Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста

 
 

Клинова Татьяна Николаевна,

заведующий МКДОУ д/с № 510 «Калинка» г. Новосибирска

 
 
 

Гаголина Надежда Анатольевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 510 «Калинка» г. Новосибирска

 

Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Модернизация российской системы образования говорит о том, что необходимо пересмотреть подходы к формированию и укреплению созидающего потенциала педагогов. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая место чему-то новому. Соответственно, необходимо улучшать инновационный потенциал педагогов. Педагогический коллектив не может стоять на месте, и поэтому инновационная деятельность общеобразовательного учреждения в целом и каждого члена педагогического коллектива отдельно должна стать реальностью дня.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.

От педагогов зависит то, какие условия будут созданы в образовательном учреждении, какие возможности будут у детей. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения играет важную роль в становлении личности детей, при этом способность воспитателей к инновационной деятельности является одной из важнейших профессиональных характеристик.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы стоим перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. И понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагоги нашего дошкольного учреждения включены в поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в интерактивное, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ.

Необходима подготовка педагогов, способных компетентно осуществлять инновационную деятельность.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатом. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений – поможет проектирование системы методического сопровождения. Инновационная методическая работа – часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительной особенностью которой является обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития. Инновационные формы работы делятся на теоретические и практические, которые, в свою очередь, подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Используя различные виды методической работы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, повышение уровня мотивации, мы решаем поставленные перед нами задачи, а именно повышение качества и уровня дошкольного образования, конкурентоспособности детского сада.

В нашем ДОУ разработан и реализовывается проект «Развитие инженерного мышления дошкольников средствами конструктивной деятельности Cuboro».

Для реализации этого проекта мы создали условия организации инновационной работы в ДОУ. Прежде всего, мы установили взаимосвязь между теорией и практикой в методической работе, усилили практическую направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам для внедрения Cuboro-конструирования в образовательный процесс ДОО.

В методической работе мы учитываем индивидуальные особенности каждого педагога. Педагоги проинформированы об инновационных фактах для формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Cuboro.

Данный проект предлагает использование игрового оборудования Cuboro как инструмента для обучения дошкольников конструированию и моделированию, развитию технического творчества, инженерного мышления. Инженерное мышление является конструктивным. Под конструктивностью понимается способность диагностично и реалистично ставить цель, выбирать адекватные ей технические методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, своевременно вносить изменения в реализуемый проект.

Актуальность введения Cuboro-конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС. Образовательные конструкторы Cuboro очень точно вписываются в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

 

Работая с конструктором Cuboro индивидуально, парами или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате развивается ряд основных качеств, необходимых будущему инженеру, таких как способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи; развитость внимания и сосредоточенность; развитость творческого мышления; способность к самостоятельным видам работы.

По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

Количество просмотров: 8470  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы