аутистического спектра могут психологически подготовиться к следующему этапу развития – школьному. Расстройство аутистического спектра (РАС) – это всесторонние нарушения психического развития, включающие в себя социальную неприспособленность во взаимодействии, общении и наличие стереотипного поведения.

Целью нашего ДОУ является развитие коммуникации, межличностного общения детей с РАС, стремление к успешной организации целенаправленного поведения.

Данная цель достигается следующими задачами.

1. Налаживание эмоционально-зрительного контакта с ребенком.

2. Развитие эмоциональной устойчивости ребенка с помощью психологических игр.

3. Обучение элементарным навыкам контакта.

4. Развитие усидчивости, внимания, мелкой моторики рук.

5. Стимуляция и активизация познавательных возможностей и потребностей ребенка с РАС к окружающему миру (предметов и людей) через сенсорную интеграцию.

6. Организация психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по темам воспитания ребенка и становление его как личности.

Расстройство аутистического спектра представляет собой проблемы в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях людей. У детей с аутизмом выражены «пробелы» в речи, монотонность, эхолалии, наблюдается недостаточное понимание обращенной к ребенку речи и высокая вероятность полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании эмоций и жестов. Еще одной важной особенностью детей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности.

Недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера детей с РАС вызывает определенные затруднения в концентрации внимания и организации поведенческого характера. Специалисты (дефектолог, психолог, логопед) и педагогический коллектив нашего детского сада совместно с родителями считают важным в жизни детей с аутизмом психологически подготовить к новому этапу обучения и заложить формирование предпосылок учебного поведения при переходе из ДОУ в школу.

Остановимся на основных аспектах работы взаимодействия педагогического коллектива с детьми данной категории нарушения:

– установление контакта между педагогом и ребенком для создания благоприятной атмосферы между участниками процесса;

– создание мотивационного стимула к процессу обучения;

– развитие у ребенка концентрации внимания и поведения в процессе познания.

Установление контакта между педагогом с ребенком для создания благоприятной атмосферы между участниками процесса

Знакомство педагога с ребенком происходит в комфортной атмосфере. Необходимые данные о ребенке предоставляет разговор с родителями. Благодаря беседе педагог фиксирует увлечения и предпочтения ребенка (любимые рассказы, герои, игры, игрушки, совместная деятельность со взрослым, обстановка и т.д). Таким образом, данная информация минимизирует вероятность проявления нежелательного поведения ребенка и помогает определить круг поощрений.

Чтобы не вызывать дополнительный стресс у ребенка с РАС, ему показывают те помещения, которые будут необходимы в начале обучения (группа, туалет, спальня, раздевалка). Взаимоотношения педагога и ребенка определяются через эмоциональный контакт, введение определенных правил взаимодействия, обращения к педагогу. Исходя из вышесказанного, ребенок с аутизмом наиболее «мягко» и комфортно может освоиться в пространстве ДОУ, познакомиться с другими детьми, социализироваться.

Создание мотивационного стимула к процессу обучения

Каждый день специалисты и педагоги нашего детского сада подготавливают занятия для детей с РАС в простом, пошаговом исполнении, чтобы дети концентрировались только на основных, важных аспектах и не успевали уставать. Так создается длительный процесс развития познавательной мотивации. Это достигается благодаря профессионализму педагогического состава, а также настольным развивающим, сенсорным играм, увлекательным книжным пособиям, дополнительному стимульному материалу и т.д.

Перед началом занятия педагог совместно с ребенком подготавливает нужные принадлежности. А первые задания направлены на то, чтобы ребенок ощутил свою успешность. Благодаря системе поощрений в виде наклеек, которые ребенок приобретает за верно сделанное задание, формируется правильное отношение к оценке. Затем, спустя некоторое время, происходит замена системы материальных подкреплений словесной формой (похвала, положительная оценка семьи, педагогов, специалистов).

Задачи родителей – в тесном контакте с педагогом расширить представления детей об окружающей среде, пробуждение интереса к изучению новых познаний. В ходе совместной деятельности родителей и ребенка делается упор на то, чтобы рассказывать, каким образом новые знания понадобятся на жизненном пути и как важно посещать детский сад для расширения своего кругозора.

В школе занятия будут проходить в подобном ключе, и это благоприятно скажется на самочувствии детей с аутизмом, потому что причины стресса будут минимизированы.

Развитие у ребенка концентрации своего внимания и поведения в процессе познания

Развитию произвольного внимания, повышенной продуктивности в обучающем процессе помогают коррекционные методики, которые также способствуют сосредоточению на особой организации познавательной среды.

1. Организация группы. Это пространство помогает поддерживать комфортное состояние детей с РАС, тем самым создавая дополнительную заинтересованность в приобретении новых успехов. Из-за постоянных организационных затруднений во время подготовки к занятию – необходима регулярная отработка этих действий и не только в ДОУ, но и дома. Нужно контролировать, чтобы на столе в процессе занятия у ребенка с РАС были только необходимые предметы, так как каждый ненужный объект отрывает фокус внимания и повышает объем препятствий. Педагоги применяют IT-технологии, наглядные материалы, визуальные методы, что способствует более успешному обучающему процессу. Таким образом, пространство группы создается так, чтобы упорядочить поведение детей с аутизмом при проведении занятий.

2. Закрепление привычки работать за столом. В начале занятия ребенок с педагогом в установленном порядке готовит необходимые принадлежности, в конце – убирает. Создание и реализация такого правила помогает ребенку настроиться на процесс познания и приучает заниматься, сидя за столом. Этот ритуал поддерживается и в домашних условиях.

3. Развитие способности концентрироваться в наглядном пособии и реализовывать инструкции педагога. Это достигается с помощью указательного жеста, который способствует сохранению заинтересованности детей с РАС на наглядном материале и нужен в дальнейшем при обучении в школе.

4. Усвоение порядка выполнения заданий в процессе урока. Каждое занятие с детьми с РАС начинается с проговаривания поэтапных действий с использованием карточек. При завершении задания ребенок убирает карточку из расписания. Благодаря такому методу у ребенка есть достаточное понимание о том, какое количество выполненных заданий у него уже есть и сколько еще предстоит сделать.

Таким образом, педагог, работая совместно со специалистами, должен постоянно способствовать развитию навыков коммуникации и социализации детей с РАС. Данная направленность прослеживается во всех видах деятельности и также может достигаться организованной работой в парах, мини-группах, в дежурствах перед приемом пищи, что благоприятно скажется в дальнейших перспективах развития детей с аутизмом. Перерывы между занятиями нужны как для восполнения энергии, так и для приобретения навыков взаимодействия, правильной подачи себя в группе сверстников. Все вышесказанное помогает ребенку быть психологически устойчивым к внешней среде и готовым для перехода на следующую ступень своего развития – обучению в школе.

Количество просмотров: 977  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями зрения и речи
2. Психологическая готовность детей с расстройством аутистического спектра при переходе от детского сада к школе
3. Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста
4. Фольклор как средство развития речи у детей с особыми образовательными потребностями
5. Профилактика психологического здоровья дошкольников через соединение психологии, оздоровительной деятельности и традиционных праздников
6. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО
7. Двигательная активность как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
8. Роль специальных знаний в условиях инклюзивного образования
9. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ. Нейропсихологические методы и подходы
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы