Наставничество как форма улучшения качества образования в объединениях дополнительного образования по техническому творчеству

 
 

Козик Игорь Иванович,

педагог дополнительного образования

ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»

 

Наставничество как форма улучшения качества образования в объединениях дополнительного образования по техническому творчеству

Тема наставничества в национальном проекте «Образование» является одной из центральных. Понятий «наставничество» существует достаточно много, где наставничество рассматривается с разных позиций: наставничество как «кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника – менее опытному»; наставничество как «форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество»; наставничество как «образовательный процесс на рабочем месте»; наставничество как система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников; наставничество как «часть корпоративной культуры всех инновационных компаний, это среда, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели поведения»; наставничество как хранитель знаний и ключевой механизм инновационного процесса в компании, как мотиватор современных молодых сотрудников[1].

Среди различных форм повышения качества освоения образовательной программы в объединениях дополнительного образования детей в сфере технического творчества хорошую эффективность показала такая форма, как наставничество среди обучающихся.

Наставничество – одна из наиболее простых и эффективных форм передачи опыта и мастерства в различных видах деятельности. На сегодняшний день речь идёт о кадровой технологии, способствующей постоянному росту профессионального мастерства в различных сферах деятельности. Несмотря на современные названия и подачу (менторы, тьюторы, коучи и пр.), наставничество имеет давнюю историю, начиная с древних времён, люди передавали навыки деятельности от мастеров к юным ученикам. Взрослая жизнь человека полна разных видов опыта: растет профессионализм в выбранном деле, совершенствуются стратегии решения жизненных проблем. Среди детей (разновозрастные ученические коллективы в основной школе отсутствуют) подобная форма сотрудничества не так ярко выражена. Встретить детское наставничество можно в неформальных объединениях и объединениях дополнительного образования. Именно в дополнительном образовании, а точнее в объединениях по техническому творчеству, наставничество среди обучающихся может способствовать значительному росту качества деятельности педагога и личностного роста обучающегося.

Важной особенностью объединений по техническому творчеству является то, что занятия проходят в свободной форме, когда можно спокойно общаться и менять вид деятельности. Каждый двигается по своей индивидуальной образовательной траектории, природосообразно (не торопясь уложиться в жесткий регламент), над ребенком не довлеет оценка и боязнь ошибки, всегда присутствует педагогическая поддержка. В объединении одновременно находятся обучающиеся разного уровня освоения программы (начальный, базовый, продвинутый) и разного возраста. Это способствует опосредованному перениманию опыта (младшие что-то подсмотрят, что-то подслушают), да и спросить о чём-либо порой проще у товарища по группе, чем у педагога (который к тому же ещё и занятым может оказаться). Таким образом, организация занятий создаёт предпосылки к достаточно тесным социальным контактам разных детей, основанных на общем интересе.

Наставничество среди обучающихся разных возрастов и уровня компетентности в немалой степени позволяет повысить уровень собственной самооценки, социального статуса в глазах сверстников и авторитета младших товарищей. Для младших и неопытных приятно, что им оказывают помощь более взрослые товарищи, с высоким уровнем опыта и мастерства и к тому же, как правило, призёры и чемпионы соревнований, в которых им только ещё предстоит выступать. Для старших это повышение доверия, признание их мастерства и опыта. Ну и конечно, некий опыт «повторения пройденного», когда с высоты своего мастерства выпадает возможность ещё раз создать (в виде помощи и передачи опыта) ту самую первую модель, которая в самом начале казалась чем-то сложным и непонятным. Помочь другому что-то сделать, не повторяя собственных ошибок.

Такая форма наставничества способствует укреплению коллектива объединения, способствует возникновению субкультурной общности товарищей по увлечению. Было отмечено, что в объединении без внешнего воздействия возникают негласные правила, обычаи и даже приметы, носящие дружественно-шутливые формы.

Есть ещё один немаловажный аспект, который при использовании наставничества значительно помогает в закреплении образовательного материала обучающимися. Как известно, техническое творчество предполагает большую часть деятельности посвящать работе на станках, использовать большое количество инструмента и оборудования, непрекословно соблюдать технику безопасности и порядок технологических операций. Это обязывает педагога большое количество теоретического материала подавать, используя фронтальную форму обучения, что нередко у начинающих моделистов вызывает отторжение в виду схожести со школьными уроками (ведь он пришёл заниматься приятным для себя делом!). В этом случае, пример старших и принцип «делай как я», наряду с подсказками и советами, подаваемыми в более мягкой форме, значительно смягчает негативные ассоциации.

Когда мы говорим о техническом моделировании, то следует иметь в виду, что основные технологические операции и технологические приёмы обработки конструкционных материалов в большинстве случаев не меняются в течение всего времени занятия в объединении (правила техники безопасности, ручная и механическая обработка конструкционных материалов, работа с узлами и механизмами, конструирование и т.д.). Меняется только уровень качества исполнения работ, степень проработки деталей и масштаб изделий. Иначе говоря, освоив одни и те же виды работ, можно изготавливать как простейшие металлические или картонные модели-прямоходы на начальном этапе занятий, так и сложнейшие радиоуправляемые модели-копии с высокой степенью проработки форм и деталировки через 5-6 лет посещения объединения. Это ещё один немаловажный мотив для деятельности в сфере наставничества среди школьников – потребность поделиться опытом и мастерством с целью дальнейшего продвижения общего дела. Давно известно, что именно среди детей и подростков делиться секретами своих успехов в какой-либо сфере деятельности, передавать его другим, принято гораздо больше, чем во взрослой жизни. Особенно, если это носит творческий или созидательный характер. В этом случае задача педагога сводится к правильной организации, чтобы эта потребность проявлялась в форме здорового наставничества, а не банальным хвастовством.

Для организации наставничества на начальном этапе достаточно выполнить несколько простых правил:

– Формировать смешанные группы.

– Организовывать совместные виды проектной деятельности. Старшие помогают младшим со сложными или высокотехнологичными видами работ (обслуживание аккумуляторов и электроники, сложные виды монтажа и пайки). Младшие помогают старшим в выполнении простой работы (предварительный разбор узлов и механизмов «на запчасти», подбор крепежа, атистирование на испытаниях и пробных заездах.

– При участии в соревнованиях старшие ребята могут выступать в роли механиков у участников младшего возраста и наоборот.

– Совместная организация соревнований и массовых мероприятий.

Таким образом, организовав плотное сотрудничество среди обучающихся разных возрастов и эффективное освоение образовательной программы в форме наставничества среди обучающихся, педагог получает показатели роста качества образовательной деятельности детского коллектива: сплочённая и слаженная работа объединения, доброжелательная и дружественная обстановка, значительный рост объёма индивидуальной работы с обучающимися начального уровня за счёт привлечения более опытных обучающихся. Для старших ребят – возможность совместно с педагогом заниматься более высокотехнологичными проектами. Высокая преемственность наработанного опыта среди обучающихся. Возможность для педагога больше внимания уделять общему развитию объединения. Для каждого критерия педагог разрабатывает свои уровни оценивания.


[1] https://наставникироссии.рф/wp-content/uploads/2020/10/nastavnichestvo-strategiya_nepreryvnogo_razvitiya.pdf

Количество просмотров: 1049  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество как форма улучшения качества образования в объединениях дополнительного образования по техническому творчеству
2. Празднично-игровая культура как средство сибирской самоидентификации детей младшего школьного возраста
3. Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях студии раннего развития
4. Защита от мошенников как одна из основных задач в обучении финансовой грамотности
5. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: социальная система воспитания
6. Проектная деятельность на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
7. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: тренировочный палаточный летний оздоровительный эколагерь
8. Основные принципы педагога дополнительного образования в работе с вожатыми
9. Особенности психофизиологических показателей волейболисток разного амплуа
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы