Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ

 
 

Приходько Елена Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска

 
 
 

Полякова Наталья Евгеньевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ

Читая современные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования в России, мы понимаем, что главная задача образования сегодня – это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Раньше в нашем с вами детстве образование нам давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий речь идет о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих способностей, готовности к переобучению.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. «Почему?» – этот детский вопрос очень часто приходится слышать нам, взрослым. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Для того чтобы поиск ответов на все интересующие его вопросы был наиболее интересным необходимо найти такой метод, который бы отвечал всем необходимым требованиям: был интересен ребенку и объединял в одно образовательное пространство педагогов и родителей, ведь наиболее комфортно маленький ребенок себя чувствует рядом с родителем. Для этого хорошо подходит метод проектов.

Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – в проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества родителей, воспитателей и детей. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает дошкольнику возможность самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

Именно проектная деятельность может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя. Почувствовать себя значимым. А значит, у ребенка появится уверенность в своих силах.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей, поэтому проект еще позволяет изучить традиции семьи, помогает укреплению внутрисемейных связей. Принимая активное участие в работе над каким-либо проектом, родители расширяют возможности общения и сотрудничества со своими детьми. Прислушиваясь к их мнению, они глубже узнают своих детей, проживают вместе с ними самые интересные моменты их жизни. Таким образом, родители вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс своей группы.

Существует множество матриц и соответственно методик разработки проекта. Проектирование – это, прежде всего, творчество педагога. И поэтому можно создавать проект хоть по собственной методике, главное, что бы ваша проектная деятельность прошла по всем основным этапам. Первый этап – подготовительный – «выбор темы». Задача педагога – выбрать вместе с детьми тему для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Второй этап «Сбор сведений». На этом этапе происходит сбор информации и сведений. Третий этап – «реализация проекта». Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). И четвертый этап – «презентация проекта». В основу презентации должен быть положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. Это – рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, книга, газета, выступление перед родителями или детьми.

Тематика и содержание проектов очень разнообразны. Мы предпочитаем использовать в работе комплексные проекты, в которых сочетаются разные виды деятельности детей. Например:

1. Проект «Со словами поиграем, много нового узнаем»

Целью данного проекта было формирование у детей интереса к словотворчеству, развитие умения различать слова с негативной и позитивной окраской. В течение 3 месяцев, которые длился проект, мы с детьми изучили много художественной и научной литературы. Организовали различные выставки детского творчества: Выставки детских книжек-сочинишек, выставка детского рисунка «Возьмем мы в руки краски и превратим все в сказки», придумали словарь вежливых слов и выражений, провели открытое занятие «Мы поэты», на котором дети сочиняли стихи, организовали выставку кроссвордов на темы «Сказки», «Стихи», «Рассказы», показали спектакль по переделанной сказке «Кошкин дом», учились рассказывать стихи руками. В результате работы над проектом у детей расширились знания о сказках, стихах и других литературных формах, совершенствовалось умение сочинять стихи, рассказы и развилось умение интонировать свою речь. Во время реализации проекта воспитанник нашего ДОУ принимал участие в районном конкурсе чтецов «Поэтическая капель», в котором занял II место. Две девочки принимали участие в районном конкурсе детских рисунков «Мои любимые сказки», в котором заняли I и III места.

 

2. Проект «Чтобы не было беды».

Целью данного проекта было подготовить детей к встрече с различными сложными и опасными ситуациями, научить детей находить выход из этих ситуаций. Расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в обществе. В течение данного проекта мы с детьми читали много художественных книг по данной теме. Ездили на экскурсию в автогородок, встречались с инспектором ГБДД, приглашали в группу врачей, сотрудника МЧС. Затем дети придумывали рассказы о различных опасных ситуациях: «Эта спичка невеличка», «Внимание – микробы», рисовали рисунки о правилах поведения на дороге. Организовали тематические выставки детских работ: «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным», «Знатоки правил безопасности». Презентовали родителям и детям других групп пособия «Знаки – сигналы», книжки – малышки со стихами, рассказами детей и организовали выставку кроссвордов по теме ОБЖ. Дети нашей группы принимали участие в городском творческом конкурсе среди воспитанников ДОУ «Дорога глазами детей» и стали победителями этого конкурса в номинации «рисунок». В результате у наших воспитанников расширились знания о том, как избежать опасных ситуаций, как правильно себя вести, если все-таки попал в них, развилось словотворчество, совершенствовалась речь, а также нравственные качества личности.

 

3. Проект «Завтра в школу».

Цель этого проекта – подготовить детей к школе, обеспечить им наиболее безболезненное вхождение в этот новый, неизвестный для них мир. Мы читали с детьми энциклопедии и рассказы о школе, ходили на экскурсии в школу, в школьную столовую, школьную библиотеку, приглашали в группы учеников начальных классов и учителей, придумывали кроссворды по теме «Школа», организовывали выставки детских работ «Школа и я», фотовыставку «Мы и школа». Детям и родителям мы презентовали книжки – малышки со стихами, рисунками и рассказами, показали спектакль по мотивам сказки «Буратино». В результате наши выпускники легко адаптировались в школе и показали высокий уровень знаний. А нас, воспитателей, администрации школ, в которые пошли наши выпускники, наградили Благодарностями.

  

 

4. Еще один проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

Целью этого проекта являлось – сохранить и укрепить здоровье детей. Формировать у них устойчивую положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья. Для достижения этой цели мы, конечно, читали много различных произведений, собирали различные народные советы о здоровье, рассматривали и рисовали свои плакаты на тему здоровья. Мы приглашали в группы медиков для бесед о здоровом образе жизни, придумывали и шили новые интересные дорожки для закаливания, придумывали физические упражнения для разминки детей, сходили на экскурсию в медицинский кабинет. Бабушка одного из наших воспитанников провела занятия с детьми о том, какие бывают лекарственные растения. Родителям мы презентовали тематические выставки детских работ «Если хочешь быть здоров», «Знатоки правил личной гигиены», фотовыставку «Мы мороза не боимся», «Моя семья на прогулке». Когда мы говорили с детьми о гигиене, то у нас возникла идея в рамках данного проекта осуществить еще один минипроект длительностью 1 неделя «Путешествие в мыльную сказку». Мы с детьми изучили историю возникновения мыла, узнали, как оно делается, и дети сделали свое мыло, которое подарили родителям. Таким образом, у наших детей сформировалась положительная мотивация к сохранению здоровья, повысилось желание заниматься физкультурой. Дети на занятиях физической культурой показали очень хорошие результаты и их выбрали для участия в районных соревнованиях «Веселые старты». В этих соревнованиях стали победителями в номинации «Быстрые и ловкие».

  

Все наши общие достижения, все факты и события нашей насыщенной жизни мы фиксируем в портфолио группы. Портфолио группы – это долгосрочный проект, во время которого собирается большое количество интересного материала. При работе над портфолио мы взаимодействуем со всеми специалистами нашего детского сада. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности. В портфолио мы с детьми отражаем все интересное, что произошло в жизни группы: положительные эмоции, творческие успехи, прогулки, конкурсы, забавные высказывания.

В ходе работы над портфолио группы мы вместе с родителями и специалистами собираем фотографии, сочиняем с детьми для них сопроводительные стихи и тексты, беседуем с детьми, рисуем, придумываем красочное оформление рубрик. Вместе продумываем темы и вопросы отдельных страничек портфолио.

Мы считаем, что использование в работе с дошкольниками метода проектов и портфолио способствует созданию в группе атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Родителям очень нравится та работа, которую мы проводим в нашем ДОУ, они пишут положительные отзывы о нашей работе, слова благодарности. И это является доказательством того, что метод проектов действительно замечательно подходит для работы с детьми.

Количество просмотров: 16592  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы