Робототехника и профессии будущего

 
 

Корнилова Полина Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Робототехника и профессии будущего

Образование помогает ребенку понять свои потенциальные возможности.

Э. Фромм

Четвертая промышленная революция, демографические изменения, переходные процессы в промышленности и изменяющиеся потребности населения являются драйвером создания новых технологических решений, развития человеческих навыков и формирования нового рынка труда. Уже сейчас наблюдается смещение акцентов в сфере занятости. Современный рынок труда ориентируется на взаимодействие человека и техники, требует от специалиста новых знаний. Естественные факторы интеграции цифровых технологий в жизнь человека стимулируют развитие и распространение профессий будущего. Эффективная адаптация может производиться только посредством взаимодействия экономической, образовательной и технической сфер.

Гибкость образовательных организаций играет важную роль в подготовке кадров для новой экономики. Рынок труда меняется и растет, появление новых профессий затронет каждую страну, вне зависимости от политической обстановки, экономической ситуации или других факторов. Предупреждая изменения заранее и просчитывая шаги, мы сможем встретить новый рынок труда подготовленными.

В ближайшем будущем 71 % новых рабочих мест будет связанно с компьютеризацией. 60 % нынешних учеников будут работать по несуществующим сейчас специальностям. 80 % будущих профессий будут требовать владения STEM-компетенциями.

Сегодня во многих странах понятие STEM-образование всё активнее внедряется в различные образовательные программы, создаются STEM-центры, проводятся международные конференции по этому направлению. Если переводить дословно, то получаем: Science – Наука, Technology – Технология, Engineering – Инженерное дело, Math – Математика, STEM-образование – объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах.

Внедрение STEM-образования в Центре внешкольной работы «Галактика» стало возможным благодаря реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В наше образовательное учреждение поступило новейшее оборудование для занятий робототехникой, благодаря которому наши дети имеют возможность получать качественное дополнительное образование по технической направленности. Одной из программ этого направления является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» творческого объединения «РобоКуб». Программа расчитана на один год обучения для детей 6-11 лет. На занятиях ребята осваивают азы конструирования, робототехники и программирования с помощью наборов «LEGO Education WeDo 2.0».

Главная задача проекта «Успех каждого ребенка» – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Применение STEM-педагогики на занятиях робототехникой дает ряд преимуществ. Робототехника соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход, основой для которого становится интеграция естественных наук в технологии, инженерное творчество и математику. На наших занятиях дети разрабатывают проекты в таких областях естественных наук, как основы физики, биологии, астрономии. Очень важно обучать науке, технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны на практике. Не менее важным является применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии ребята разрабатывают, строят и развивают продукты современной индустрии. Знакомятся с принципами работы устройств, которые нас окружают в повседневной жизни: будь то лифт, коробка передач автомобиля или шлагбаум. Они изучают конкретный проект, в результате чего своими руками создают прототип реального продукта. Очень важным пунктом является развитие навыков критического мышления и решения задач, необходимых для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни. Когда дети сами создают что-то значимое: строят мосты и дороги, тестируют роботов, разрабатывают свои подводные и воздушные конструкции, каждый раз они становятся ближе к цели. Они развивают, тестируют и совершенствуют свой продукт. И в конце, решая все проблемы своими силами, достигают цели. Для детей это вдохновение, победа, радость. После каждой победы они становятся все больше уверенными в своих силах.

 

  

Самое главное достоинство применения STEM-педагогики на наших занятиях робототехники – активная коммуникация и командная работа. Это как раз то, чего не хватает современным детям. На стадии обсуждения создается свободная атмосфера для дискуссий и высказывания мнений. Дети не боятся высказать любое свое мнение, они учатся говорить и презентовать. Большую часть времени дети не сидят за партой, а тестируют и развивают свои конструкции. Они все время общаются с педагогом и своими друзьями по команде. Когда дети активно участвуют в процессе, они хорошо усваивают новые знания. Несомненно, такие занятия развивают интерес к естественно-научным и техническим дисциплинам. Удовольствие от проделанной работы является основой развития интереса. Строя спутники, шлюзы, машины, мосты, динозавров, насекомых, они проявляют все больший интерес к науке и технике. Одновременное изучение и применение науки и технологии может создать множество новых инновационных проектов.

 

 

Кроме прочего, занятия лего-конструированием и робототехникой полезны для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти и особенно творческого воображения учащихся. Если сначала для изучения основных механизмов и видов передаточных систем использовались базовые модели с инструкциями, которые предлагают разработчики комплектов, то сейчас, на основе полученных знаний, дети сами могут сконструировать и запрограммировать любую придуманную ими модель. Когда в сентябре ребята пришли на первое занятие, они даже не знали названия деталей конструктора, не говоря уже об умении программировать. Но уже в декабре мальчики из нашего творческого объединения смогли достойно представить своего робота на IX Городских Молодежных соревнованиях по робототехнике в рамках Открытого Новосибирского технологического фестиваля «Спорт. Творчество. Интеллект».

Таким образом, занятия робототехникой готовят будущие инженерные кадры, IT-специалистов, расширяют знания детей в разных областях естественно-научного цикла, развивают навыки коммуникации и дают свободу творчества.

Количество просмотров: 1349  

Комментарии

Спасибо, очень интересный опыт работы!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы