Празднично-игровая культура как средство сибирской самоидентификации детей младшего школьного возраста

 
 

Долженкова Маргарита Сергеевна,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Андриянова Оксана Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Празднично-игровая культура как средство сибирской самоидентификации детей младшего школьного возраста

В настоящее время в России наблюдается рост регионального самосознания. Вырос интерес людей к культурным, историческим, национальным основам своего региона.

Что включает в себя понятие «сибиряк»? Это территориальное, региональное, «культурно-историческое», психологическое и этническое понятие. Это местные жители, а также «смешанный этнос», так как в Сибири «перемешались» разные народы, культуры и религии.

В связи с чем сибирская идентичность отражает изменения в понимании себя как личности и своего места в мире. Это определенные характерные черты, которые заложены в особенностях этнического характера, присущие именно сибирскому региону.

По мнению М. И. Шиловой «В социальном характере сибиряков выражаются гражданский и патриотический дух, их творчество и предприимчивость, а индивидуальный характер проявляется в многообразии интеллектуальных, нравственных, деятельно-волевых и других качеств личности» [2]. Сибиряк – это верный друг и товарищ, щедрый, справедливый, обладающий широкой душой и сибирским здоровьем. Также в современной Сибири остается актуальным формирование ценности труда и нравственной составляющей личности.

Осознание себя «сибиряком» является важным и необходимым фактором развития ребенка, проживающего в Сибири. В младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям, к вещам, тем самым накапливает опыт отношений с окружающим миром и развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Происходит становление мировоззрения, отношения к родному краю. По мнению кандидата социологических наук Еремина Е.В., в данный момент мы можем наблюдать глобальный кризис идентичности, как индивидуальной, так и групповой, хотя в каждой стране он проявляется по-своему и вызывает различные социально-политические последствия [2].

Создать для детей тематическую культурную, образовательно-воспитательную среду становится необходимостью для педагогов образовательных организаций.

Так как сибирская идентичность определяется и формируется через деятельность индивида, в процессе которой он становится сибиряком, то возникла необходимость в организации целенаправленной разнообразной и тематической деятельности.

Материал моей дополнительной общеразвивающей программы «Парусник талантов» способствует формированию осознанного отношения к своей этнической группе, знакомит с историческим, культурным своеобразием народов Сибири на основе народных, государственных, профессиональных, обрядовых праздников и игр; воспитывает чувство гордости за Родину.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. Игровая деятельность обучающихся построена на материале, способствующем формированию сибирской самоидентификации.

Праздники и игры помогают формировать национальную, локальную и этническую идентичность, представляя собой особый образ жизни, обычаи и традиции. Мы с детьми встречаем народные праздники: «Праздник урожая», «Новый год», «Рождество и Крещение», «Масленица и Пасха», «Радуница и Троица», «Три Спаса». Государственные праздники и семейные, памятные даты: Международный женский день, День защитника Отечества, Праздник весны и труда, День России, День Победы, «День Сибири (26 октября)», «День города», «Юбилеи в моей семье».

В результате мониторинга по итогам реализации у учащихся наблюдается:

– формирование и систематизация знаний детей о сибирской культуре, обычаях, традициях сибирского народа, представления подрастающего поколения о том, как жили люди в Сибири, как работали и отдыхали, какие игры были у наших предков;

– развитие нравственных чувств: чести, долга, справедливости, дружелюбия;

– формирование умений договариваться, помогать друг другу;

– развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в поступках следовать положительному примеру;

– формирование рефлексивных умений, умения спокойно отстаивать свое мнение;

– обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней;

– воспитание уважительного отношения к культуре других народов;

– развитие у детей ловкости, меткости, быстроты, любознательности, креативности.

В процессе приобщения младших школьников к традициям сибирской культуры необходимо включать в работу родителей. Родители занимаются подготовкой к праздникам и участвуют в них. При таком взаимодействии родители перестают быть наблюдателями, превращаясь в инициативных участников. При этом создаются дружественные и доверительные отношения между педагогами и родителями, которые показывают каждому ребёнку важность и авторитетность семьи в его жизни.

Организуя праздники, мы стремимся создавать у ребят яркие положительные эмоции, прекрасное настроение, формировать знания о традициях, специфике организации праздничных действий. «Погружение» младших школьников в празднично-игровую культуру Сибири способствует формированию особенностей уникального сибирского характера и сибирской самоидентификации с желанием делать что-то полезное для земли, региона и людей, живущих рядом с тобой.

Список литературы:

1. Еремина Е. В. Понятие региональной идентичности и специфика ее формирования в современной России / Е. В. Еремина // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 5. – С. 276–287.

2. Шилова М. И., Степанов Е. А. Проблема воспитания ценностей характера современного поколения сибиряков. https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vospitaniya-tsennostey-haraktera-sovremennogo-pokoleniya-sibiryakov (дата обращения 18.09.2023).

Количество просмотров: 995  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество как форма улучшения качества образования в объединениях дополнительного образования по техническому творчеству
2. Празднично-игровая культура как средство сибирской самоидентификации детей младшего школьного возраста
3. Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях студии раннего развития
4. Защита от мошенников как одна из основных задач в обучении финансовой грамотности
5. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: социальная система воспитания
6. Проектная деятельность на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
7. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: тренировочный палаточный летний оздоровительный эколагерь
8. Основные принципы педагога дополнительного образования в работе с вожатыми
9. Особенности психофизиологических показателей волейболисток разного амплуа
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы