Картографические материалы Западной Сибири XVIII–XX веков в школьной и вузовской образовательной практике

 
 

Хорохордин Георгий Сергеевич,

старший преподаватель

кафедры отечественной и всеобщей истории НГПУ,

учитель истории и обществознания

СОШ «Аврора» г. Новосибирска

 

Картографические материалы Западной Сибири XVIII–XX веков в школьной и вузовской образовательной практике

Разновременные картографические материалы являются историческими источниками, которые возможно применять в рамках моделирования образовательного процесса как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Многовариативность их использования заключается в том, что правильно подобранные тематические карты могут не только стать дополнением в качестве одного из средств обучения, но и выступать самостоятельными объектами анализа на школьных уроках истории. Являясь образно-знаковыми моделями действительности, картографические издания способны передать природно-географические особенности местности (физические карты), а также, что является немаловажным при изучении истории, общественно-политические процессы.

В современной школе при организации познавательной деятельности школьников по истории до сих пор остается востребованным картографический материал, который может быть представлен как в бумажном, так и в цифровом форматах. Использование исторических карт на уроках истории позволяет учителю и ученику локализировать исторические объекты в пространстве, формировать у учащихся историко-географические знания и умения, самостоятельно интерпретировать информацию, представленную на карте, выстраивать причинно-следственные связи [3].

В отечественной методике преподавания вопрос применения карт на уроках истории хорошо проработан. О. В. Ивановым, А. А. Морозовым [4], О. Ю. Стреловой [9], И. А. Щуриновой [11] и другими раскрыт учебный потенциал картографических материалов. Исследователи отмечают значимость развития умения работы с исторической картой, которая является универсальным средством обучения истории.

Актуально обратиться к картографическим материалам и при работе со студентами в высшей школе. В вузе в рамках подготовки историков картографические материалы чаще всего выступают в качестве одного из вспомогательных источников, которые могут быть применены в образовательно-исследовательской деятельности студентов при рассмотрении ряда вопросов отечественной и всеобщей истории (военно-политических, социально-экономических). При этом остается недооцененным потенциал карт как самостоятельного исторического источника, при работе с которым могут быть охарактеризованы процессы административно-территориального устройства, аграрно-хозяйственных преобразований, социально-экономического развития страны и отдельных регионов. В большинстве случаев элементы исторической картографии в высших учебных заведениях рассматриваются в рамках курса «Историческая география», который введен в образовательные программы классических и педагогических вузов России. Такими специалистами, как Н. Г. Абрамова [1], Ю. В. Кривошеев [8], М. Л. Шмыкова [10], обобщен опыт преподавания исторической географии в разных вузах страны, предложены различные варианты построения образовательного маршрута.

В настоящей статье сделан акцент на проблематике преподавания региональной истории в школе и вузе, основным локусом выступает территория Западной Сибири и ее субрегионов. Предложенные примеры работы с картографическими материалами Сибири периода XVIII–XX вв. позволили ввести в образовательный процесс новые материалы и выработать подходы к их применению у учащихся средней школы и студентов-историков ИИГСО НГПУ[1].

В связи с вышесказанным, цель статьи состоит в том, чтобы предложить варианты организации работы с картографическим материалом (отражающим территорию Западной Сибири) XVIII–XX вв. при изучении региональной истории в школе и вузе.

У учащихся старших классов апробация заданий (см. ниже примеры заданий 1–4) происходила в рамках элективного курса «История Сибири» [5]. Главной целью введения в тематическое планирование элементов исторической картографии было знакомство учащихся с пространственно-географическим прошлым Сибирского региона XVIII–XX вв. Задания предполагали поиск информации через умения работы с легендой карты, сравнение административно-территориальных границ региона в прошлом и современном состоянии. Одна из задач, которая стояла перед нами, состояла в продолжении формирования тех умений работы с картой, которые были получены учащимися в рамках курса «История России» (в том числе через подготовку к типовым заданиям ЕГЭ), но уже на незнакомом ранее материале сибирских карт.

Для студентов-бакалавров в рамках курса «Научно-картографическое изучение Сибири» [6] те же задания были переориентированы в исследовательское поле. Каждый полученный ответ должен был быть подкреплен источниковедческим анализом. В ряде заданий для полного ответа на поставленную задачу выполнялось знакомство с историографией того или иного сюжета, отображенного на карте.

Методический комментарий к заданию 1.

Выполнение задания направлено на знакомство учащихся и студентов с административно-территориальным устройством Сибири в середине XVIII в. Для анализа карты школьниками предполагается выполнение заданий по предложенному ниже алгоритму из последовательных упражнений: определение губернских границ и крупнейших городов, поиск трактов и мест проживания коренных сибирских народов, анализ системы условных обозначений. Для студентов в тех же заданиях добавляются элементы аналитической работы с дополнительными материалами. Так, обязательным является знакомство с базовой историографией вопроса, например, статьей «Сибирская губерния» [2]. В отношении упражнений с первого по четвертое немаловажным являлся акцент студентов на территориальную преемственность, каждое заключение должно сопровождаться соотнесением с современным административным делением субъектов РФ, поскольку локализация пространства – неотъемлемая часть работы с исторической картой.

Задание 1. Рассмотрите «Карту Сибири 1765 г.»[2] и выполните следующие упражнения.

1. Определите: а) границы Тобольской и Иркутской губерний; б) крупнейшие города Западной и Восточной Сибири.

2. С помощью нанесенных на карту условных обозначений укажите: а) направления главных трактов; б) места проживания коренных сибирских народов.

3. Определите на карте Камчатское море. Укажите, какое современное название носит этот водоем.

4. Проанализируйте условные знаки, представленные на карте. Определите их значение (табл. 1).

Таблица 1 – Условные обозначения к «Карте Сибири 1765 г.»

 

 

 

 

Методический комментарий к заданию 2.

Второе задание является логическим продолжением первого. Главная цель – охарактеризовать административное деление Западной Сибири после губернской реформы 1775 г. и путем сравнения с «Картой Сибири 1765 г.» определить произошедшие изменения. Для учащихся школы предлагается решение первых двух упражнений, третье и четвертое направлено на формирование исследовательских компетенций у студентов. В дополнение к уже представленным упражнениям студентам рекомендуется отобрать схожие по территориальным и хронологическим рамкам карты из доступных изданий[3].

Задание 2. Рассмотрите «Генеральную карту Тобольского наместничества 1784 г.»[4] и выполните следующие упражнения.

1. Определите: а) количество губернских городов; б) количество уездных городов; в) наименования губерний и уездов, входивших в Тобольское наместничество.

2. С помощью легенды карты установите: а) нахождение караульной линии от степных кочующих киргиз-кайсаков (казахов); б) какие из крепостей этой линии существуют в настоящее время (укажите современное название и регион местоположения).

3. Какую дополнительную информацию о развитии Сибири в конце XVIII в. можно получить при исследовании «Генеральной карты Тобольского наместничества 1784 г.»?

4. Составьте хронологическую ленту изменения административного деления Сибири в течение XVIII в.

Методический комментарий к заданию 3.

Третье задание нацелено не только на работу с административным делением, но и на знакомство школьников и студентов с социально-экономическим развитием Западно-Сибирского региона. Так, на основе легенды карты возможно определить селения, в которых расположены заводы, почтовые станции, религиозные объекты (церкви и мечети). Особое внимание в этом задании уделено состоянию транспортной сети Сибири к середине XIX в. С помощью легенды карты открывается возможность выявить направления почтовых трактов, малых и пикетных дорог. Для студентов в качестве рекомендуемой литературы к подготовке к заданию предлагается монография О. Н. Катионова, посвященная Московско-Сибирскому тракту [7]. Третье упражнение возможно дифференцировать, исходя из познавательных возможностей учащихся, так как предполагается синхронная работа с исторической картой и сопоставление ее с современной картой Новосибирской области.

Задание 3. Рассмотрите «Генеральную карту Западной Сибири с Киргизской степью 1848 г.»[5] и выполните следующие упражнения.

1. Определите, какие типы административных границ отображены на карте. Каким цветом отмечен Алтайский горный округ?

2. Проанализируйте условные знаки, представленные на карте. Объясните их значение (табл. 2).

3. Сопоставьте «Генеральную карту Западной Сибири с Киргизской степью 1848 г.» с современной картой Новосибирской области. Определите: а) территории каких районов Новосибирской области входили в состав Барнаульского и Томского уездов Томской губернии; б) в составе каких округов находилась территория современной Кемеровской области.

4. Проанализируйте состояние дорожной сети Западной Сибири в середине XIX в. Определите густоту дорожных направлений, типы существовавших дорог.

5. Установите, через какие ныне существующие населенные пункты Новосибирской области проходил Московско-Сибирский тракт.

Таблица 2 – Условные обозначения к «Генеральной карте Сибири с Киргизской степью 1848 г.»

 

 

 

 

 

 

Методический комментарий к заданию 4.

Применение рассматриваемого картографического материала предполагает знакомство учащихся с социокультурной инфраструктурой Сибири, в частности, с состоянием медицинского обслуживания населения. Кроме того, на карте отмечены места, отводимые под переселения крестьян из европейских губерний страны. На основе представленной информации школьники и студенты смогут определить переселенческие районы четырех сибирских губерний. Для студентов предполагается использование дополнительных карт, которые детализируют переселенческий процесс в каждой отдельно взятой местности (самостоятельный поиск в электронном каталоге карт). С помощью информационных таблиц, на которых показаны расстояния между городами, а также станциями Сибирской железной дороги, имеет смысл предложить учащимся подсчитать дальность пути от столицы империи до центров сибирских губерний.

Задание 4. Рассмотрите «Путевые карты Сибири» 1908 и 1909 гг.[6] и выполните следующие упражнения.

1. С помощью легенды карты определите количество медицинских учреждений: а) в Томской губернии; б) в Тобольской губернии; в) в Енисейской губернии; г) в Иркутской губернии.

2. Установите территории, которые были отведены под заселение переселенцам: а) в Томской губернии; б) в Тобольской губернии; в) в Енисейской губернии; г) в Иркутской губернии.

3. С помощью дополнительной информации, представленной на карте, определите расстояние от Санкт-Петербурга до: а) Томска; б) Красноярска; в) Иркутска.

Таким образом, разработанные нами задания на основе картографических материалов XVIII–XX вв. для элективного курса средней школы «История Сибири» и дисциплины «Научно-картографическое изучение Сибири» способствуют знакомству учеников старших классов и студентов ИИГСО НГПУ с картографическими сюжетами Западной Сибири. Представленные в статье примеры заданий формируют у учащихся умения работы с исторической картой. Разносторонний анализ картографического материала, фокусирование на отдельных тематических аспектах, сопоставление разновременных карт, использование дополнительных источников способны повысить уровень исторических знаний школьников и студентов и создать предпосылки для дальнейшего более осмысленного использования карт в познавательной деятельности. В настоящей статье приведена лишь часть заданий, которые используются в нашей образовательной практике. Главным достоинством представленных упражнений является их универсальность, возможность корректировки предлагаемых учащимся задач исходя из существующих образовательных потребностей.

Литература

  1. Абрамова Н. Г., Петрова О. С. Преподавание курса «Историческая география России» на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова // Актуальные вопросы изучения и преподавания истории, социально-гуманитарных дисциплин и права. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2018. С. 401–402.
  2. Акишин М. О. Сибирская губерния // Историческая энциклопедия Сибири. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2009. Т. 3. C. 72.
  3. Дружинина Ю. В., Хорохордин Г. С. Картографические материалы XIX – начала XX в. на уроках региональной истории (история Сибири, история Новосибирской области) // Преподавание истории в школе. 2022. № 1. С. 53–57.
  4. Иванов О. В., Морозов А. А. Проблемы формирования картографических умений у школьников на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2020. № 3. С. 3–10.
  5. История Сибири: история России через историю регионов: учебное пособие для образовательных учреждений РФ / отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. 218 с.
  6. Катионов О. Н. Научно-картографическое изучение Сибири в XVIII – начале XX в. // Гео-Сибирь. 2007. Т. 6. С. 76–79.
  7. Катионов О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. 372 с.
  8. Кривошеев Ю. В., Кривоноженко А. Ф., Соколов Р. А. Преподавание исторической географии России на историческом факультете ЛГУ-СПбГУ за 100 лет // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 447–467.
  9. Стрелова О. Ю. Исторические карты как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе (далее – ПИОШ). 2002. № 7. С. 51–56.
  10. Шмыкова М. Л. Преподавание курса «Историческая география» в вузе: проблемы и перспективы // Классический университет: история и современность. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2021. С. 323–330.
  11. Щуринова И. А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // ПИОШ. 2016. № 5. С. 65–69.

[1] Институт истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».

[3] Сводный каталог печатных карт Сибири и Дальнего Востока с XVIII в. по 1917 г.: электронное справочное издание [Электронный ресурс] / сост. О. Н. Катионов [и др.]. Новосибирск, 2016. 1 электрон. опт. диск (СD-ROM); Сводный каталог рукописных карт Сибири и Дальнего Востока XVII – начала XX в. / сост. О. Н. Катионов [и др.]. Новосибирск, 2019.

[5] Генеральная карта Западной Сибири с Киргизской степью 1848 г. [Электронный ресурс] // Сводный каталог печатных карт Сибири и Дальнего Востока с XVIII в. по 1917 г. URL: https://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/68439/mod_resource/content/2/Docs/... (дата обращения: 30.03.2023).

[6] Путевая карта Сибири 1908 г.; Путевая карта Сибири 1909 г. [Электронный ресурс] // Сводный каталог печатных карт Сибири и Дальнего Востока с XVIII в. по 1917 г. URL: https://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/68439/mod_resource/content/2/Docs/... (дата обращения: 30.03.2023).

Количество просмотров: 1031  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы