Проектная деятельность на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Проектная деятельность на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств

Для детей очень важно понимать цель своего обучения. Зачем они приходят в школу? Чтобы получить знания и навыки. Причем, знания, усвоенные посредством практической деятельности, становятся залогом для фундамента дальнейшей эффективной деятельности ученика в осваиваемой сфере.

Проектная деятельность в школе искусств в том числе направлена на получение творческого продукта. Начинать знакомить ребенка с такой работой можно уже с самых ранних ступеней обучения. Так, например, уже начиная с подготовительного класса, я предлагаю детям совместно с родителями придумать и изготовить дома простейшие шумовые музыкальные инструменты, а затем попробовать сделать звуковой ряд к какой-либо из сказок (по методу «Сказок-шумелок» Екатерины и Сергея Железновых).

Конечно, перед этим заданием я рассказываю на уроке детям, по какому принципу изготавливаются простейшие шумовые инструменты. Небольшие емкости, наполненные шариками, крупой, становятся маракасами, цилиндры, обмотанные скотчем, или пятилитровые бутыли – барабанами, деревянные палочки – клавесами и т.д. Также во время урока мы пробуем создать аудиоряд к какой-либо из сказок. Например, сказка «Теремок», где приход каждого героя можно изображать шагами-звуками соответствующего инструмента. Скажем, мышка – ксилофон в высоком регистре, лягушка – бубен или ладошка-трещотка, зайчик – коробочка, лиса – треугольник или детские гусли, волк – небольшой барабан, медведь – большой барабан. Если сопоставить такой аудиоряд с рисунками, сделанными детьми, то можно создать настоящий фильм, где саму сказку также могут рассказывать ребята (каждый по небольшому фрагменту текста). В процессе работы над этим заданием дети учатся работать в коллективе, осознают тембровые и выразительные возможности музыкальных инструментов, приобретают логические и творческие навыки. И, конечно, такие проекты синтезируют в себе работу сразу в нескольких областях (литература, музыка, создание самодельных шумовых музыкальных инструментов).

Вообще межпредметные связи – это ценнейший ресурс в проектной деятельности. На уроках слушания музыки, начиная с самых ранних ступеней обучения, мы иногда просим детей сделать рисунки к пьесам, которые они услышали на уроке. Конечно, если это домашнее задание, то сначала им помогают родители, но те из ребят, которые имеют хороший навык рисования, могут сделать это и самостоятельно. А затем можно сделать видеоряд с наиболее удачными работами и параллельно звучащей музыкой, к которой были созданы рисунки (в этом также могут помочь при желании родители детей или ученики старших классов). В результате получается интересный творческий проект, где гармонично сочетается музыка, изобразительное искусство и компьютерные технологии. В чем польза и значимость такого проекта? Во-первых, изучаемый материал дети пропускают через себя, они лучше воспринимают и запоминают его в процессе практической деятельности. Во-вторых, они осознают связь между аудио и видеорядом, получают представление о том, как можно управлять восприятием произведения искусства путем подключения дополнительных сенсорных каналов восприятия. В-третьих, полученный творческий продукт в зависимости, конечно, от его качества, может быть использован в дальнейшем в образовательной среде. Рисунки, несмотря на то, что они сделаны еще совсем юными художниками, иногда несут значительную смысловую нагрузку и могут показать огромный пласт детских переживаний, связанных с той или иной тематикой.

В средних и старших классах, когда ребята овладевают навыками работы с компьютерными программами, можно предлагать им в качестве проекта создавать видеопрезентацию по изучаемому материалу. Если у ученика возникают трудности с определением тематики проекта, помочь ему в этом должен, конечно, преподаватель. Также можно обсудить план работы, ее цели и задачи, возможные трудности, конечный результат. В результате такой деятельности у ученика совершенствуются исследовательские компетенции, совершенствуются навыки работы в компьютере и в целом повышается мотивация в обучении.

Темой проекта может быть также самостоятельное создание образовательных материалов, например, учебных карточек, игр, кроссвордов и т.п. Здесь также в домашней работе могут помогать родители, однако нужно, чтоб они поняли, что помогать лучше только на первых порах, постепенно сокращая долю поддержки и обучая ребенка, а не делая за него постоянно всю работу. Такие проекты не только помогают детям в запоминании изучаемого материала, но и дают им почувствовать свою значимость в социуме. Ведь по сути ребята создают образовательный продукт, который может быть использован в работе другими учащимися, то есть они помогают обучаться другим. И преподаватель должен постоянно говорить об этом, подчеркивать важность и ценность такой работы.

Еще одной интересной формой проекта, которая может быть использована на уроках сольфеджио, является создание инструментовки какой-либо хорошо уже известной, выученной детьми песни. Мелодию песни может исполнять преподаватель (или кто-то из детей) на инструменте, остальные аккомпанируют или на инструментах, которыми владеют, или на ударных музыкальных инструментах (бубен, маракасы, клавесы, барабан, ксилофон, треугольник и т.д.). Дети должны проанализировать драматургию песни, ее ритмические особенности, соответственно продумать свои партии, суметь запомнить их и исполнить вместе в ансамбле. Как видно, задач здесь стоит много и все они действительно непростые, поэтому на начальных порах, нужно предлагать и давать советы детям делать очень простые, понятные инструментовки. Например, чтобы в каждом куплете один инструмент сменял другой, а в конце играли все вместе, ритм можно также брать единообразный, а лишь затем, когда они усвоят такой тип работы, понемногу его усложнять. В дальнейшем можно брать разные виды ритма и пробовать играть несколькими инструментам одновременно, совершенствуя ритмические навыки. Хочется добавить, что композиции таким образом можно создавать не только с мелодиями, но и со стихами, сопровождая речевую декламацию игрой на ударных инструментах. Польза таких проектов поистине огромна: здесь воспитывается целый ряд навыков, чрезвычайно ценных для юных музыкантов: это аналитическое мышление, память, ритм, музыкальный вкус, умение играть в ансамбле, работать в коллективе, творческие навыки и т.д.

И еще одним видом проектной деятельности, как мне кажется, необходимо обязательно заниматься – это театрализации в сочетании с придумыванием различных образовательных сюжетов. Как детям легче запомнить изучаемый материал? Конечно, при помощи интересной истории. Можно предложить им в качестве проекта придумать интересную сказку или историю по изучаемому материалу и представить ее в лицах. Для этой цели можно даже дать возможность самостоятельно выбрать жанр, в котором им бы хотелось поработать (сказка, детектив, юмористический рассказ, драма, хоррор (ужасы) и т.д.). Не все будут готовы сразу придумывать и показывать истории, поэтому преподаватель должен грамотно подготовить их к этому, научить на уроках, чтоб дети были готовы к таким заданиям, а не перекладывали их дома на многострадальные плечи родителей. Также не все ребята будут готовы к участию в театрализации, есть стеснительные, и таких можно и нужно задействовать в той деятельности, которая для них будет комфортна (музыкальное сопровождение, режиссура, администрирование, придумывание сюжета и т.д.). Стоит ли упоминать о том, что уже в начале работы нужно договориться с детьми об отсутствии агрессивной критики, которая может серьезно ранить и обескуражить ребят, участвующих как в придумывании сюжета, так и в его сценической реализации. Вся ответственность за конечный творческий продукт таких проектов, конечно, целиком лежит на плечах преподавателя в полной зависимости от его вкуса, организаторских способностей, знания психологии и умения правильно поставить и в конечном итоге решить педагогическую задачу.

Использованная литература

1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: 2000.

2. Кирнарская Д. Музыкальные способности: [уч. пособие]. М.: Таланты-XXI в., 2004. – 493 с.

3. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. – 1999. – № 6.

4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

5. Петрушин В. Музыкальная психология: [уч. пособие для вузов]. Москва: Трикста: Акад. проект, 2008. – 398 с.

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

7. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. – № 3. – С. 95 – 100.

Количество просмотров: 783  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество как форма улучшения качества образования в объединениях дополнительного образования по техническому творчеству
2. Празднично-игровая культура как средство сибирской самоидентификации детей младшего школьного возраста
3. Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях студии раннего развития
4. Защита от мошенников как одна из основных задач в обучении финансовой грамотности
5. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: социальная система воспитания
6. Проектная деятельность на уроках музыкально-теоретического цикла в Детской школе искусств
7. Эффективные практики воспитательной работы в современной образовательной организации: тренировочный палаточный летний оздоровительный эколагерь
8. Основные принципы педагога дополнительного образования в работе с вожатыми
9. Особенности психофизиологических показателей волейболисток разного амплуа
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы