Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы

 
 

Миллер Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ «Бочкарёвская ООШ» Черепановского района

Новосибирской области

 

Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы

Словосочетание «читательская грамотность» появилась в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2].

Чтение далеко выходит за рамки школы и имеет прямое или косвенное отношение к достижению учебных и жизненных целей. Предметная и метапредметная природа текстовой деятельности является ведущим компонентом читательской грамотности. Системная работа с текстом позволяет решать учебные задачи и задачи формирования читательской грамотности школьников.

Непрерывное формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы реализуется через механизмы:

1) управления дидактическим материалом;

2) управления учебными заданиями;

3) управления собственно учебным занятием.

На мой взгляд, наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

– комплексная работа с текстом;

– лингвистический анализ текста;

– редактирование текста;

– сочинение-рассуждение;

– «самодиктанты»;

– интеллектуально-лингвистические упражнения.

В учебные занятия включаю аутентичные тексты, то есть неадаптированные, которые взяты из жизненного опыта школьников. На своих занятиях кроме того использую различные тексты (классификация принята в рамках международных исследований качества образования):

– сплошной текст (описание, повествование, рассуждение, определение понятия, инструкция);

– несплошной текст (графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы, рисунки, фотографии, информационные листы и объявления);

– смешанный текст (реклама, комикс, афиша, плакат);

– составной текст (сайт, форум, чат, набор нескольких текстов в одну тему). 

Тексты выполняют по классификации разные функции:

– основной текст –это текст, предваряющий несколько заданий;

– вспомогательный текст – это текст, включённый в структуру отдельного задания или соотносимый с основным текстом (иллюстрация, стихотворение, словарная статья);

– целостный текст –это текст без каких-либо нарушений;

– фрагментарный текст – это текст, представляющий собой отрывок из целостного текста;

– деформированный текст – это текст, в котором нарушена, например, последовательность следования частей;

– учебный (образовательный, дидактический, познавательный) текст – это текст, чтение которого связано с достижением учебных целей (справочная литература, учебная, научно-популярные тексты) и др.

Для того чтобы достигнуть поставленную цель, тексты должны быть, во-первых, разноформатные, во-вторых, текстов на занятии должно быть много. Только системная работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий работы с текстом.

Очень важны для работы читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста. Для правильного понимания текста необходимо связать отдельные сообщения друг с друг и истолковать. Толкование и интерпретация заключается в получении из текста информации, которая даётся не в явном виде. Читателю нужно установить скрытые связи, распознать сообщение, подразумеваемое автором, осмыслить подтекст. При толковании текста читатель делает скрытые допущения или утверждения как всего текста, так и отдельных его частей. Для толкования текста требуется ряд умственных действий. Чтобы сформулировать ответ, читателю нужно делать выводы из сообщения текста, различать важные детали и второстепенные, кратко формулировать основные мысли и положения текста, делать умозаключения о предшествующем событии. Когда человек умеет интегрировать или связывать сообщения текста в единое целое, это говорит о том, что ученик понимает, что соединяет элементы текста из отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, показывая сходство или различие, обнаруживая причинно-следственные связи. Связывать отдельные сообщения текста и умение их истолковывать нужно для того, чтобы строить общее, целостное понимание текста. Если ученик называет главную тему текста или его основное назначение, то он демонстрирует начальное понимание целостности текста. Определяя главную идею, показывает, что может отделить главное от второстепенного и понять главную идею в определённом высказывании или заглавии текста.

Для отработки умения связывать и истолковывать текст ученикам нужно придумать название тексту или сочинить подходящее вступление, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, восстановить порядок действий в инструкции, объяснить назначение иллюстрации или дать характеристику повествования. Некоторые из вопросов заставляют читателя сосредоточиться на определённой части текста, а другие обращают ко всему тексту. Ученик сможет построить полное и глубокое понимание прочитанного, если постоянно будет чередовать содержащиеся в тексте единицы информации. Работа с текстом требует глубокого понимания, так как нужно уметь определить намерения автора, понять значение слова или эпизода, которые придают общему тексту особые оттенки.

Действия ученика, связанные с осмыслением и оценкой текста, являются необходимыми для формирования и развития читательской грамотности. Ученик, умеющий осмыслить и оценить прочитанную информацию, связывает смысл текста со своими собственными убеждениями и жизненным опытом. Читая текст, читатель использует для его понимания и оценки те знания, идеи и чувства, которые известны ему до прочтения текста. Для того чтобы правильно понять и оценить содержание текста, ученик соотносит информацию, полученную из текста, с другими источниками нетекстовой информации. Он соглашается или не соглашается с утверждениями, данными в тексте.

Развитый читатель должен уметь извлекать информацию из текста, строить простые суждения, строить собственные рассуждения на основании прочитанного, интерпретировать и оценивать информацию, которая находится в тексте. Именно поэтому формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы – одна из приоритетных задач современного российского образования.

Развитие личности, формирование активной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром помогает решать читательская грамотность. В заключении хочется отметить, что эффективность работы по формированию читательской грамотности, прежде всего, зависит от нас учителей.

Список литературы:

1. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.

2. Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы и трансформации/ В.П. Чудинова //Читающий мир и мир чтения: сб.ст. по материалам международной конференции.Санкт – Петербург, июнь, 2002. – Москва: Рудомино, 2003. – 128 с.

3. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений. – М.: 2008 с.

Количество просмотров: 1331  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы