Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста

 
 

Махнатов Андрей Петрович,

педагог дополнительного образования

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста

В мире современных технологий нас окружает робототехника. Мы используем в повседневной жизни, в школе, дома огромное количество технических устройств: мобильные телефоны, стиральные машины, компьютерную технику и многое другое, все это является роботами. С каждым годом наука развивается, исследования не стоят на месте. Эта отрасль усовершенствуется в мире очень быстро. Робототехника затрагивает все аспекты развития страны, так как это одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения детей, интегрирующее знания о физике, механике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества и повышения престижа инженерских профессий среди школьников.

С открытием Центра «Точка роста» в нашей школе появилась возможность использования современного оборудования для занятий робототехникой и внедрения новых модулей и программ: «Мой первый робот», «Робототехника WeDo 2.0», «Робототехника Fischer Technik», «Легоконструирование». Благодаря этому наши дети имеют возможность получать качественное дополнительное образование по технической направленности. На занятиях ребята осваивают азы конструирования, робототехники и программирования с помощью данных наборов. Возможность внедрения робототехники в пространство школы – это универсальный инструмент для образования.

Во-первых, занятия робототехникой носят межпредметный характер. То есть соприкасаются сразу с несколькими учебными предметами, как в начальной, так и в основной и старшей школе: физикой, информатикой, математикой, технологией, окружающим миром, геометрией, астрономией, программированием. Поэтому можно смело говорить о взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Во-вторых, робототехника способна развивать все виды универсальных учебных действий, а именно: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые организуют самостоятельную учебную деятельность и формируют мотивацию к обучению.

В-третьих, применение робототехники как инновационной методики на занятиях в школах и учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям, что позволяет на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Использование LEGO-конструкторов в рамках дополнительного образования повышает мотивацию учащихся к обучению, так как занятия выстроены в форме познавательной игры, что позволяет продуктивнее знакомить детей с наукой, ведь именно она является эффективным методом для изучения важных областей технологии и конструирования. Цель, которая преследуется изучением курса робототехники в дополнительном образовательном процессе, – развитие научно‐технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно‐технического конструирования и основ робототехники.

Педагогические задачи, решаемые при реализации программ по робототехнике в дополнительном образовании:

– познакомить учащихся с основами программирования в компьютерных средах, предоставленных компанией LEGO, и на языках программирования роботов;

– развить умения творчески подходить к решению задачи;

– развить умения довести конструкцию до работающей модели;

– развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Специалисты, обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому, вопрос внедрения робототехники в учебный процесс нашего Центра, начиная с дошкольного возраста и далее на каждой ступени образования, достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем. Обучение младших школьников с использованием робототехнического оборудования – это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, школьник продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

В основном для организации занятий с детьми используют комплект конструкторов Lego «Первые механизмы», Lego Education, LEGO MINDSTORMS EV3. Конструктор позволяет развить следующие навыки у учащихся:

Развитие внимания: только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже малейшее отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребенку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

Развитие воображения: из деталей LEGO можно собрать свое неповторимое творение.

Развитие познавательного интересаодно из важных предназначений конструктора. Ведь умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем, например, при ремонте автомобиля. Детский конструктор, благодаря своей яркой привлекательности, разнообразию форм и размеров, позволяет в игровой форме познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовольствие и желание создавать все более усложненные модели окружающего мира.

На занятиях учащиеся работают индивидуально, парами и небольшими группами. Индивидуальная форма работы предполагает наличие индивидуального подхода к обучению ребенка, позволяет выявить и устранить проблемы в обучении и развитии конкретного ребенка. Парная форма объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение, навык сотрудничества. В помощь слабому воспитаннику можно дать ребенка посильнее. Работая группами, можно закреплять практические навыки работы с роботизированными моделями.

Робототехника – направление новое, инновационное, тем самым привлекающее и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности – отличная возможность дать шанс ребенку проявить творческие способности, а педагогу Центра дополнительного образования привлечь детей к техническому творчеству, начиная с дошкольного возраста, и может быть подготовить будущей профессии.

Количество просмотров: 996  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы