Применение развивающих дидактических игр с образами традиционной русской культуры на занятиях декоративным рисованием и лепкой с детьми дошкольного возраста

 
 

Живетьева Анастасия Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Применение развивающих дидактических игр с образами традиционной русской культуры на занятиях декоративным рисованием и лепкой с детьми дошкольного возраста

В настоящее время в нашей стране наблюдается возрождение интереса к традиционной русской культуре. На примере работы студии раннего развития «Первые шаги» МБОУДО ЦДО «Алые паруса» я вижу интерес со стороны родителей и детей к изучению фольклора, календарным праздникам, занятиям прикладным творчеством с традиционным компонентом (декоративное рисование, декоративная лепка).

Занятия по изучению народного искусства очень часто присутствуют в образовательных программах педагогов, занимающихся с дошкольниками изодеятельностью (воспитатели, педагоги дополнительного образования). Дошкольный возраст – лучшее время для знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Оно близко детскому восприятию: простые лаконичные формы, чистые яркие цвета, общее ощущение «радости жизни». Гармония, найденная и отработанная поколениями мастеров, неизменно вызывает эмоциональный отклик в душе ребенка.

Знакомство дошкольников с народными промыслами может быть традиционным: рассматривание предметов, фоторепродукций, рассказ педагога о них, просмотр фильмов на соответствующую тему, посещение выставок. Однако во всех этих случаях ребенку отводится пассивная роль.

Доказано, что у детей дошкольного возраста любая информация лучше усваивается в игре. Фотографии и репродукции для ребенка «неживые» и не вызывают эмоционального отклика. Игра же предполагает положительное эмоциональное переживание и, как следствие, лучшее запоминание, устойчивый интерес и эмоциональное отношение к изучаемому предмету. Все игровые элементы, используемые в занятиях, находят живой отклик у детей. В идеале каждое занятие должно представлять собой мини-спектакль с применением различных средств, пробуждающих инициативу и воображение ребенка.

Каким же образом можно применять игровой метод на занятиях по изучению традиционного искусства?

Игры непосредственно с изделиями народных промыслов:

Традиционная игрушка

(дымковская, филимоновская, богородская, матрешка и др.)

Традиционная утварь

(хохлома, гжель, городец, мезень, ракульская и др.)

Разыгрывание сценок, сказок (дети-актеры)

Игры «Сервировка стола», «Кормление» игрушек», «Магазин посуды»

 

При использовании этого вида игрового метода подразумевается наличие в учреждении большого количества разнообразных по форме игрушек и предметов посуды, что вызывает определенные финансовые трудности.

Для активного освоения ребенком образов традиционной русской культуры нами разрабатывается и внедряется дополнительный предыдущему вид игрового метода – использование развивающих игр, созданных специально для занятий с традиционным компонентом (декоративное рисование, декоративная лепка и аппликация). Любая дидактическая игра содержит в себе не только игровые, но и учебные задачи. Такие игры мобилизуют внимание, мышление, память. Возможности игры нужно использовать для развития ребенка, в том числе и на занятиях изобразительной деятельностью.

 

Для занятий с традиционным компонентом нами специально разработан комплект игр «Учись доброму, так худое на ум не пойдет» (автор-разработчик А.В. Живетьева, консультант по русской традиционной культуре Ю.Ю. Афанасьева. – Новосибирск, 2012.) В комплект входят четыре игры: «Хохломская посуда» – элементы традиционной росписи; «Гжельская посуда» – форма традиционной керамики; «Рукавички с узорами», «Узорные пояса» – традиционные орнаменты и элементы традиционной одежды.

№ 1 «Хохломская посуда»

Дидактическая задача: развитие целостного восприятия предметной картинки, зрительного анализатора, умения сравнивать и выделять характерные признаки. Повторение в игровой форме характерных элементов хохломской росписи («травка», «травные кустики», «кудрина», «криуль»).

Материалы: комплект из 12 карточек с изображением хохломской посуды. Перед началом игры карты разрезаются по пунктирным линиям (по оси симметрии предмета).

Ход игры: предложите детям собрать картинки из половинок, рассмотреть и рассказать об узоре и назначении “своей” посуды. Можно проводить игру в форме соревнования, кто больше успеет собрать карточек. Сложный узор на предметах, единый колорит росписи вынуждают ребенка внимательно анализировать изображение.

№ 2 «Гжельская посуда»

Дидактическая задача: развитие целостного восприятия предметной картинки, зрительного анализатора, умения сравнивать и выделять характерные признаки. Повторение в игровой форме названий характерных форм традиционной керамики («кумган», «квасник», «сухарница», «кринка», «блюдо», «горшочек», «молочник», «миска», «кувшин»).

Материалы: комплект из 12 карточек с изображением гжельской посуды. Перед началом игры карты разрезаются по пунктирным линиям (каждая карта – на шесть частей).

Ход игры: предложите детям собрать целые картинки из частей, рассмотреть и рассказать об узоре и назначении “своей” посуды. Можно проводить игру в форме соревнования, кто больше успеет собрать карточек. Сложный узор на предметах, единый колорит росписи вынуждают ребенка внимательно анализировать изображение.

№ 3 «Рукавички с узорами»

Дидактическая задача: развитие целостного восприятия предметной картинки, зрительного анализатора, умения сравнивать и выделять характерные признаки.

Материалы: комплект из 12 карточек – изображений рукавичек с традиционными русскими узорами. Перед началом игры карты-изображения рукавичек разрезаются по пунктирным линиям.

Ход игры: предложите детям собрать комплект из двух варежек. Педагог раздает детям картинки с изображением правых рукавичек, затем показывает изображения левых, спрашивая: «Кому нужно эту варежку?» Можно проводить игру в форме соревнования, кто больше успеет собрать карточек. Сложный узор на варежках, изображение их в одном стиле и колорите вынуждает ребенка внимательно анализировать изображение.

№ 4 «Узорные пояса»

Дидактическая задача: развитие целостного восприятия предметной картинки, зрительного анализатора, умения сравнивать и выделять характерные признаки. Повторение в игровой форме значений традиционных мотивов и символов (различные варианты солярных знаков, треугольников, ромбов, квадратов, волнообразных линий).

Материалы: комплект из 12 карточек – изображений 20 поясов с традиционными русскими узорами. Перед началом игры карты-изображения разрезаются по пунктирным линиям.

Ход игры: педагог раздает детям картинки с изображением половины пояса, затем показывает изображения других половин, спрашивая: «Кому нужно эту половинку?» Можно проводить игру в форме соревнования, кто больше успеет собрать поясов. Сложный узор на поясах вынуждает ребенка внимательно анализировать изображение.

План-конспект занятия по рисованию для детей дошкольного возраста (5-ти лет)

Тема: «Декор кувшина»

Цель – знакомство с гжельской посудой; знакомство с техникой смешивания краски на палитре.

Задачи

Обучающие:

· освоение приемов работы с гуашью;

· знакомство с особенностями росписи гжельской посуды;

· формирование изобразительных умений и навыков в рисовании;

· знакомство с понятием «тон» (насыщенность цвета).

Развивающие:

· развитие художественных способностей;

· развитие навыков взаимодействия в группе и с педагогом.

Воспитательные:

· воспитание интереса к традиционной русской культуре;

· воспитание эстетического отношения к предметам быта;

· воспитание самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, терпения, целеустремленности;

· содействие формированию опыта успешной художественно-творческой деятельности.

Форма занятия: практическое занятие – «мастерская художника».

 

Наглядно-информационный материал и технические средства. Условия проведения занятия: стол педагога, столы и стулья для обучающихся, гуашь синяя и белая, кисти, палитра, банки с водой, салфетки. Шаблоны-заготовки кувшинов из белой бумаги. Гжельская посуда. Репродукции с изображением гжельской посуды (кринок, молочников, кувшинов). Игра «Гжельская посуда».

Структура занятия

Этап

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Организационный момент («завязка»)

Развитие зрительного анализатора;

настрой на творческую изобразительную деятельность

Рассказ педагога о гжельском промысле. Развивающая игра «Гжельская посуда» - рассматривание разных предметов посуды детьми по очереди, обсуждение декора посуды, колорита.

Вводная часть

Знакомство с элементами росписи гжельской посуды;

обучение приему двухцветного мазка

Восприятие информации.

Диалог с педагогом (ответы на вопросы).

Выразительные особенности кувшина, его декор в гжельской посуде.

Второй этап изготовления – работа художников по росписи. Значение эскиза в работе художника.

Демонстрация смешивания голубой краски (синий + белый).

Показ действий, приемов по набиранию красок на кисть.

Творческое задание

Вовлечение детей в практическую деятельность по выполнению творческого задания

Украшение шаблона (эскиза) кувшина.

Оказание помощи обучающимся по их просьбе.

Координация и контроль работы.

Заключительная часть «концовка»

Подведение итогов

Мини-выставка кувшинов «мастеров».

Коллективное рассматривание и обсуждение выполненных эскизов, определение в ходе обсуждения сильных и слабых сторон каждой работы.

Положительная оценка дается каждому ребенку (важно отметить «плюсы» в работе каждого ребенка).

Положительный эффект дает интеграция образовательных ресурсов – жанров русского народного фольклора и элементов традиционной русской культуры с современными дидактическими средствами – и преемственность рассмотрения тем на занятиях изобразительным творчеством с дошкольниками.

Количество просмотров: 13703  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада
2. Применение развивающих дидактических игр с образами традиционной русской культуры на занятиях декоративным рисованием и лепкой с детьми дошкольного возраста
3. Развитие речи у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность
4. Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
5. Значение народной игрушки в жизни современных детей
6. Использование нетрадиционных техник рисования как фактор развития мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
7. Непрерывное образование современного педагога дошкольного образования: механизм реализации
8. Проведение совместных мероприятий как одна из эффективных форм установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
9. «Как хорошо уметь читать»
10. Экология с самых ранних лет
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы