Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию

 
 

Юсупова Надия Анваровна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 213 «Открытие» г. Новосибирска

 
 
 

Дмитриева Юлия Михайловна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 213 «Открытие» г. Новосибирска

 

Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию

Сегодня перед Россией стоят глобальные задачи, связанные с интенсивной интеграцией страны в мировое экономическое пространство, повышением конкурентоспособности отечественной промышленности. Реалия такова, что страна стала испытывать дефицит в высококвалифицированных инженерах. Каждый второй работодатель испытывает дефицит рабочих кадров высокой квалификации (5-6 разряд), и почти половина (42 %) – нехватку высококвалифицированных инженеров. Такие результаты были получены по итогам опроса 500 руководителей предприятий «Кадровое самочувствие отечественной промышленности» [2].

Исходя из приоритетов государственной политики в области развития инженерного потенциала и высокой региональной и отраслевой потребностью Новосибирской области в высокопрофессиональных специалистах инженерно-технического профиля, было принято решение о реализации курса развивающих занятий «Технический английский» для инженерных классов МАОУ СОШ № 213 «Открытие».

Особую актуальность курс технического английского приобретает в связи с логикой развития конкурсного и соревновательного движения: обучающиеся МАОУ СОШ № 213 «Открытие» регулярно принимают участие в конкурсах и соревнованиях инженерной направленности, в перечень заданий которых входит подготовка презентационного видео о себе и о выполненном проекте, разработка технической документации проектов, инженерных книг, в том числе с аннотацией на английском языке.

Новизна данной программы состоит в применении новой образовательной формы для реализации принципа метапредметности в обучении английскому языку учащихся определенной возрастной категории, а именно в его практическом применении в области робототехники. Обучение конструированию, программированию, проектной деятельности идет параллельно с изучением английского языка и развитием творческих способностей. Собирая устройства и простые механизмы, ребята знакомятся с новой лексикой, названиями деталей конструктора «LegoMindstorms», действиями. Кроме того, модульная подача материала с его дроблением на теорию и практику положительно сказывается на результативности освоения курса.

Курс направлен на формирование иноязычной компетенции обучаемых, формировании межкультурных, когнитивных метапредметных и общеучебных умений, направленных на профориентационную деятельность и знакомство обучающихся с инженерными профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система (занятие) с применением дистанционных технологий.

Для решения поставленных задач применяются следующие педагогические технологии [1]:

Игровые технологии (ролевые, деловые и пр.), роль которых особенно важна в коммуникативной методике, имитируют реальную деятельность, в т. ч. производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизни.

Технология КСО (коллективный способ обучения) предполагает обучение в динамических парах/мини-группах, когда «каждый учит другого». Групповые технологии обеспечивают активность учебного процесса и высокий уровень усвоения содержания и организуют работу следующим образом: каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. В группы объединяются учащиеся разного уровня обученности, информированности по данной теме, совместимости.

Компьютерные технологии связаны с использованием педагогических программных средств (обучающие, контролирующие программы); с использованием возможностей интернет-обучения и демонстрационного комплекса «компьютер – проекционное устройство» на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного.

Технология уровневой дифференциации предполагает обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Технология смешанного обучения – сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, а именно применение модели «Смена рабочих мест».

Кроме того, в рамках курса «Технический английский» предусмотрены экскурсии на производство, где учащиеся знакомятся не только с лексической стороной технического английского, но и улучшают свои знания в различных областях профессии.

Лексическая сторона речи изучаемого курса включает в себя, такие темы, как:

– описание характеристик различных предметов (ширина, длина, высота и т.д.);

– описание местонахождения различных предметов. Время. Решение проблем;

– описание функций различных предметов. Статистика;

– написание деловых писем и e-mail, заполнение резюме;

– описание различных дефектов и их возможных причин;

– описание проблем, связанных с техническим обслуживанием;

– техника безопасности. Правила безопасности. Несчастные случаи на производстве;

– основные этапы планирования проекта;

– описание типичных неисправностей, а также способов их исправления;

– логистика. Поставка товаров, функционирование сферы обращения товара, управление товарными запасами;

– новые изобретения. Роботы;

– мониторинг. Описание системы отслеживания/слежения;

– описание технического устройства и происходящих с ним процессов;

– правила и инструкции;

– предупредительные сигналы;

– техническая документация и правила ее составления;

– выявление проблемы, составление жалоб.

 

Благодаря знаниям, полученным при изучении курса «Технический английский», учащиеся принимают участие в инженерных конкурсах и чемпионатах, таких как «Worldskills juniors», «Робофест», «RoboCup», где требуются знания не только в области робототехники, но и знания технического английского, т.к. учащиеся представляют инженерные технические книги к роботам на английском языке.

С каждым годом повышается уровень результативности участия учащихся в научно-практических конференциях по английскому языку, наблюдается положительная динамика в плане охвата обучающихся участием в инженерных соревнованиях различного уровня, включая региональный и всероссийский. Учащиеся демонстрируют свои достижения не только в области технических специальностей, но и показывают уровень владения специальной лексикой и терминологией, навыками и умениями читать специальную литературу, говорить и писать по темам и проблемам избранной специальности, что делает процесс обучения более интересным и продуктивным.

Библиографический список

1. Мезенцева О.И.  Современные педагогические технологии: учебное пособие. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018.

2. Центр мониторинга развития промышленности [Электронный ресурс]: Половина Российских предприятий страдает от дефицита квалифицированных рабочих и инженеров. Город: Москва, 2017. URL: http://cmrp.ru/news/view/113.

Количество просмотров: 1093  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы