Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку

 
 

Осокина Анна Дмитриевна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 155 г. Новосибирска

 

Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку

Проблема личностного развития школьника является приоритетной в современном образовательном пространстве, так как от её разрешения во многом зависит не только повышение качества обучения учащихся, но и гуманистическая направленность их деятельности в будущем. Поскольку в условиях современной образовательной ситуации главным ориентиром является развитие субъект-субъектных отношений участников учебной деятельности, проблема развития школьника как субъекта стала одной из главных задач образования [1, 2, 3, 5, 6, 11].

Идея развития субъектной позиции обучающихся в учебной деятельности является ведущей в современной системе образования. Активная, самостоятельная и креативная личность способна достичь высоких и стабильных показателей в области личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС СОО.

Характеристика субъекта и субъектности

В настоящее время возрастает большой интерес к субъектному модусу человеческой реальности. В психологии понятие «субъект» определяется способностью человека быть творцом собственной жизни и преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими потребностями [1, 2, 3, 5, 10, 11]. Образование сейчас переживает переходный период, характеризующийся сменой роли обучающегося в процессе образования, переход от объекта к активному субъекту деятельности. Изучение феномена субъекта образования базируется на личностных качествах индивида.

Ученые выделяют следующие качества субъекта:

– активность,

– деятельность,

– самостоятельность,

– творческая индивидуальность,

– самоконтроль,

– саморегуляция,

– ответственность,

– самостоятельность [1, 2, 3, 5, 10, 11].

Современные исследователи в области педагогики и психологии определяют термин «субъектность» как одно из свойств личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности, посредством активно преобразующей деятельности [1, 2, 3, 5, 6].

Субъектность является основанием всех характеристик человека как субъекта жизнедеятельности [11]. Поэтому субъектность – это часть субъекта. Следовательно, по мнению большинства ученых, человек не рождается субъектом, а становится им на протяжении всей жизни, когда включается в систему общественных отношений. Важнейшим психологическим механизмом становления субъектности выступает осознанная самостоятельная деятельность, ведущая к внутренним и внешним преобразованиям [11]. Следовательно, основой развития субъектности обучающихся всех возрастов является учебная деятельность.

Организация образования, ориентированного на развитие субъектности и индивидуальности

Развитие субъектности и индивидуальности в ребенке является одной из главных задач образования. Развитие индивидуальности невозможно вне контекста определенной культуры, оно опосредовано, с одной стороны, субъектностью человека, проявляющейся в реализации себя, самоактуализации, свободе и ответственности в принятии решений, восхождении к социокультурным образцам [11]. С другой стороны, развитие индивидуальности опосредовано собственно социокультурными образцами, являющимися системой ценностей, принимаемыми и признанными человеком как ориентир [11].

Содержанием педагогической деятельности, направленной на развитие субъектности обучающихся, является не столько процесс усвоения (норм, ценностей, знаний, способов мышления и т.д.), сколько создания условий для актуализации значимых для ребенка деятельности и общения [11]. В процессе осуществления значимой для себя деятельности ребенок не только ориентируется на требования и стандарты, выдвигаемые взрослым, но и получает возможность откликнуться на требования посредством своих индивидуальных черт (темперамент, задатки, потребности и т.д.). Это позволяет ребенку обнаружить и выстроить индивидуальные средства и способы осуществления деятельности и общения.

Ценность образования состоит в помощи ребенку стать субъектом собственной жизни и реализовать свою индивидуальность и субъектность во взаимоотношениях с окружающим миром.

Сензитивным возрастом для активации начала саморазвития принято считать начало подросткового возраста (10-12 лет). Именно поэтому для исследования были выбраны обучающиеся 6 класса (11 лет), чтобы проследить особенности развития субъектности обучющихся [3].

Во процессе становления мотивационный сферы человека происходит переход от внешних мотивов к внутренним. В современной психологии принято выделять положительные и отрицательные мотивы (мотив избегания неудач и мотив достижения успехов) [3, 7, 8, 13].

Основатели теории мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Макклелланд, X. Хекхаузен) утверждают, что люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой положительные цели [3, 7, 8, 13]. Они активно включаются в деятельность, сосредотачивают все силы и внимание на достижении цели.

Люди, мотивированные на избегание неудачи, ведут себя иначе. Такие люди проявляют неуверенность в себе, боятся критики и избегают ситуации, способные ее вызвать [3, 7, 8, 13]. В данном случая деятельность не приносит никакого удовольствия, а наоборот, вызывает негативные эмоции.

Система реализации субъектного подхода в обучении английскому языку в общеобразовательной школе

Известно, что главная задача учебно-воспитательного процесса в школе – это создание условий для развития и воспитания творческой, саморазвивающейся, социально компетентной личности. Во время учебного процесса учителю необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения с обучающимися. Учитель помогает обучающимся развивать свою субъектную роль.

Под субъектностью обучающегося понимается:

– способность занимать активную учебную позицию;

– наличие собственного позитивного отношения к учебной деятельности;

– умение активизировать свои усилия для достижения учебных целей;

– способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

– способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации [1, 2, 5, 8].

Для формирования субъектной позиции ученика в обучении учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ученик переходил от управления со стороны учителя учебной деятельностью к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке.

Педагогические принципы, на которых строится образовательный процесс: научности, доступности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности. Общение с обучающимися выстраивается в соответствии с принципами: педагогический гуманизм; эмпатическое понимание учеников; сотрудничество; диалогизм; принцип индивидуальности.

Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, дает возможность повысить качество образования, сформировать определенные компетенции, снизить нагрузку учащихся, более эффективно распределить учебное время.

Исходя из этого, моя методическая система строится на использовании следующих педагогических технологий:

 

Современные

педагогические технологии

Технологические приемы

Новые качества учащихся

Результат использования

учителем

Выход

  1.  

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Кластер

Синквейн

Инсерт

Зигзаг

Мозговой штурм

Навыки сотрудничества,

Мыслительные навыки

Умение принимать решения, работать с информацией, анализировать явления

Умение встать на позицию ученика,

поощрение, стимулирование, овладение техникой педагогического общения

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях по английскому языку на различных уровнях:

 «Британский бульдог», «Лига эрудитов», «Умный мамонтенок», «Инфоурок», «Скайсмарт».

  1.  

Технология «Дебаты»

Перекрестные вопросы

Кейс-отрицания

Активизация творческого потенциала учащихся

Развитие навыков публичного выступления

Выступление на МО по вопросу формирования коммуникативных компетенций обучающихся среднего звена.

  1.  

Медиаобразовательная технология

Деловые и ролевые игры

Презентация

Воспринимать медиатекст

Интерпретировать

Критически анализировать

Создавать собственные медиатексты

Формирование медиакомпетентности

Участие в онлайн-конкурсах по предмету.

Участие учеников в школьном медиамарафоне: повышение медиакомпетенций учащихся.

Создание учащимися собственных блогов на английском языке (в качестве домашнего задания по предмету)

  1.  

Технология «Образ и мысль»

Разбивка текста на фрагменты

Ассоциативные параллели

Работа с текстом

Развитие творческих способностей, сотрудничество с другими учащимися

Развитие коммуникативных, культурологических компетенций

 Программа внеурочного курса «Английский литературный клуб».

  1.  

Проектная технология

Мозговой штурм

Портфолио проекта

Презентация проекта

Самостоятельное расширение своих знаний, применение их на практике;

повышение качества знаний

Выход за рамки предметного содержания, переход на уровень социально-значимых проектов

Творческие проекты обучающихся: краткосрочные – на уроке; долгосрочные – в качестве самостоятельной работы.

  1.  

Исследовательская технология

Мозговой штурм

Портфолио работы

Презентация исследования

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения

Формирование  компетенций учащихся

Участие учеников в научно-практических конференциях.

Исследование текста с точки зрения фонетики, лексики, грамматики на уроках под руководством учителя или самостоятельно.

  1.  

Метод проблемного  обучения

«Перевернутый класс»

Повышение самостоятельности  учащихся в поиске информации, развитие логического мышления

Формирование школьного компонента образования

Выступление на школьном семинаре для молодых педагогов по использованию современных технологий обучения.

  1.  

Здоровьесберегающие технологии

Физминутки

Проветривание помещений

Благоприятная атмосфера на уроке.

Создание соцроликов на английском языке по формированию ЗОЖ

Повышение мотивации обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий (организационно-педагогические технологии, психолого-педагогические технологии, учебно-воспитательные технологии) в образовательном процессе

  1.  

Система инновационной оценки «Портфолио»

Дипломы

Сертификаты

Сценарии мастер-классов, уроков

Коллекция творческих работ

Получение инструмента самооценки

Формирование индивидуального маршрута обучения

Создание портфолио учителем для планирования развития образовательной траектории обучающегося и профессионального роста учителя.

Создание обучающимися собственных портфолио достижений.

  1.  

ИКТ-технологии

Обучающие игры, видеоролики

Создание инфографики, презентации, видео

Формирование информационно-коммуникативной компетенции

Важнейшее условие качественного образования и социализации ученика

Участие в международных интернет-конкурсах и олимпиадах.

 

 

Результаты исследования особенностей субъектности обучающихся

Для проверки эффективности разработанной методической системы развития субъектности обучающихся было проведено тестирование в виде опросника (автор М.А. Щукина [9]). Тестирование проводилось дважды: перед началом применения методической системы, направленной на развитие субъектности обучающихся, и по окончании исследования.

Для исследования были выбраны обучающиеся, которые только перешли в 5 класс и переживают период адаптации. При переходе в 5 класс из начальной школы обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей: учителей и школьных предметов становится больше, нужно привыкать к требованиям каждого учителя; возрастает сложность школьной программы; кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, когда ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся обучение.

Признаки успешной адаптации:

– удовлетворённость ребёнка процессом обучения;

– ребёнок легко справляется с программой;

– степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

– удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем [14].

Применение субъектного метода в обучении позволяет обучающимся проще пройти адаптацию, поскольку учитель развивает у ребенка учебную мотивацию, делая акцент на личностные качества каждого ученика. Каждый ребенок вовлечен в процесс обучения. Использование уровневой дифференциации заданий дает возможность обучающимся с разным уровнем знаний выбрать работу и успешно справиться с ней.

Результаты тестирования обучающихся представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнение результатов уровня развития субъектности у обучающихся в 2022 (5 класс) и 2023 году (6 класс)

Полученные результаты были разделены на низкий, средний, выше среднего и высокий уровень развития субъектности. Тестирование показало, что ни у кого из обучающихся не развит высокий уровень субъектности. Это объясняется возрастными особенностями обучающихся (начало подросткового возраста). А значит, мне как учителю есть необходимость работать над развитием субъектности обучающихся.

Достижение высокого уровня субъектности возможно на этапе завершения формирования модели выпускника основной школы.

Чтобы выяснить, существует ли взаимосвязь между уровнем развития субъектности и успешностью в обучении, был проведен анализ успеваемости обучающихся по итогам 1 четверти 5 класса и 2 четверти 6 класса по английскому языку. Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнение результатов успеваемости по английскому языку в 2022 году и 2023 году

Экспериментальное исследование показало, что применение разработанной мной методической системы способствует повышению уровня развития субъектности у обучающихся. Применение методической системы способствовало повышению уровня успеваемости по английскому языку. После применения методической системы у многих обучающихся уровень успеваемости стал выше, возросла учебная мотивация и улучшилось прилежание.

Следует отметить, что анализ результатов исследования позволяет утверждать, что успеваемость ученика напрямую связана с уровнем развития его субъектности: чем выше уровень развития субъектности, тем выше успеваемость.

Крайне важным является то, что для развития субъектности обучающихся учителю самому необходимо иметь высокий уровень субъектности или стремиться к нему. Развитие личности как субъекта жизнедеятельности, раскрытие ее творческого потенциала наиболее существенно происходит в профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность требует проявления качеств личности, связанных с самостоятельностью, решительностью, настойчивостью, лидерскими и организаторскими способностями, активностью и творческими проявлениями. Учитель обучает, воспитывает своим личным примером, своей собственной жизнью, в чем максимально и проявляется его субъектность.

Список использованной литературы

1. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред А.В Брушлинский и др. М., 2000. С. 27–42.

2. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление / Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 324 с.

3. Бурцев А.О. Психология субъектности (изучение, анализ и развитие рефлексивных процессов): учебное пособие / А.О. Бурцев, Т.А.Симакова; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт; Академия ФСИН России. – М.: МИТУ-МАСИ, 2020. – 74 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – СПб., 1997.

5. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. 2012. № 11 (46). С. 440–442. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/ (дата обращения: 16.12.2023).

6. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология & философия науки. 2010. Т. XXV. № 3. С. 136–153.

7. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003.

9. Опросник Уровень развития субъектности личности (УРСЛ). URL: https://psytests.org/emvol/ursl.html (дата обращения: 26.10.2023).

10. Психология индивидуального и группового субъекта // Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М., 2002.

11. Субъектность как социокультурное явление / Н. Я. Большунова; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – 324 с.

12. Уваров Е.А. Субъектная активность как ведущий фактор саморазвития // Журнал прикладной психологии. 2005. № 1. С. 2–20.

13. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

14. Щукина М. А. Психология саморазвития личности. СПб.: СПбГУ, 2017.

Количество просмотров: 996  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы