Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) в контексте региональной и отечественной истории

 
 

Добровольский Анатолий Владимирович,

заведующий кафедрой истории и политологии СГУПС,

доктор исторических наук

 

Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) в контексте региональной и отечественной истории

История Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), который за 90 лет своего существования носил различные названия, тесно связана с судьбой Сибирского региона и нашего Отечества. Развернувшаяся в 1930-е гг. индустриализация страны требовала новые квалифицированные кадры для различных отраслей народного хозяйства СССР. В мае 1930 г. Пятая краевая партийная конференция ВКП(б) наметила конкретные мероприятия по созданию в Сибири высших учебных заведений путем создания отраслевых втузов на базе существовавших высших учебных заведений[1]. Так в 1930 г. на основе факультетов Томского технологического института было образовано девять самостоятельных вузов, в том числе Сибирский институт инженеров транспорта (СИИТ)[2].

В сентябре 1932 г. приказом наркома путей сообщения СИИТ был разделен еще на три самостоятельных вуза: Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ), Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (НоПИИТ) и Сибирский институт инженеров водного транспорта (СИИВТ) [11, с. 16–17]. 25 сентября 1932 г. стал днем рождения современного Сибирского государственного университета путей сообщения – крупнейшего транспортного вуза Сибири [1, с. 256]. В первом юбилейном сборнике вуза (1952 г.) читаем: «Организация и размещение в г. Новосибирске такого института были вызваны перспективами развития Кузнецкого угольного бассейна, Кемеровского металлургического комбината и необходимостью подготовки инженерных кадров для железнодорожной сети Сибири, обеспечивающей связь Кузнецкого угольного бассейна с промышленностью Урала» [5, с. 7]. А через два года НоПИИТ был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ). На протяжении почти двадцати лет (1934–1953) он являлся единственным в СССР высшим военным учебным заведением, выпускники которого получали гражданскую и военную специальность – инженер путей сообщения и офицер службы военных сообщений и тыла Рабоче-крестьянской красной армии.

В середине 1930-х гг. стахановское движение стало мощным фактором развития инициативы советского народа и повышения производительности труда. Обращение профессорско-преподавательского состава и слушателей Всесоюзной академии железнодорожного транспорта им. И. В. Сталина об оказании конкретной помощи транспорту и повседневном усовершенствовании учебного процесса для обеспечения квалифицированной подготовки инженеров нашло горячий отклик в НИВИТе. Преподаватели, научные работники и слушатели[3] института ответили на обращение Транспортной академии своим лозунгом «Выведем Томскую железную дорогу в передовые!»[4]. В эти годы нивитовцы активно изучали, обобщали и внедряли опыт и методы работы новаторов производства, создавали и вели занятия в стахановских школах, всемерно пропагандировали передовой опыт железнодорожников на страницах газет и журналов.

В 1930-е гг. в НИВИТе зарождается традиция проведения лыжных агитпоходов [12, с. 25]. Инициаторами стали девушки, которые 25 января 1936 г. стартовали по маршруту Новосибирск – Красноярск. В историю он вошел как лыжный пробег имени X съезда ВЛКСМ. Пять отважных лыжниц (Г. Короткова, М. Голубева, Е. Ботвинская, Е. Мечик, Н. Головкина) решили преодолеть дистанцию в 763 км за 15 ходовых дней. Кроме спортивной составляющей, участницы пробега взяли обязательства ознакомиться с ходом подготовки комсомольских организаций Томской железной дороги к X съезду ВЛКСМ, познакомить рабочих и колхозников с размахом стахановского движения на этой дороге[5]. А летом НИВИТ стал инициатором проведения шлюпочного похода «По пути сталинской ссылки». Группа слушателей (шесть человек) осуществила поход по Туруханскому краю с целью изучения деятельности И. В. Сталина в сибирской ссылке, а также «сбора материалов по истории Гражданской войны, изучения вопросов оборонного значения»[6].

В год образования Новосибирской области (1937) организация лыжных агитпереходов получила дальнейшее развитие. В период зимних каникул был осуществлен переход по маршруту Новосибирск – Томск – Новосибирск[7]. Целевые агитационные походы и выезды институтских агитбригад стали проводиться на регулярной основе. Чаще всего их стали приурочивать к важнейшим общественно-политическим событиям в жизни страны. В 1937 г. коллектив НИВИТа был привлечен для проведения Всесоюзной переписи населения. На выполнение этой задачи институт выделил 490 лучших слушателей[8]. Большая агитационно-массовая работа была проведена и в период подготовки и проведения первых выборов в Верховный Совет СССР (12 декабря 1937 г.). Институт направил 380 человек для работы на избирательных участках в качестве агитаторов и звеньевых, еще 40 работали на агитпунктах[9].

В годы «Большого террора» профессорско-преподавательский состав и слушатели института оказались полностью втянутыми во внутриполитическую борьбу. На собраниях и митингах они поддержали приговор военной коллегии Верховного суда СССР по делу Зиновьева, Евдокимова и Каменева (январь 1935 г.), осудили «заговор Тухачевского» (1937 г.), одобрили разгром «право-троцкистского блока» (1938 г.) и в это же время сами активно избавлялись от всех «бывших» и «классово-чуждых» социальных элементов, «врагов народа». По уточненным нами данным[10], в НИВИТе за 1937–1938 гг. органами НКВД было арестовано 42 человека. Среди них 14 преподавателей, 8 административно-управленческих работников, в том числе: замначальника НИВИТа по военной работе полковник В. М. Шишковский, замначальника института по учебной части Я. М. Орлик, секретарь парткома Е. И. Кочкина, профессора В. М. Завадский, А. О. Рейн, Н. И. Молотилов, доценты К. И. Андреев, Н. В. Арефьев, А. Г. Витте, К. А. Лысенко, Ф. С. Новосельский, О. Я. Эзергайл, заведующие библиотекой А. Ф. Шубин, В. А. Свиридов, В. Коростин  [4, с. 198, 200, 204, 207–209, 212]. Первые групповые аресты слушателей были осуществлены в конце 1937 г. Судьба 20 слушателей до сих пор остается неизвестной. В годы политических репрессий серьезно пострадали кафедры гуманитарного профиля. На 1 октября 1937/38 учебного года на кафедре социально-экономических наук оставалось всего три штатных преподавателя (из семи). В списке профессорско-преподавательского состава НИВИТа по состоянию на 1 марта 1938 г. указано 70 вакансий, часть из которых образовалась из-за политических репрессий и арестов преподавателей[11]. С марта 1938 г. политические репрессии в стране пошли на убыль и к осени почти прекратились. Тем не менее, на 1 августа 1938 г. в НИВИТе 73 преподавательские ставки оставались вакантными [4, прил. 7, с. 281–294].

В июне 1938 г. в институте состоялась первая научно-техническая конференция кафедр НИВИТа. Единственный экземпляр машинописного текста «Тезисы докладов на научно-технической конференции кафедр 13–15 июня 1938 г.» хранится в качестве ценного экспоната в Центре истории и культуры (музее) нашего университета. А научно-технические конференции стали традиционными мероприятиями и ежегодно проводятся в нашем вузе.

Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском “Краткого курса истории ВКП(б)”»[12] стало важнейшим событием в жизни не только членов большевистской партии, но и всего советского народа. Со второго семестра 1938/39 учебного года дисциплина «Основы марксизма-ленинизма» была введена во все учебные планы НИВИТа. Вопросы марксистко-ленинского образования были поставлены во главу угла идейно-политической и воспитательной работы партийной и комсомольской организации института.

Начало Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.) потребовало существенной корректировки учебных планов и рабочих программ. В институте стали больше уделять внимание изучению военно-прикладных дисциплин. В программах обучения появились многодневные сборы, тактические занятия на местности, стрельба из различных видов оружия. В 1939 г. впервые была проведена военно-спортивная эстафета, которая стала традиционным мероприятием и проводится ежегодно на базе вуза до сих пор. В предвоенный 1940 г. девять слушателей НИВИТа стали чемпионами Наркомата путей сообщений, три – чемпионами-рекордсменами Новосибирска. На базе НИВИТа были подготовлены 81 инструктор стрелкового спорта, 51 ворошиловский пулеметчик, 27 парашютистов, 16 мотоциклистов и 12 водителей машин[13]. Нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. разрушило все планы и мечты миллионов советских граждан.

История вуза в годы Великой Отечественной войны нами исследована в научном издании «НИВИТ военного времени (1941–1945 гг.)» [3]. За первую неделю войны в военкоматы Новосибирска «поступило 6680 заявлений граждан с просьбами об отправке на фронт. Среди этих добровольцев было 2411 женщин»[14]. Слушатели НИВИТа тоже выразили горячее желание защищать Родину. 29 июня 1941 г. весь институт провожал на фронт первую десятку своих питомцев. Добровольцами ушли на фронт вчерашние выпускники А. Яковлев, В. Этитейн, В. Колесников, В. Голубовский, К. Шариков, Н. Горбунов, Б. Гусев, М. Лоборев, Б. Верзаков, Л. Исаков. «Из них пятеро не вернулись домой и навечно остались двадцатилетними»[15].

Согласно распоряжению Центрального управления учебных заведений (ЦУУЗ) НКПС, НИВИТ принял в свой штат ряд преподавателей профильных вузов, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. Это были ведущие ученые-транспортники и профессора высших учебных заведений: член-корреспондент Академии наук СССР доктор технических наук, профессор Г. П. Передерий (ЛИИЖТ), доктора технических наук, профессора Н. Т. Митюшин и К. Н. Мищенко (МИИТ), В. А. Лазарян и И. В. Урбан (ДИИТ), доктора физико-математических наук, профессора С. Л. Бастамов и А. П. Норден (МГУ) [9, с. 27, 86, 93, 78, 79, 64–65, 105]. Корифеи советской транспортной науки серьезно укрепили научный потенциал НИВИТа и превратили наш институт в ведущий вуз Новосибирска. В сентябре 1941 г. НИВИТ разместил на своих площадях студентов Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, Днепропетровского института инженеров транспорта.

В первые месяцы войны в Новосибирск эвакуировали 29 заводов оборонной промышленности, четыре научно-исследовательских института, восемь строительных и монтажных трестов и проектных организаций [6, с. 5]. Для размещения эвакуированных предприятий срочно требовались помещения. И большинство новосибирских вузов, техникумов и школ освободили занимаемую площадь под заводские цеха, эвакогоспитали, учреждения культуры. В ноябре 1941 г. НИВИТ тоже передал все свои помещения Красногорскому оптико-механическому заводу № 69 Наркомата вооружений (впоследствии – Приборостроительный завод им. В. И. Ленина) [3, с. 9].

В октябре 1941 г. при Государственном комитете обороны СССР был создан пост уполномоченного ГКО по вопросам науки. Решением Новосибирского горкома ВКП(б) 30 января 1942 г. в городе был создан Комитет ученых под председательством академика С. А. Чаплыгина – крупнейшего ученого в области аэрогидродинамики [2, с. 252]. В состав комитета вошли 30 человек, в том числе два представителя НИВИТа – член-корреспондент АН СССР профессор Г. П. Передерий и профессор В. Е. Еврейсков [3, с. 16]. Конкретной формой помощи оборонной промышленности и фронту стало «создание на базе институтских мастерских и лабораторий специальных производств, где по заказам оборонных предприятий изготовлялись отдельные части, узлы, а иногда и военное снаряжение» [8, с. 292]. Начальник НИВИТа Л. В. Одинцов в январе 1945 г. сообщал в областной газете «Советская Сибирь», что с первых дней войны целый ряд эвакуированных предприятий обратились к вузу с просьбой об оказании помощи в решении ряда производственно-технических вопросов и, в частности, в проектировании и строительстве подъездных железнодорожных путей. По заданию НКПС в механической лаборатории института (доцент В. А. Новопавловский) были проведены испытания образцов высокосортных родов стали, а в полевой лаборатории производились исследования теплоизоляционных свойств местных строительных материалов (руководитель – В. Н. Желязовский). На базе электротехнической лаборатории (доцент А. П. Афанасьев) была организована экспериментально-показательная работа по рациональному использованию энергетических ресурсов Новосибирска и области[16].

За четыре военных года НИВИТ отправил на фронт 1079 слушателей, 49 преподавателей и сотрудников института. Более 600 нивитовцев были награждены орденами и медалями, трое слушателей (В. Н. Безукладников, Ю. И. Дерябин, Е. И. Стерин) стали Героями Советского Союза [3, с. 75]. На территории современного СГУПСа размещен мемориальный комплекс, построенный в 1975 г. на средства студентов и преподавателей, где увековечены имена нивитовцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В 1950 г. в НИВИТе работали 97 преподавателей, из них четыре профессора – доктора наук, 29 доцентов – кандидаты наук. Институт впервые посетила зарубежная делегация – Демократического союза молодежи Китая [7, c. 19]. Двадцатилетие институт отметил торжественным собранием коллектива в Театре оперы и балета, выходом в свет юбилейного сборника «Школа командиров транспорта», в котором содержались краткий очерк истории развития института, очерки о преподавателях, воспоминания выпускников[17]. В это время в институте работали 27 кафедр, более 40 % педагогов имели ученую степень и ученое звание[18].

Добрая слава о НИВИТе стала распространяться по всей стране. Выпускники разных лет стали видными руководителями производства: И. Е. Трубников – начальником Западно-Сибирской железной дороги (1947 г.), В. И. Акинфиев – министром промышленности строительных материалов Молдавской ССР (1948 г.), Н. Л. Розенберг – главным архитектором Павлодара (1948 г.), Р. К. Калиев – заместителем министра коммунального хозяйства Казахской ССР (1949 г.), А. И. Бахтин – выдающимся мостостроителем, лауреатом Ленинской премии (1951 г.) [10, c. 165]. В 1953 г. НИВИТ был реорганизован в гражданский вуз – Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Литература

1. Верескун В. Д. Сибирский государственный университет путей сообщения // 200 лет транспортному образованию в России. М.: Вече, 2008. С. 256–267.

2. Гущина В. В. Ученые Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории советской Сибири. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1967. С. 251–268.

3. Добровольский А. В., Манаков А. Л. НИВИТ военного времени (1941–1945 гг.). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2017. 128 с.

4. Добровольский А. В., Манаков А. Л. Первые годы НИВИТа. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2022. 299 с.

5. Кушнерев А. М. Путь института // Школа командиров транспорта: юбилейный сборник (1932–1952). Новосибирск: НИВИТ, 1952. 88 с.

6. Локоть А. Е. Трудовой подвиг новосибирцев заслуживает признания! // Вопросы новой экономики. 2020. № 1 (53). С. 4–8.

7. Москалев П. И. Летопись НИВИТа – НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. Новосибирск: [б. и.], 1992. 58 с. 

8. Петрова Т. И. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению творческого содружества науки с производством в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Томск: Изд-во ТГУ, 1968. 390 с.

9. Профессора Сибирского государственного университета путей сообщения: биогр. справ. / авт.-сост. В. С. Матвиенко. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2017. Т. 1: НИВИТ (1932–1953 гг.). 141 с.

10. Путевку в жизнь нам дал НИВИТ. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2004. 224 с.

11. Страницы истории Сибирского государственного университета путей сообщений (СГУПСа – НИИЖТа – НИВИТа) / под общ. ред. К. Л. Комарова. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2002. 224 с.

12. Тридцатилетие Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта: (краткий очерк). Новосибирск: [б. и.], 1962. 114 с.


[1] НИВИТ: историческая справка // Государственный архив Новосибирской обл. Ф. 1100. Оп. 1. Введ.

[2] Историческая справка // Кадры – транспорту. 1933. 7 нояб.

[3] Студенты НИВИТа официально именовались слушателями института, так как после приема в вуз зачислялись в ряды Рабоче-крестьянской красной армии и обеспечивались довольствием по нормам рядового состава.

[4] Кадры – транспорту. 1936. 11 янв.

[5] Там же. 1936. 26 янв. 

[6] Архив СГУПСа (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 32. Л. 102.

[7] Кадры – транспорту. 1937. 22 янв.

[8] Там же. 1936. 26 дек.  

[9] Там же. 1937. 17 окт.; 28 окт.; 19 нояб.; 28 нояб.

[10] Сведения об арестованных преподавателях, сотрудниках и слушателях института нами составлены на основе изучения приказов по личному составу НИВИТа об увольнении с работы преподавателей и исключении слушателей из списков института.  

[11] Архив СГУПСа (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 55. Т. 3. Л. 60–62.

[12] Постановление ЦК ВКП(б) от 14 нояб. 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском “Краткого курса истории ВКП(б)”» // Правда. 1938. 15 нояб.

[13] Архив СГУПСа (НИВИТ). Ф. 1100. Оп. 2. Д. 108. Л. 313.

[14] Хроника Новосибирска 1941–1945 гг. [Электронный ресурс] // Музей г. Новосибирска. URL: https://m-nsk.ru/istoriya-goroda/istoriya-razvitiya/1941-1945-gg#toggle-... (дата обращения: 17.01.2023).

[15] Исаков Л.  Нивитовцы защищали Родину // Кадры – транспорту. 1988. 17 нояб.

[16] Одинцов А. Над чем работают ученые НИВИТа // Советская Сибирь. 1945. 6 янв.  

[17] Двадцатилетие института // Советская Сибирь. 1952. 1 окт.

[18] Кушнерев А. Славный юбилей: (к 20-летию НИВИТа) // Железнодорожник Кузбасса. 1952. 1 нояб.

Количество просмотров: 1222  

Добавить комментарий

Target Image
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы