Основные принципы педагога дополнительного образования в работе с вожатыми

 
 

Балакина Анфиса Николаевна,

педагог-организатор

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Основные принципы педагога дополнительного образования в работе с вожатыми

Дети – сокровище нации. Не понимать этого – рубить сук под самим собой. Настоящий педагог должен быть кем-то вроде мастера-ювелира, который придает огранку дорогому бриллианту, зажигает миру и людям внутреннюю красоту и достоинства драгоценного камня. Это мое убеждение вполне соответствует современной теории и методике воспитания, согласно которым целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие личности взрослеющего человека.

В Центре внешкольной работы «Галактика» я работаю над программой «Вожатское мастерство». Она обеспечивает условия, в которых учащиеся школ Дзержинского района в возрасте от 13 до 17 лет проходят теоретическую и методологическую подготовку. Ребята получают необходимые умения и навыки для работы в качестве вожатых с детскими коллективами младшего и среднего школьного возраста в условиях пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей, а также в качестве помощников вожатых в детских оздоровительных учреждениях. Как педагог-организатор разрабатываю и провожу районные массовые и внутренние мероприятия ЦВР «Галактика».

В работе с будущими вожатыми основное внимание уделяю развитию личности учащихся путём опосредованного педагогического воздействия через сотрудничество и взаимодействие взрослых и старших подростков. При этом организуемая педагогом деятельность подростков превращается в САМОдеятельность, в САМОвоспитание, в САМОреализацию юных вожатых. Поэтому при постановке педагогической цели и задач опираюсь на следующую педагогическую мотивацию: постоянно обогащать свой арсенал знаний и умений по работе с подростками; организовывать себя и самосовершенствоваться, чтобы соответствовать тем высоким требованиям детей и времени к педагогу. Следовательно, повышается в целом значимость деятельности педагога дополнительного образования.

Мое педагогическое кредо:

«…Тот за чудом устремится в горы,

Этот звездный выберет маршрут,

Третий просто для любимых деток

Без остатка посвятит свой труд…»

В своей педагогической практике вывела для себя основные принципы, выраженные в аббревиатуре «ЗУТ», что означает:

– «занудство»,

– «уважение»,

– «творчество».

Под неблагозвучным, стилистически окрашенным, непрофессиональным и все-таки термином «занудство» я подразумеваю ряд составляющих, которые укладываются в рамки этого слова.

«Занудство» в данном случае – это

Терпение:

– к делу (в организации, подготовке и проведении мероприятий; в творческом процессе (когда из сотни вариантов нужно выбрать самый интересный, важный и нужный));

– к детям с их разными характерами, возрастными особенностями, талантами и способностями.

Контроль:

– за образовательным процессом, который ведется на занятиях;

– за дисциплиной учащихся на занятиях и вне их;

– за ходом различных аттестаций;

– за подготовкой к мероприятиям, в которых не должно быть мелочей (от прически, макияжа участников до самого малого реквизита).

Внимание должно быть ко всему: необходимо понимать причины желания и нежелания работать, межличностные отношения подростков; кроме того, внимание должно быть и в процессе организаторской деятельности: к удачам и ошибкам ребят, к их победам и поражениям, к глубокому анализу своих просчетов и неудач.

Скрупулёзность и дотошность – основа в любой педагогической деятельности, ибо в воспитании не должно быть мелочей. Поэтому для меня нет ни одной детали, которую можно позабыть или выпустить: с дотошностью отрабатываю каждую мелочь, контролирую каждого участника воспитательного процесса, замечаю всякие изменения, которые происходят даже в течение нескольких минут.

Вера помогает мне добиваться определенных результатов: верю в себя, в свою успешность; верю в каждого воспитанника, в их способности; вселяю в них веру в свои силы, свой талант, свои победы.

«Уважение» – второй принцип моей педагогической деятельности, не менее важный. Прежде всего, я уважаю в каждом своем воспитаннике личность, равную себе. Это очень важно. Авторитарность в современных условиях – неприемлемый метод воспитания. Поднимать в своем уважении ребенка до своего уровня, быть ему старшим товарищем, другом – лучшее решение в работе педагога. Стараюсь уважать мнение каждого подростка, его точку зрения или позицию как в малом, так и в большом деле.

В своей работе педагог взаимодействует не только с детским коллективом, но и с коллегами. В своих сослуживцах я прежде всего стараюсь видеть своих единомышленников и старших товарищей по работе. Коллеги своими критическими замечаниями, мягкими внушениями помогают понять мне мои ошибки, и это приводит к еще большему уважению. И, конечно же, этот принцип не сработает без самоуважения, которое стимулирует к развитию и совершенствованию лучших личностных качеств как человека и педагога.

«Творчество» – третий, едва ли не главный принцип деятельности педагога дополнительного образования. Творческий процесс – это не единовременное состояние для создания сценария того или иного мероприятия; творческий процесс – это состояние души, когда «…душа обязана трудиться и день, и ночь…». Творчество должно быть и в кропотливом, ежечасном труде педагога, и в отношении к своим воспитанникам, и в методической работе. Если говорить непосредственно о работе с вожатыми, то творческий процесс в вожатстве – неотъемлемая и главная часть ее содержания.

Только когда три составляющих ЗУТа работают в полной мере, тогда деятельность педагога может привести к высокой результативности в работе с вожатыми.

Количество просмотров: 973  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество как форма улучшения качества образования в объединениях дополнительного образования по техническому творчеству
2. Празднично-игровая культура как средство сибирской самоидентификации детей младшего школьного возраста
3. Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях студии раннего развития
4. Защита от мошенников как одна из основных задач в обучении финансовой грамотности
5. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: социальная система воспитания
6. Проектная деятельность на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
7. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: тренировочный палаточный летний оздоровительный эколагерь
8. Основные принципы педагога дополнительного образования в работе с вожатыми
9. Особенности психофизиологических показателей волейболисток разного амплуа
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы