Сохраним зеленый мир (из опыта работы по экологическому воспитанию)

 
 

Елисеева Ирина Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска

 
 
 

Приходько Елена Леонидовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска

 

Сохраним зеленый мир (из опыта работы по экологическому воспитанию)

На протяжении всех 20 лет работы в детском саду особое внимание мы уделяем экологическому воспитанию детей. Ведь дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры: правильное отношение к окружающей природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания — это сведения взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек, т. е он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания — это необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

В своей работе с детьми мы используем самые разнообразные формы и методы: это циклы наблюдений за растениями и животными, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, дидактические и настольно-печатные игры.

Мы – воспитатели – являемся носителями экологической культуры. Мы знакомим детей со способами общения с природой, формируем умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учим испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываем потребность в созидании, в творчестве. Особое внимание обращаем на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребёнок 5-6 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому мы включаем игру в занятия, труд, наблюдения, продумываем и организовываем игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрываем персонажей сказок. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому мы используем самые различные ситуации для его накапливания и расширения — уточняем с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности природы, учим по-разному обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы. В систему работы с детьми мы включаем разнообразную деятельность с литературными произведениями, дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем или родителями, упрощенными способами создают к ним иллюстрации. Особое место здесь отводим работе с произведениями Е.И. Чарушина — большого любителя и знатока природы. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем и собственная изобразительная деятельность детей помогает ввести их в мир искусства.

Важную роль в методике мы отводим сказкам. У 5-6-летних детей еще преобладают сказочные игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогаем детям обрести реалистические представления об окружающем мире. Ведь в век современных глобальных экологических проблем все это очень важно. Кроме этого мы любим использовать метод проектов. Один из которых мы хотим вам представить.

Приложение. Проект «Сохраним зеленый мир»

Количество просмотров: 3741  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
11. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
12. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
13. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Экологические акции в ДОУ как средство формирования у детей бережного отношения к природе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Экологическое воспитание дошкольников ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы