Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска

 
 

Бакланова Инесса Радиковна,

учитель иностранного языка школы-интерната

«Казачий кадетский корпус им. Героя РФ О. Куянова» г. Бердска

 

Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска

В 2024 году российское образование будет претерпевать значительные изменения, одним из которых станет введение нового учебного предмета «Труд». Законопроект об этом прошел второе и третье чтение в Госдуме  [1].

Это решение вызвано необходимостью подготовки молодого поколения к современной реальности и требованиям рынка труда. Учебный предмет «Труд» будет включать в себя изучение различных аспектов трудовой деятельности, включая профессиональную ориентацию, основы предпринимательства, навыки самоорганизации, командной работы. Он будет являться обязательным для всех школьников начальной и основной школы. Главная цель введения учебного предмета «Труд» – развитие у школьников практических навыков, которые помогут им успешно адаптироваться в будущей профессиональной деятельности. Школьники будут изучать основные принципы работы в различных сферах деятельности, таких как производство, услуги и др. Занятия практикой помогут школьникам развивать навыки самостоятельности, креативности и принятия решений.

В рамках предмета «Труд» соответственно будет уделяться внимание трудовому воспитанию. Школьникам будет раскрываться история труда, его роль в обществе, этика труда и другие вопросы профессионального труда. Это поможет формировать у учащихся уважение к труду, ценить свой труд и труд других людей.

Опыт зарубежных стран показывает, что трудовое воспитание имеет большое значение для формирования гражданской позиции активного участия в общественной жизни. Во многих странах уже давно существуют учебные предметы, посвящённые труду. Например, в Финляндии есть предмет, который непосредственно связан с трудовым обучением. Это уроки ремесла (рукоделия). Как отмечают исследователи, «ремесленное образование начинается уже в детском саду. В школе ремесло изучается в среднем 2 часа в неделю с 1 класса по 7 класс. В 8 и 9 классах ремесло – не обязательный, но очень популярный предмет. В старшей школе изучается редко. Действует государственная программа изучения ремесла» [1, 78]

В Китае с 1 по 12 классы интегрированно изучается курс «Труд и технологии». Школьники своими руками изготавливают различные изделия, например, связанные с потребностями народной медицины (портативный детектор для иглоукалывания, точечный массажёр, массажная одежда, китайские измельчители травы и др.) [там же].

В Республике Кореи уроки трудового воспитания проходят в рамках предмета «Домашняя экономика». Учебная программа реализуется в соответствии с Национальной учебной программой. На уроках юноши и девушки изучают одно и то же содержание предмета, которое включает сведения о развитии человека и семьи, семейной жизни и безопасности, управлении ресурсами и независимости. Тематика творческих проектов в начальной школе: изготовление предметов домашнего обихода, приготовление пищи, посадка растений, изготовление моделей транспорта, программирование изображений роботов, изобретения и решение проблем. В средней школе: планирование карьеры, кулинария и решение технических проблем. В старшей школе: здоровая жизнь, еда, жилье и творческий инженерный дизайн [там же].

Однако трудовое воспитание школьников осуществляется не только посредством обучения одной дисциплины. Нами было проведено исследование опыта трудового воспитания в зарубежных странах. Учащиеся школы-интерната «Казачий кадетский корпус им. Героя РФ О. Куянова» г. Бердска (НСО) на уроках иностранного языка ознакомились с информацией в зарубежных источниках, раскрывающей особенности трудового воспитания за рубежом. Были отобраны и переведены с английского языка статьи японских и др. зарубежных авторов, что позволило учащимся в процессе такой деятельности получить полезные знания, а также использовать навыки поисковой деятельности, предметные навыки в области перевода.

Так, в ходе исследования школьники узнали, что в Японии также есть предмет «Домашняя экономика». Программу обучения активно разрабатывали в 90-х годах. Предмет обязателен для всех учащихся с четвёртого класса. В учебный предмет входит обучение уборке дома, шитью, кулинарии, сортировка мусора, навыки покупок в магазинах, обращение с бытовой техникой, навыки ухода за детьми и пожилыми людьми. Удивительным фактом является то, что в школах Японии нет технических работников. Поэтому школьники самостоятельно наводят порядок в классе и на пришкольной территории. Изучая аспекты трудового воспитания в Японии, мы обратились к статье Кими Икезаки «Взгляды и мысли учащихся по обучению предмету «Домашняя экономика» среди японских школ Гонконга и Сингапура» [2]. Автор отметил, что любимыми темами среди учащихся обоих полов является кулинария и покупки, то есть практические темы. В то время как теоретические (питательные вещества, мусор, украшение комнат) являются нелюбимыми. Также автор отмечает, что 78 % процентов опрошенных считают, что предмет «Домашняя экономика» должен изучаться и мальчиками и девочками [там же, 112].

В школах Словении предмет «Домашняя экономика» вводится с начальной школы. По словам Мартины Ержавсек, в рамках предмета учащиеся изучают здоровое питание, ответственность за свое здоровье и ответственное отношение к окружающей среде [3]. В основной школе в 5 классе предмету уделяется 35 часов в год. Учащиеся изучают разделы экономика, текстиль и одежда. В 6 классе предмету отведено 52,5 часа, во время которых учащиеся изучают следующие темы: жизнь, окружающая среда и правильное питание. Автор статьи отмечает, что уроки трудового воспитания играют важную роль в приобретении знаний, которые помогают повысить качество жизни человека, семьи и общества [3, 48]. Учитель из Словении Лидия Вильдмар отметила, что в каждой школе оборудованы кабинеты-кухни, где учащиеся учатся готовить пищу. Кроме того, с 6 по 8 классы вводится предмет «Технология», на котором учащиеся учатся работать с материалами (глина, дерево, камень и т.д.) [там же].

Изучая вопрос трудового воспитания в США, мы обнаружили, что в 80-90-х годах предмет чаще всего назывался «Домашняя экономика». Однако с 1999 г. чаще встречается название «Семейная и потребительская наука» (Family and Consumer Sciences Education – FCS) [4]. В статье Джанет Ластер отмечено, что учебные программы средней школы включают комплексные курсы по обучению навыкам ведения домашнего хозяйства и семейной жизни, а также специализированные курсы, ориентированные на личность, семью, карьеру или сообщество. Они могут иметь разные названия, например, «Науки о семье и потребительских науках», «Развитие человека и наука о семье», «Изучение семьи», «Работа и семейная жизнь», «Экология человека» или «Домоводство» [там же].

Так как в США нет Национального образовательного плана, то каждый штат создает собственный план. Соответственно, не во всех штатах реализуется трудовое воспитание. С 2000 года число участников программы «Работа и семейная жизнь» в штате Огайо более чем удвоилось [там же]. В то же время в штате Нью-Йорк количество учащихся, изучающих курс «Семейная и потребительская наука» сократилось на 40 % [5]. По словам Памелы Пол, учащиеся не умеют ни зашить свою одежду, ни приготовить пищу [там же]. Статья Памелы Пол, опубликованная в газете Нью-Йорк Таймс [5], вызвала широкий отклик учащихся. Большинство поддержало идею внедрения школы курсов приготовления пищи, а навыкам домашнего обихода должны учить родители. Также многие учащиеся отметили сложность обучения в старшей школе, и, по их мнению, уроки «домоводства» стали бы временем на умственный отдых.

В связи с трудностями перевода нам оказалось сложно найти информацию по многим странам, поэтому мы обратились к иностранным учителям через социальные сети. Арадхана Митра, учитель из государственной школы Рукмани Деви в Джайпурии, Индия, во время скайп- сессии рассказала, что трудовое воспитание основывается на «Национальной программе для начального и среднего образования». На реализацию трудового воспитания отводится примерно 25 % времени обучения. В рамках курса учащиеся изучают такие темы, как охрана здоровья и гигиена, кулинария, шитье, строительство, культура и отдых, общественная работа. Также особое внимание уделяется местным ремеслам и торговле. При изучении предмета может происходить разделение по половому признаку. Предметом «Кулинария» могут заниматься и мальчики, и девочки, в то время как шитье является предметом обязательным только для девочек.

Тема трудового воспитания напрямую связана с обучением в кадетском корпусе. Кадеты должны самостоятельно убирать в классах и общежитии, подшивать свою одежду и содержать в порядке закрепленную территорию. Поэтому работая над проектом, кадеты 9-го класса провели опрос среди кадетов 7-8-х классов по трудовым навыкам, сформированным у ребят до поступления в кадетский корпус. Так, среди 81 опрошенного ученика систематически помогали убирать дом (не реже 1 раза в неделю) только 12 человек (15 %). Время от времени помогали родителям 36 человек (44 %). Остальные 33 человека помогали очень редко или не помогали совсем (41 %). 62 человека не умели пользоваться веником и подметать полы (77,5 %). 69 человек никогда не мыли пол дома (85 %). Практически все опрошенные ребята не умели шить и испытывали трудности с подшиванием шевронов и одежды (73 человека – 90 %). Мы можем сделать вывод, что проблема трудового воспитания достаточно остро стоит в среде подростков и у них нет базовых навыков самообслуживания.

Также мы провели опрос среди кадет 10-11 классов корпуса. 100 % старшеклассников умеют подметать, мыть пол, шить. 73 % опрошенных кадет отметили, что научились этим навыкам в корпусе. 83 % хотели бы добавить к трудовому воспитанию в корпусе уроки кулинарии.

Таким образом, мы пришли к выводу, что трудовое воспитание – необходимая часть школьного обучения. В странах Азии обучение проходит на всех ступенях обучения в школе. В ряде стран, как и в России, трудовое обучение было отменено или претерпело изменения в сторону предмета «Технология». Однако школьники выражают надежду на возрождение уроков трудового обучения.

Представленный материал проекта является достаточно актуальным и востребованным, как показала практика, среди учащихся; проект будет продолжен и представлен на последующих конференциях и других мероприятиях внутришкольного, городского и других уровней.

Литература:

1. Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научно-практической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года, г. Москва / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.К. Балтяна – М: МПГУ - МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020 – 290 с.

2. Kimie Ikezaki, The views and thoughts on Home Economics education of the students at the Japanese schools in Singapore and Hong Kong // International Journal of Curriculum Development and Practice – 2003. – № 5. – pages 103-113 https://www.jstage.jst.go.jp/article/jcrdaen/5/1/5_KJ00006742140/_article

3. Martina Erjavšek, Modern Aspects of Home Economics Education and Slovenia// Center for Educational Policy Studies Journal – 2021. - №11. – pages 3362 https://www.researchgate.net/publication/357283475_Modern_Aspects_of_Home_Economics_Education_and_Slovenia

4. Janet Fentress Laster, Family and Consumer Sciences Education - Goals and Purposes, History of Family and Consumer Sciences Education, Issues Major Trends and Controversies – StateUniversity.com https://education.stateuniversity.com/pages/1976/Family-Consumer-Sciences-Education.html#ixzz8MplBXsHc

5. Pamela Paul, To Prepare Kids for the Future, Bring Back Shop and Home Ec- The New York Timeshttps://www.nytimes.com/2023/10/12/opinion/school-manual-labor-shop.html

 

[1]Госдума вводит обязательный урок труда в школах – [Электронный ресурс] // URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2023/12/06/gosduma-vvodit-obiazatelnyj-urok-truda-v-shkolah.html

 

Количество просмотров: 847  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы