Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности

 
 

Ваймер Людмила Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности

ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать данное требование. Почему я считаю важным развивать творческие способности ребенка?

Во-первых, определенный уровень творчества – это проявление психического здоровья. Творческий человек активен, его интерес к жизни многогранен и неисчерпаем. Во-вторых, при творческом отношении к миру, многое усваивается не только легко, но и прочно. В-третьих, наше общество нуждается в активных, способных самостоятельно мыслить гражданах. И в-четвертых, начинать заниматься этим должны педагоги именно детского сада, потому что делать это в школе уже поздно, так как любые виды способностей зарождаются именно в дошкольном возрасте.

Для того чтобы ребенок прошел путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета творческих способностей в группе создала следующие условия:

– наличие интересной развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную самостоятельную деятельность ребенка; (Монтессори – материал использую при работе в сенсорной зоне, зоне математики, речи, космического воспитания; оформила уголок «Познавайкин мир» при знакомстве с детьми с анализаторами мы разместили их на капельках облака, карточки признаков помещаем на дереве с яблоками в центре композиции мальчик с зонтиком, на котором семь типов вопросов. Внизу композиции стрелки для установления причинно-следственной связи и сундук с преобразователями-волшебниками; много пособий сделано своими руками – это и круги Луллия с подбором картинок по всем тренингам, игра «Да-Нет», игра с анализаторами, морфологические таблицы и т.д. В группе постоянно работает лаборатория Всезнайки, где дети проводят наблюдения, экспериментируют, делают записи в протоколах наблюдения). Перечисленные пособия эффективны не только для формирования творческих способностей, но и речевых умений, так как в основе каждого из них «лежит» алгоритм действий.

– создала атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановку формирующую чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности. Считаю, что сначала ребенок должен чувствовать себя комфортно, и защищено – это необходимый базовый фон для последующего творческого развития. Затем ему нужно дать возможность пережить успех – тогда появляется уверенность в собственных силах. Постепенно дети начинают ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, т.е. творчески – здесь важно поддержать его, показать значимость его усилий. Так при работе с сенсорным материалом ребенок при помощи розовой башни и коричневой лестницы может выполнить постройку по образцу, а может сам придумать свой вариант постройки, также может использовать для своей цели и другой Монтессори – материал, с которым в данный момент он хочет работать.

Главной моей задачей является то, чтобы предоставить ребенку возможность получать знания самостоятельно. Для решения этой задачи использую технологии «Система М.Монтессори» и «ТРИЗ». В основе работы группы лежит монтессори-материал, максимально развивающий сенсорное восприятие. Полученная из общения с материалом информация, становится базовой для формирования глубокого и разнообразного представления об окружающем мире.

Розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и шершавые таблички, шумовые коробочки, вкусовые баночки – все это служит сенсорным материалом для ребенка.

Материал сделан из очень теплых, приятных на ощупь пород деревьев (чаще всего бука), и ребенку очень комфортно работать с таким оборудованием, при этом он получает массу разнообразных сенсорных ощущений, учится различать не просто цвета, а их многочисленные оттенки, не просто звуки, а его источник, не просто запах, а его разнообразные варианты.

Монтессори – материал дает ребенку возможность самостоятельно приобретать знания в соответствии с собственным темпом развития. Богат и разнообразен материал на развитие математических представлений. Дети гордятся тем, что умеют работать с «золотым материалом» и легко считают десятками и даже сотнями. Числовые штанги, доски Сегена, веретена – в этом развивающем оборудовании заложен главный секрет – каждый ребенок в зависимости от индивидуальных способностей получает знания определенного уровня, возможность самостоятельно продвигаться на пути, приобретения знаний, а это действительно творческий путь.

Главный девиз нашей группы «Помоги мне это сделать самому». Результаты развития наших детей – это высокий уровень самоорганизации, самостоятельность и инициативность. Чтобы добиться таких результатов в своей работе использую такие формы организации:

– работа на линии, когда дети совершают движения по начерченному на полу круге, тем самым учатся концентрировать свое внимание, сосредотачиваться на выполнении задания;

– познавательный круг, который провожу на основе метода проектов, где присутствуют все дети и активно участвуют в обсуждении заявленной темы;

– работа с материалом, в том числе с использованием индивидуальных ковриков – суверенной территории каждого. Благодаря этому учу детей уважать личное пространство: свое и окружающих.

Наблюдая за детьми, сделала выводы, что дети часто выдвигают разнообразные идеи, фантазируют, многие дети с ярко выраженным воображением, умеют нестандартно мыслить. Вот тогда-то я и решила использовать в своей работе методы и приемы ТРИЗ, которые интересны в плане развития творческих способностей. Именно методы и приемы ТРИЗ формируют самостоятельность, независимость мышления, инициативность, способность находить выход из нестандартных ситуаций, брать на себя ответственность за принятые решения. Так, например, при игре в «Теремок» детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке». Каждый приходящий в теремок сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми являются слова «Тук-тук, кто в теремочке живет?».

В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу тебя, если скажешь, чем похож на меня», или: «Пущу тебя, если скажешь, чем отличаешься от меня».  Это одна из игр на сравнение систем. Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям,  по местонахождению или по видовой принадлежности (нитки и ножницы и т.д.).

С помощью приемов и методов технологии ТРИЗ в своей работе с детьми я решаю следующие задачи:

1. Формирую у детей представления о разнообразии и противоречивости окружающего мира, начиная с игры «Хорошо – плохо», когда в одном объекте дети учатся находить два противоположных свойства, метод морфологического анализа, позволяет расчленять, а затем произвольно объединять части объектов, действий или явлений (например: игра «Фоторобот», «Волшебная дорожка). Используя эти методы, дети создают новые объекты, появляются новые ситуации, ребенок ощущает себя творцом, автором, создающим что-то ранее неизвестное. При знакомстве с Моделью мира дети не только ощущают глубину и разнообразие окружающих объектов,  но и учатся их классифицировать. Дети быстро усваивают неоднозначность и противоречивость окружающего мира, начинают понимать, что все имеет свою противоположность, у них формируются основы диалектического мышления.

2. Развиваю речь на основе творческих методов и приемов: составляем загадки, рассказы по серии картинок, сочиняем сказки (загадываем героя из одной сказки, берем действия из другой, с помощью волшебников переносимся в другое время, место). При составлении логических рассказов по серии картинок использую схему этанов работы:

– Даю ребенку набор перепутанных картинок и прошу разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составить паровозик из картинок);

– Предлагаю детям, глядя на картинки найти место, где происходят события и как можно точнее обозначить его словами;

– Определяем время года или часть суток на каждой картинке;

– Находим сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках;

– Предлагаю детям поочередно брать картинки, называя героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

– Ребенок берет любую понравившуюся ему картинку и перекладывает ее ближе к себе. Затем еще раз называет действие объекта и его цель.

– Ребенок расшифровывает «секретное письмо», т. е. составляет рассказ по серии картинок. Придумывает название получившемуся рассказу.

– Метод составления загадок дает ребенку возможность стать маленьким волшебником и самому придумать загадку на любой объект на основе сравнительного анализа его характеристик. При использовании этого метода у детей повышается самооценка, поскольку они видят продукт своей деятельности, который с удовольствием демонстрируют окружающим и заслуживают одобрение (например: на одной ноге кружится, гудит? Юла и т.д.). Стараюсь, как можно больше читать с детьми, тогда на основе методов ТРИЗ (салат из сказок, карты Проппа и т.д.) они творчески подходят к пересказыванию, а также выступают в качестве авторов новых сказок.

Таким образом, использование данных технологий в работе с дошкольниками позволяет детям проявлять свои способности, стимулирует развитие творческого мышления, а мне помогает выявить и поддержать нестандартно мыслящих детей.

Количество просмотров: 20929  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы