Ребенок – центр образовательного процесса

 
 

Ахметова Закира Рахимчановна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 

Ребенок – центр образовательного процесса

С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в дошкольных учреждениях происходят перемены. Появился повышенный интерес к качественному образованию дошкольников, учреждения сами выбирают программы, приоритетные направления, образовательные услуги, новые формы работы, которые направлены на интересы детей, педагогов и родителей. Современное дошкольное образование не стоит на месте, оно развивается, шагает вперед. Одним из принципов регулирующих работу дошкольного образовательного учреждения является принцип поддержки разнообразия детства. Этот принцип стал основой в изменении моей работы с дошкольниками.

На протяжении многих лет работы с детьми дошкольного возраста я обращала внимание на то, что детям была не интересна «учебная» модель занятий. Они быстро утомлялись от той информации, которую я предоставляла им на занятии, теряли интерес к предстоящей деятельности и пытались найти то, что им действительно было интересно. Все это привело меня к размышлению: как сделать занятия интересными для ребят и в то же время полезными и продуктивными. И вот изменения, произошедшие в современном образовании, подсказали мне выход из сложившейся ситуации.

Для себя я определила место в совместной деятельности с детьми, проанализировав свою прошлую позицию в роли «ведущего» и сегодняшнюю – в роли «партнера».

 

– образовательную деятельность организует педагог, исходя из своих намеченных планов;

– главным считается представление информации педагогом: педагог информирует, а ребенок воспроизводит;

– ребенок обучается под руководством педагога;

– педагог контролирует деятельность детей на всех этапах;

– ребенок - пассивный объект образовательного процесса.

 

– педагог предоставляет выбор образовательной деятельности детям;

– главным является совместное добывание информации, необходимой в конкретной ситуации. Поиск новых ответов на возникающие вопросы;

– педагог направляет образовательную деятельность, предоставляя детям организацию и самоконтроль;

– большее внимание уделяется самоконтролю, педагог играет вспомогательную роль;

– ребенок - центр образовательного процесса

Совместная деятельность с детьми, которая исходит из интересов и запросов самих детей, и обязательно проводимая в игровой форме, стала главной в моей работе. На себя я взяла «скрытую» роль ведущего, а ребенок, стал главной фигурой в образовательном процессе. Дошкольник развивается, а я помогаю ему почувствовать, что добытые им знания важны для его будущего. В образовательном процессе идет активная добыча ребенком знаний и умений, а не навязывание педагогом своих позиций и правил.

Итак, детям я предоставила возможность быть ведущими. Учила их добывать информацию совместными усилиями со своими сверстниками, делать выводы, размышлять, обогащать систематизировать, знания по лексической теме.

– В утреннее время, поливая цветы, дети заметили, что цветок погибает. Ребенок начал задавать вопросы: почему он погибает, что с ним произошло. Другой ребенок обратил внимание на то, что земля сухая, значит, его долго не поливали, поэтому он погибает. Я, слушая детей, задавала наводящие вопросы. Размышляя все вместе, дети пришли к выводу, что вода – главный источник питания растений. Эта практическая деятельность в дальнейшем у нас перешла в проектную работу. Совместно с родителями, которые активно включились в проектную деятельность, был реализован проект «Вода – источник жизни на земле».

– Как- то перед сном детям прочитала сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». После сна девочки нарисовали рисунки к этой сказке, я, наблюдая за их творческой работой начала интересоваться, задавать вопросы, на которые они с интересом отвечали. Потом спустя какое- то время дети, рассматривая рисунки девочек, сами опять вернулись к этой теме. Детей заинтересовал вопрос, а как рождаются книги, а могут ли они сами их изготовить. Ребята предложили: а давайте мы из своих рисунков сделаем книгу. Они оформили книгу, а с моей помощью был оформлен титульный лист.

В своей работе я активно использую принцип интеграции, с помощью которого у детей появилась возможность расширять свой кругозор, использовать разные виды деятельности для получения готового продукта и развивать коммуникативные способности.

Все это дало положительные результаты:

– дети стали более любознательными, эмоционально отзывчивыми;

– могут организовать под руководством воспитателя познавательную деятельность, применяют имеющиеся знания для решения поставленных задач;

– способны предложить собственные идеи и воплотить их в жизнь.

Организуя воспитательно-образовательный процесс в соответствии ФГОС ДО, я стараюсь обеспечить каждому ребенку на выходе в школу равные возможности. Стремлюсь, чтобы дети выросли всесторонне развитыми личностями, обеспечиваю каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Количество просмотров: 11925  

Комментарии

Хороший пример сотрудничества - кажется все просто, а на самом деле каждодневная нелегкая работа с детьми, удачи и успехов в дальнейшем!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
2. Все работы хороши, выбирай на вкус
3. Формирование основ экологической культуры дошкольников через активные формы взаимодействия взрослого и ребенка
4. Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ
5. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
6. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
7. Развитие познавательных способностей детей средствами исследовательской деятельности
8. Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности
9. Предпосылки нарушений письменной речи у детей 6-7 лет
10. Художественно-эстетическое воспитание детей с общим недоразвитием речи через музыкальную деятельность
11. Развитие речи детей через театрализованную деятельность
12. Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности
13. Интернет-ресурс «Всероссийская ассоциация профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования»: актуальность внедрения и обзор ресурса
14. Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей
15. Ребенок – центр образовательного процесса
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы