Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества

 
 

Самойлова Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ д/с № 465 г. Новосибирска

 

Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества

Современное общество – это общество с быстро меняющимися стереотипами, образом мышления и культурой. Наши дети растут и развиваются в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Всё быстрее технические достижения проникают во все сферы человеческой жизни и вызывают интерес детей к современной технике. Нас всюду окружают технические объекты: бытовые приборы и аппараты, игрушки, транспорт, строительные и другие машины. Всё чаще стали использовать роботов не только на предприятиях, но и в сферах обслуживания.

Каждый ребенок – потенциальный исследователь. Это обусловлено стремлением к исследованию окружающего мира. Современным детям с раннего возраста интересны механические игрушки и игрушки-роботы. А в дошкольном возрасте они пытаются понять, как все устроено. Ломая очередную игрушку, ребёнок знакомится с новым механизмом и деталями, которые входят в него. Правильно организованная образовательная деятельность способствует развитию инженерного мышления, а также включает детей в полезную практическую деятельность.

В настоящее время все чаще меняются способы сбора, обработки и передачи информации. Всему человечеству приходится активизировать свой творческий потенциал, а это приводит к новым требованиям в развитии детей. Поэтому в современном дошкольном образовании недостаточно развивать умственные потребности детей, а необходимо развивать творческую личность, способную нестандартно мыслить. И для развития такой личности в своей работе использую технологию развития креативных способностей дошкольников. Данная технология предлагает способы и приёмы для установления творческих способностей, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Остановимся подробнее на принципах данной технологии. Самым главным принципом, на мой взгляд, является создание благоприятных условий для творчества детей. К таким условиям относится создание развивающей предметно-пространственной среды, создание благоприятного эмоционального фона, поддержка индивидуальности каждого ребёнка и поддержка игрового творчества. Соблюдение данных условий происходит в рамках проектной деятельности.

Для создания благоприятных условий для творчества детей организую среду таким образом, чтобы креативность могла актуализироваться. Группа разделена на центры активности: центр науки, центр «Песок и вода», центр юного инженера, центр искусства, литературный центр, манипулятивный центр и центр сюжетно-ролевой игры.

Наполнение данных центров происходит согласно тематическому проекту. На данном слайде вы видите организацию развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта «Промыслы России».

При организации развивающей предметно-пространственной среды поддерживаю индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому в группе созданы стенды: «Я пришёл», «Я родился», «Моя семья», «Моё настроение», «Звезда недели». Для учета индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка в группе выделено место для рисунков по собственному замыслу; место для собственных изобретений. А также персональная выставка. А для поддержки благоприятного эмоционального фона в группе создан уголок уединения.

Важная роль в рамках данной технологии отводится поддержке игрового творчества. Для этого организую с детьми сюжетно-ролевые игры в рамках групповых проектов. Например, в рамках проекта «С ремеслом спеши дружить» вместе с детьми организовали сюжетно-ролевую игру «Русский базар».

Следующим принципом реализации технологии креативных способностей является организация образовательной деятельности: изобразительной, театрализованной, изобретательской, подвижной и других. Организация всех видов деятельности дошкольников происходит в рамках проектной деятельности.

Основным видом деятельности для развития инженерных способностей у дошкольников является конструирование. Дети с удовольствием конструируют в строительном центре и центре юного инженера. Ребята конструируют из разных конструкторов по схемам, алгоритмам и по представлению.

Для развития сюжетно-ролевых игр и для вовлечения в игру детей, не любящих играть, включаем в игру роботов-помощников. Таких помощников собираем вместе с детьми, а затем программируем их действия. Так, в рамках проекта «Промыслы России» познакомились с детьми с устройством «Пиротина» (это станок для печати орнамента на Павловопосадских платках). Для этого разобрали данное устройство в системном операторе. После в центре юного инженера из конструктора Lego Education по алгоритму собрали робота и запрограммировали его в программе Lego Education Wedo. После организовали мануфактуру для производства Павлопосадских платков для сюжетно-ролевой игры.

При развитии креативных способностей невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе применяю физкультурно-оздоровительные и современные здоровьесберегающие технологии. В режимных моментах и в проектной деятельности применяю физкультурно-оздоровительные технологии. Это игры на утренней гимнастике и прогулке, закаливание, физминутки, игры малой подвижности и пальчиковые гимнастики. Также применяю и современные здоровьесберегающие технологии. Это кинезеологические упражнения и гимнастику развития ловкости. Они способствуют развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников, гибкости мышления. А это неотъемлемые составляющие креативности мышления и инженерного творчества.

При развитии креативных способностей невозможно обойтись без помощи родителей. Поэтому родители – активные участники образовательного процесса. Они создают творческие проекты в рамках группового проекта, принимают участие в НОД в качестве приглашенного гостя и рассказывают о своей профессии, играют с детьми в свободное время в центрах активности, проводят мастер-классы.

Вся выше изложенная работа позволяет развивать креативные способности дошкольников для инженерного творчества. Проделанная работа подтолкнула меня к разработке парциальной программы «Юные инженеры» для старших дошкольников. Для диагностики развития инженерных способностей разработаны диагностические карты. Данные программы реализуются мной в группе. Комплексно-тематическое планирование составляется в рамках проектной деятельности.

В ходе реализации данной программы получены промежуточные результаты. На начало учебного года дети показали следующие результаты: большинство детей выбирают конструирование для самостоятельной деятельности, конструируют самостоятельно с использованием схем и алгоритмов, способны создать собственную модель, с удовольствием изучают собранную модель. У большинства детей сформированы конструктивные и логические способности. Большинство детей могут определить стратегию ведения проекта. Это свидетельствует о высоком уровне развития инженерных способностей.

И данную статью мне бы хотелось подытожить словами Л.С. Выготского: «Воображение опирается на опыт, новое создаётся из элементов действительности, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Поэтому обогащайте опыт детей, развивайте их воображение и поощряйте творческие идеи!

Количество просмотров: 434  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы