Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада

 
 

Маковецкая Оксана Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 274 г. Новосибирска

 

Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада

Воспитание и развитие детей, посещающих общеобразовательные группы нашего детского сада, осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад № 274, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая предусматривает создание в детском саду условий, обеспечивающих каждому ребенку психологический комфорт и всестороннее развитие, личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями не только для умственного развития, но и для нравственного и эстетического воспитания детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез). В результате труда действия ребенка становятся целенаправленными, формируется устойчивое внимание. По своему характеру конструирование сходно с игровой деятельностью – в нём отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (игры, украшений ёлки, подарка маме и т.д.). Ребенок отражает в конструировании разнообразные сюжеты. Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа. Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем, сосверстниками. Конструирование формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. На основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления (способность замещать реальные предметы и действия предметами-заместителями и языковыми знаками).

Ряд последних исследований по вопросам обучения дошкольников конструированию из строительного материала (В.Г. Нечаева, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван) свидетельствует о том, что данный вид деятельности по своей сущности ближе к умственной, чем к изобразительной деятельности. В процессе конструирования из строительного материала не создается художественного образа, а развиваются различные мыслительные операции. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивной деятельностью взрослых.

А.С.Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности! Из материалов человек создаёт ценности и культуру». Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит - у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Анализируя исследования, на мой взгляд, в конструировании больше чем в других видах детской деятельности, подготавливается почва для развития познавательных способностей детей. Следовательно, благодаря конструированию ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии, быстрее и лучше сможет овладеть техникой письма. Ребенок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются богатой фантазией и воображением, активным стремлением к созидательной деятельности, желанием экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности  ребенка к школе.

В процессе организации развивающих занятийя использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, применение которых способствует укреплению здоровья и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития дошкольников. Использую индивидуальную, групповую, подгрупповую форму проведения занятий, опираюсь на достижения в области методики педагогики и психологии, обеспечиваю охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.

Опыт моей работы начался со второй младшей группы. Малыши только начали посещать детский сад, для них конструирование было ново. Мы учились не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а также понимать и правильно употреблять такие слова, как: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий. Учились располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырёхугольнику (забор, загородка).

Начала занятия конструированием с организации детей в подгруппы по 4 – 6 человек. Постепенно количество детей в группах увеличивалось, со второй половины  учебного года занятия проводила со всей группой. В своей работеиспользую игровые методы, игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; используюсюрпризные моменты; прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек и сказочных героев.Работу с детьми строю с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Задания предлагаю заранее, зная возможности каждого ребенка. Но никогда не подчеркиваю этого, и тем более не говорю ребенку, что у него слабые способности по сравнению с его сверстниками, т.к. это не стимулирует его деятельность, а наоборот, вселяет неуверенность в свои силы. На занятиях по конструированию использую репродуктивный метод обучения (подробный показ способов действий, работа по образцу воспитателя, схемам и т.д.).На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Ребята учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них, в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению. Давая однотипные задания, всегда дифференцирую их с учетом сложности. Например: всем предлагаю конструирование по схемам, но одним даю схему посложнее, а другим попроще; все выкладывают по контуру, но одним можно дать больше деталей выложить, а другим меньше и т.д. При анализе работы всегда подчеркиваю общие усилия ребят, помощь друг другу. В работе с детьми прежде всего стараюсь создать обстановку ожидания радостного и интересного, связанного с конструированием, даю детям понять, что меня очень интересует конструирование. Сама включаюсь в игры детей или просто сажусь и начинаю с ними строить. При этом не стремлюсь подавить детскую инициативу замечаниями, а стараюсь размышлять вслух. При совместном конструировании с детьми стремлюсь как бы предварять детские замыслы, идти немного впереди: то, что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой помощью взрослого, затем он уже делает самостоятельно. Различные материалы предлагаю детям постепенно, по мере усвоения навыков работы с ними. Стараюсь оценивать действия детей в ходе занятия, подсказываю, напоминаю, расхваливаю их,  делая это от лица игрушки. Очень важно создать атмосферу доверительного общения с детьми. Важно, чтобы каждый ребенок испытывал радость от успехов. Постоянно поощряю малышей за потребность в самостоятельности, инициативности, общительности, вселяю в них веру в свои возможности. К концу учебного года во второй младшей группе дети научились по показу воспитателя строить простые предметы: башню, ворота, мебель, домики и др., при этом аккуратно класть детали одну около другой или одну на другую, располагая постройку как на плоскости, так и в высоту. Дети научились определять и называть детали, из которых сделана постройка. У воспитанников сформировался устойчивый интерес к играм с постройками, пользуясь при этом и другими игрушками: построить дорожку для матрёшки, сарайчик для кролика и т.д.

В среднем возрасте больше возможностей, используются все виды конструирования: конструирования из строительных материалов, из бумаги и дополнительных материалов. Я продолжила учить детей выделять в постройках основные части, а также называть слова, обозначающие пространственные отношения: справа – слева, ближе – дальше, впереди – сзади (окно у домика сзади, дверь впереди).

Во время занятий по конструированию я обогащаю и активизирую словарный запас детей. Пересказываем и конструируем сказки, например «Теремок». Предварительно мы с ребятами рассмотрели иллюстрации к этой сказке, посмотрели мультипликационный фильм; затем решали коллективно: из чего же мы будем делать теремок и какого размера он будет (маленький – большой, широкий – узкий, высокий – низкий). После этого мы раздумывали: какие герои будут в нашей театрализации по сказке «Теремок»? Деревянные фигурки или детишки оденут маски? Пришлось устроить голосование. И итог был грандиозен, мы построили теремок из большого напольного деревянного конструктора, а зверюшками были сами дети.

Конструктивная деятельность детей в дошкольном возрасте носит характер ролевой игры. В процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре группы дома, машины, лабиринты и играть всем желающим. Эти модули можно легко преобразовать в большой стол и играть на нем с группой детей. Это дает возможность гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей, постановки новых педагогических задач.

Предметная среда, организованная в группе, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

В результате моей работы с детьми в группе созданы условия для психологического комфорта детей. В процессе игровой деятельности воспитанникинаучились устанавливать доброжелательные отношения друг с другом (помогать товарищу советом, делиться с ним материалом, видеть хорошую работу товарища и порадоваться вместе с ним).У детей сформировался интерес к играм с постройками, пользуясь при этом и другими игрушками.

Для того, чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь группы и детского сада, сделать их союзниками в своей работе, были организованы:

1. Присутствие родителей в группе в качестве ассистентов (разработка памяток, рекомендаций для ассистентов по организации различных видов детской деятельности, оказание помощи в организации режимных моментов);

2. Выставки детских работ, выполненных совместно с воспитателем или родителями;

3. Информационные стенды для родителей:

– с консультативным материалом,

– с ежедневной информацией о происходящем в группе (занятия, события в группе, достижения детей и т.п.).

4. Проведение праздника – развлечения «Что нам стоит, дом построить», с целью вовлечения родителей в жизнь группы, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

5. Проведение мастер-класса«Дайте детству наиграться» для родителей детей среднего дошкольного возраста, с целью расширения знаний родителей о пользе конструкторных игр в формировании познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

Именно во взаимодействии и сотрудничестве педагогов с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности родителей и детей. При этом целью семейного воспитания должно быть развитие личности ребёнка.

Список литературы

1. Базик И.Я, Гульянц Э.К. Что можно сделать из бросового материала. М., 1991

2. Жукова Р.А. Конструирование и художественный труд в ДОУ. М., 2005

3. Корзакова Е.И., Нечаева В.Г. Строительные игры в детском саду. М., 1966

4. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 1985

5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М., 2005

6. Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Вторая младшая группа и средняя группа. М., 2009

8. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». /Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2007.

Количество просмотров: 3450  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы