Методические особенности урока окружающего мира во втором классе по теме: «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона»

 
 

Крамер Елена Александровна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Методические особенности урока окружающего мира во втором классе по теме: «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона»

Современный учитель обладает определённой свободой при подготовке урока, выборе его типа, наполнении содержания. Следует отметить тот факт, что подготовка к современному уроку окружающего мира является трудозатратной. При этом качественный урок окружающего мира позволяет отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам, столице России или своего региона, заглянуть в самые потаённые уголки родного края, что позволяет младшему школьнику не только узнавать малую родину, свой край, но и осознавать принадлежность к своему народу, сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края. Это важно для воспитания гражданственности и патриотизма маленького гражданина своей страны, своей малой родины. Именно поэтому особого внимания заслуживают уроки, ориентированные на изучение родного края.

Рассмотрим тему урока во втором классе «Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона», предлагаемую разработчиками федеральной рабочей программы по окружающему миру. Следует обратить внимание на тот факт, что данная тема должна изучаться на протяжении двух уроков, так как познакомиться и с культурными достопримечательностями, и с памятниками природы Новосибирской области в рамках одного урока не представляется возможным. Таким образом, на первом уроке знакомимся, например, с памятниками природы своего региона.

Цель урока – формирование у обучающихся представлений о природных и культурных достопримечательностях Новосибирской области.

На таком уроке будут созданы условия для формирования личностных результатов в части: гражданско-патриотического воспитания (проявляют интерес к культуре малой родины и историческим сведениям о ней), духовно-нравственного воспитания (применяют правила совместной деятельности, проявляют способность договариваться), экологического воспитания (осознают роль человека в природе и обществе, принимают экологические нормы поведения, бережного отношения к природе, не принимают действия, приносящие ей вред), а также ценности научного познания (проявляют познавательный интерес, активность, инициативности, любознательности и самостоятельность в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств).

Предметные результаты следует сформулировать таким образом, чтобы они были чёткими, достижимыми в рамках одного урока:

– приводят примеры памятников природы, достопримечательностей Новосибирской области;

– распознают изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различают их в окружающем мире;

– описывают на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки и характерные свойства.

И, следовательно, метапредметные результаты будут представлены группами: познавательные УУД используют различные источники для поиска информации, выбирают источник получения информации с учётом учебной задачи), коммуникативные УУД в процессе диалогов задают вопросы, высказывают суждения, оценивают выступление участников; используют смысловое чтение для определения главной мысли текста о природе; готовят небольшие публичные выступления), регулятивные УУД планируют с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; объективно оценивают результаты своей деятельности, соотносят свою оценку с оценкой учителя), совместная деятельность коллективно строят действия по достижению общей цели: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы). 

Структура учебного занятия

Вопросы

Проект методических решений (содержание, задания и вопросы, технологии, формы, методы и приемы, ресурсы)

1. Мотивационно-целевой этап

1. Как будет обеспечиваться мотивация учеников к учебной деятельности по теме?

 

 

 

 

 

 

 

2. Что планируется предпринять для принятия или самостоятельного выдвижения цели учебного занятия детьми?

3. Какое участие примут школьники в планировании учебного занятия?

1. Учитель начинает урок с показа видеофрагмента, снятого с квадрокоптера (к чему можно привлечь старшеклассников) о памятниках природы, достопримечательностях г. Новосибирска или Новосибирской области. Вариантами могут быть изображения достопримечательностей на слайдах презентации. Например, если образовательная организация находится в городе Новосибирске, то учитель может предложить обучающимся узнать изображения НОВАТа, часовни во имя Святителя Николая, Зоопарка им. С. А. Шило, НОТК, НАМТ «Глобус», здесь же Буготакские сопки, озеро Карачи, Бердские скалы и пр.

– Как мы можем одним словом назвать все представленные объекты? (Достопримечательности. Возможно, ученики не знают слова «достопримечательность». Тогда предлагается, например, разгадать ребус, где спрятано это слово, и далее осуществляется знакомство с его значением с помощью толкового словаря).

Далее просим разбить объекты на 2 группы.

– Как мы можем назвать каждую группу?

2. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

 

 

3. Какие шаги следует выполнить для достижения цели? Предлагаю совместно разработать план урока. Что мы можем узнать о достопримечательностях? (где находятся, как называются, особенности, историческая справка).

План отображается на доске.

Это может быть также «Чек-лист природных информации о достопримечательностях Новосибирской области».

2. Содержательно-деятельностный этап

1. Как будет организована работа учеников по достижению цели?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Каким образом ученики будут корректировать свои действия по достижению цели занятия?

 

3. Как будет обеспечиваться включенность каждого школьника в выполнение необходимых учебных действий?

 

4. Что будет предпринято для того, чтобы предотвращать неуспешность учеников?

 

5. Как планируется организовать учебный процесс в зоне ближайшего развития каждого ребёнка?

 

6. Какие условия для формирования функциональной грамотности будут созданы?

1. Учитель организует работу «туристических фирм» (в командах или в сообществах, сформированных в классе). Распределение ролей может быть следующим: историк, эколог, фотокорреспондент, краевед, экскурсовод. Каждый участник группы должен находить информацию по своему направлению.

Небольшое отступление: желательно до урока разделить на команды, опираясь на знание классного коллектива, чтобы в каждой группе присутствовали как сильные обучающиеся, так и те, кто менее замотивирован. Если классный коллектив разделён на сообщества, то можно опустить деление на команды, а предложить мини-сообществам выбрать название своей турфирмы, вытягивая, например, из корзины.

Варианты названий туристических фирм: «Обинушка», «Бугринка», «Каменка», «Ельцовка» и т.п.

Каждой туристической фирме предлагается найти информацию о культурном / природном объекте по плану: 

  1. Название (краевед)
  2. Расположение (краевед)
  3. Краткая история (историк)
  4. Внешний вид (фотокорреспондент)
  5. Особенности (эколог)
  6. Возможность экскурсий (экскурсовод).

2. В ходе подготовки материала обучающиеся постоянно сверяются с чек-листом на экране. Если есть возможность, то лучше распечатать чек-лист каждой группе обучающихся.

3. Таким образом, будет задействован каждый обучающийся.

4. Чтобы предотвратить неуспешность обучающихся, важно правильно распределить роли: обучающимся, которые умеют качественно читать текст, быстро ориентируются в потоке информации, учитель предлагает роли краеведа, историка, эколога. Тем, кто не боится публичных выступлений, – роль экскурсовода. Остальным ученикам – роли фотокорреспондентов.

5. Можно предложить обучающимся воспользоваться ноутбуком (если ученики обучены работе с ПК) для подготовки выступления. Учитель показывает, объясняет, как сформулировать тезисы. Вместе с экскурсоводом выйдет, например, фотокорреспондент, который будет помогать транслировать слайды. Кроме того, можно предложить выступить всем обучающимся, однако ведущую роль будет выполнять экскурсовод.

6. В ходе такого урока будут созданы условия для развития естественнонаучной функциональной грамотности, читательской (при работе с текстом), глобальных компетенций. Если предложить, например, такое задание, как рассчитать финансовые затраты на дорогу к достопримечательности и обратный путь домой, то мы создадим предпосылки для формирования финансовой грамотности обучающихся.

3. Результативно-оценочный этап

1. Каким образом будут представлены результаты работы каждого ребенка и/или совместной деятельности?

 

2. Как и кем будут оцениваться достигнутые детьми результаты?

 

3. Как будет организована рефлексия по итогам учебного занятия?

 

 

4. Каким будет домашнее задание?

1. Результаты работы обучающиеся могут представить разными способами: это может быть презентация, сопровождаемая комментариями экскурсовода, выступление всей команды, где каждый отвечает за свою часть работы.

 

2. Оценивание результатов работы будет проходить, во-первых, внутри команды, где каждый ученик оценивает свой вклад и вклад каждого члена команды. Во-вторых, учитель предложит каждой команде лист оценивания результатов работы других команд. В конце урока учитель смотрит листы оценки каждой команды, комментирует и выставляет отметки.

3. В ходе совместного обсуждения учитель смотрит листы оценивания каждой команды, комментирует и выставляет отметки.

После того, как будут представлены все результаты работы команд, ученикам будет предложено отметить на доске тот объект, который хотелось бы посетить.

Дальнейшую работу по планированию и организации работы на выбранный большинством учеников объект следует проводить за пределами урочной деятельности, привлекая родителей (законных представителей) обучающихся.

Альтернативное задание:

Найти, прочитать и пересказать легенду об одном из изученных объектов.

Совместно с родителями и членами своей команды составить краткий путеводитель по выбранным достопримечательностям.

Для проведения цикла таких уроков, создания условий для качественного усвоения краеведческого материала можно предложить мальчикам класса, совместно с папами, изготовить макет карты Новосибирской области, а памятники природы или культурные достопримечательности распечатать на цветном принтере. Изученный объект помещается на карте. Карта будет находиться в классе со второго по четвёртый годы обучения в начальной школе. Таким образом, будут не только созданы предпосылки для формирования естественно-научной грамотности, но и естественным путём будет происходить запоминание информации о родном крае, её актуализация при изучении новой темы о малой родине, что, несомненно, будет содействовать плавной подготовке к ВПР (часть 2, задание 10).

Начинающему в этом направлении работу педагогу можно порекомендовать регулярно обновляемый ресурс «Проект «Достопримечательности Новосибирской области» Проект достопримечательности новосибирской области - 90 фото (triptonkosti.ru).

Кроме того, рекомендуется использовать как для подготовки материала к уроку, так и для совместной с обучающимися деятельности и для проверки знаний возможности ФГИС «Моя школа».

Количество просмотров: 1307  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
2. Развитие субъектности в процессе обучения английскому языку
3. Активизация познавательного интереса обучающихся с нарушениями слуха на уроках географии
4. Накопительное оценивание и проектная деятельность в старшей школе
5. Взаимодействие школы и районной библиотеки как эффективный механизм формирования читательской грамотности обучающихся младших классов
6. Использование технологии анкетирования в процессе патриотического воспитания школьников
7. Трудовое воспитание в зарубежных странах: исследовательские проекты учащихся кадетского корпуса г. Бердска
8. Методические особенности урока литературного чтения по теме «И. А. Бунин ”Листопад”» в 4 классе
9. Обучение написанию художественного рассказа на английском языке через реализацию мини-проекта “Christmas Story”
10. Решение проектных задач в начальной школе
11. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях кружка по литературе как способ развития коммуникативных умений обучающихся
12. Формирование читательской грамотности через работу с текстом на уроках русского языка и литературы
13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время
14. Коммуникативный метод в обучении английскому языку в начальной школе
15. Формирование функциональной грамотности на уроках истории в процессе работы с карикатурами
16. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях
17. Портрет МАОУ «Гимназия № 16 «Французская», или Почему «Французская»?
18. Урок математики во 2 классе «Моделирование текстовых задач»: методические рекомендации
19. Из опыта работы по развитию навыков и компетенций XXI века в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов
20. Методы, применяемые для обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы