Формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО

 
 

Кетчикова Елена Михайловна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 1 «Сказка» р. п. Коченево

Новосибирской области

 

Формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является речевое развитие у дошкольников. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

1. Появление компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров, интернета изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

2. Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.

Поэтому свою работу по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР начинала с диагностики. По методике Н. И. Дьяковой провела диагностику фонематических процессов детей старшего возраста с ОНР для выявления факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Анализ начальной диагностики позволил мне сделать вывод о недостаточном уровне сформированности фонетико-фонематических процессов у детей старшего возраста. При обследовании фонематического восприятия звуков выяснилось, что у 56 % дошкольников с ОНР III уровня зафиксированы нарушения в дифференциации изолированных пар согласных. Звуковой анализ слов у этих дошкольников также не сформирован, 56 % детей не умеют выделять первый и последний звуки в словах, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове. При обследовании звукового синтеза в слове было определено, что 61 % дошкольников затрудняются в произношении слова по отдельным звукам. Низкие показатели, полученные при обследовании, еще раз доказывают преобладание нарушений фонематических процессов у детей с ОНР III уровня, что как раз отражается в логопедическом заключении этих детей.

Работу с такими детьми начала поэтапно, с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

На занятиях создаю положительный эмоциональный настрой, так как думаю, что это одно из самых сильных, верных способов мотивации в коррекционном процессе по поддержанию у обучающихся интереса к приобретению знаний. Использую художественное слово, устное народное творчество, коррекционные игры, яркие наглядные пособия, которые помогают мне успешно решать задачи формирования интереса к занятиям. Одним из таких пособий является развивающая книга «Обучай-ка».

Книга мною создана для развития фонематического восприятия, звукопроизношения, артикуляционной, дыхательной и мелкой моторики. Главное достоинство пособия – совмещение игры и обучения! Книга «Обучай-ка» – это проект, в котором собран методический материал для работы с детьми ОНР III уровня. Чтобы лучше освоить книгу, необходимо обращать внимание ребенка на каждый персонаж, научить описывать его и, конечно же, на сюжет книги.

Тактильная книга «Обучай-ка» делится на две части: дидактическую и ассоциативную. Дидактическая часть имеет тематическую, коррекционно-обучающую направленность и решает задачи по формированию фонетико-фонематических процессов. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков (на материале сказки «Теремок») Сначала дети вслушиваются, какие звуки слышны из теремка, где никто не живет. Затем дети имитируют голос героя, который подходит к теремку. На следующих занятиях с книгой дети, играя, учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. А ассоциативная – это часть книги, в которой есть сюжет или знакомая сказка («Теремок», стихи А. Барто, лексические темы).

В 2021 году моя разработка участвовала в IX Международном конкурсе педагогического мастерства на портале «Академия образования и воспитания». Работа оценена дипломом I степени и медалью. Опыт создания развивающей книги представлен мною в 2022 году на РМО учителей-логопедов и семинаре ДОУ, где педагоги дали положительную оценку моей разработке.

Для коррекционной работы по развитию фонематических процессов создала картотеку игр по шести направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков (Игры «Отгадай, что я делаю?», «Парад звуков», «Колокольчик»). Развитие слухового внимания и памяти на базе речевого материала (Игры «Лото», «Запомни и назови»).

2. Развитие простых форм фонематического анализа. Фонематический анализ ряда гласных (Игра «Послушай и скажи сколько звуков»). Фонематический анализ открытого и закрытого слогов (Игра «Определи наличие гласного (согласного) звуков в открытых (закрытых) слогах»).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие навыка определять количество звуков в слове (Игра «Покажи, сколько звуков в слове»). Развитие умения определять последовательность звуков в слове (Игра «Послушай слово и назови по звукам»). Развитие навыка определения места звука в слове (Игра «Найди место звука в слове»).

4. Развитие фонематического синтеза (Игры «Перепутанные слова», «Отгадай, что я загадала?»).

5. Развитие фонематических представлений (Игра «Придумай слово с 2-5 звуками»).

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа (Игры «Придумай слово со звуком в определенном месте», «Реши кроссворд»).

Разработанная мною картотека игр является для дошкольников не только учебной игрой, но и базой для развития фонетико-фонематических процессов. Мои дети используют приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах, решают разнообразные мыслительные задачи: дают характеристику звукам речи; сравнивают их по акустико-артикуляционным признакам, делают звуковой анализ слова. Материалы картотеки активно используются воспитателями для закрепления звукопроизношения у детей в группах. Фотоматериалы с использованием фонематических игр размещаю на сайте ДОУ.

Кроме того, в МКДОУ д/с № 1 «Сказка» мною ведётся профилактическая работа с детьми младшего возраста, направленная на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Учёт этой работы ведётся в журналах консультаций и регистрации детей с нарушениями речи.

Владею современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности. В своей коррекционно-развивающей деятельности использую оздоровительные технологии. Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников с ОНР не развита общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно провожу комплексную оздоровительно-коррекционную работу с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения. Используя опыт Н. В. Нищевой, создала картотеку гимнастик (дыхательную, пальчиковую и артикуляционную).

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использую такие игры, как «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев. Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга (Авторская методика А. Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников»). Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Многим детям нравится использование «Су-Джок» терапии (надеваем эластичное кольцо поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.

Использование здоровьесберегающих технологий способствует восстановлению работоспособности, снятию эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий.

Также на коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии, которая включает в себя куклотерапию и сказкотерапию. Мною разработано и организовано занятие с куклой-обезьянкой. На занятии решаются такие задачи, как развитие фонематического слуха, закрепление навыка произношения свистящих и шипящих звуков. Использование игровых персонажей развивает у детей с ОНР III уровня активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность. Кроме всего перечисленного использование куклы имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Так как коррекционные занятия провожу в индивидуальной форме, на каждом занятии решаю проблему именно того ребёнка, с которым занимаюсь, есть возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация перерабатывается воспитанником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом («вижу», «слышу», «чувствую»). В совместной деятельности ребёнок – мой равноправный партнёр. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. А взрослые – это педагоги детского сада № 1 «Сказка» и родители.

 

Количество просмотров: 970  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями зрения и речи
2. Психологическая готовность детей с расстройством аутистического спектра при переходе от детского сада к школе
3. Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста
4. Фольклор как средство развития речи у детей с особыми образовательными потребностями
5. Профилактика психологического здоровья дошкольников через соединение психологии, оздоровительной деятельности и традиционных праздников
6. Формирование фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в соответствии с ФГОС ДО
7. Двигательная активность как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
8. Роль специальных знаний в условиях инклюзивного образования
9. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ. Нейропсихологические методы и подходы
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы