Устное народное творчество в воспитании дошкольников

 
 

Федяева Юлия Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 388 г. Новосибирска

 

Устное народное творчество в воспитании дошкольников

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов, достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем

 озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Д.С. Лихачёв

Нельзя воспитать настоящего гражданина, любящего свою Родину, без знания духовного богатства своего народа. Каждый из нас, наверное, помнит из детства нежные мамины колыбельные, потешки, песенки. Всё это, несомненно, доставляет малышам огромное удовольствие. Кроме этого они ещё и очень полезны, так как построены на различных движениях: раскачиваниях, загибаниях пальчиков и т.д., что в свою очередь развивает двигательные навыки, вестибулярный аппарат, речь и мышление ребёнка. Современный ребёнок мало знает о традициях русского народа, так как родители заняты работой, житейскими проблемами и поэтому в силу занятости мало времени уделяют детям. Телевизор тоже не помощник в воспитании ребёнка, ведь ни для кого, не секрет, что и мультфильмов русских практически не показывают. Большую часть времени современный малыш находится в детском саду, поэтому я считаю необходимым в своей работе знакомить детей  с устным народным творчеством.

При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей. Для малышей это потешки, песенки, колыбельные, коротенькие сказки, которые используются, чтобы привлечь внимание, развеселить, успокоить, воспитать аккуратность, опрятность («Водичка – водичка», «Сорока – ворона). Потешки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В среднем возрасте детям понятны заклички, загадки, народные приметы. А старшие дети очень любят отгадывать загадки, объяснять пословицы и поговорки, инсценировать сказки, играть в народные игры, рассказывать небылицы. Сказки показывают нормы поведения в обществе, учат взаимовыручке, воспитывают первые навыки послушания («Волк и семеро козлят»), отражают своеобразие нашей Родины, условия труда, рассказывают о природе, животном мире, а волшебные сказки учат смекалке и развивают фантазию. Поговорки и пословицы учат детей народной мудрости. Они учат правилам поведения, моральным нормам. А.С. Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».  Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираю те, которые близки по смыслу и пониманию детей. В группе есть целые сборники с ними, где ярко и в самобытном стиле русского народа раскрыта их суть, главная мысль.

 

Так как игра – ведущая деятельность детей, то среди множества игр, я предлагаю своим детям русские народные игры. Они помогают знакомить детей с народными обычаями, с особенностями проведения народных игр, развивают нравственные и патриотические чувства, знакомят с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь. («Здравствуй Дедушка Прокоп», «Руки», «Барин» и т.д.).

 

Загадки использую на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. В группе есть различные виды театров по сюжетам русских народных сказок, «Уголок ряженья» с костюмами для инсценировок. В группе также оформлена библиотека с русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами. Родители группы принимают активное участие в конкурсах поделок, создании костюмов и атрибутов для инсценировок.

Итогом свое работы считаю доброжелательную атмосферу в группе, богатую развивающую среду. У детей появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, употреблять в речи пословицы, инсценировать сценки из народной жизни, сочинять загадки. Обогатился словарный запас за счёт новых, незнакомых слов, эпитетов, сравнений. У детей появился интерес к познанию окружающего мира.

Я хотела бы предложить вашему вниманию конспект открытой непосредственной образовательной деятельности «В гости к бабушке Василисе».

Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, считалками, пословицами, скороговорками; дать почувствовать детям добрый юмор, учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляет интерес  к устному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках; овладевает навыками заучивания читалки и её практического использования в игре.

Словарная работа: считалки, потешки, песенки, скороговорки, пословицы, устное народное творчество.

Пособия: видео иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, считалки; макет русской печки, предметы русского быта, интерактивная доска, экран, проектор или телевизор с картой памяти, костюм бабушки Василисы или кукла на руку, интерьер группы оформляется в виде деревенской избы.

Подготовительная работа: заучивание считалок, потешек, чтение сказок, рассматривание иллюстраций о  творчестве и быте русского народа.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам сегодня, чтобы пригласить вас совершить путешествие в стародавние времена. Знаете, кто я? Я бабушка Василиса – сказительница. Люблю рассказывать интересные истории. Вы хотите пойти ко мне в гости?

– Тогда проходите в горницу. Проходите, ребята, усаживайтесь поудобнее, поближе к русской печке. Она нас согреет, ведь на улице настоящий мороз! Сейчас только дровишек подброшу, чтобы жарче было («зажигает огонь» – включает свечку на батарейках в печи).

– Скажите-ка мне, милые, а зачем нужна печь в избе? (она греет, кормит, сушит ягоды и грибы, вещи, на печке даже мылись, когда рождались у скотины детки, их тоже приносили к печке)

– Печь в русской избе всегда была главным местом, где семья собиралась. Она и грела и кормила.

Послушайте русские народные пословицы о печке.

1. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

2. «Что есть в печи, всё на стол мечи»

3. «Словно с печки свалился»

(дети объясняют пословицы)

– Молодцы, хорошо объяснили значение пословиц. А теперь давайте посмотрим, как у нас работает язычок. Послушайте скороговорку про печку: СИЖУ НА ПЕЧИ, ДА СЛУШАЮ ЧУЖИЕ РЕЧИ. Давайте попробуем сначала медленно повторить эту скороговорку. А теперь, кто может сказать её быстро?

– Язычок у вас хороший, подвижный. Быстро умеет скороговорки говорить.

– А теперь посмотрите на мой волшебный экран. (на экране картины-иллюстрации из русских сказок)

– В каких сказках живут эти герои? Почему эти сказки называют русские народные? А кто-нибудь из вас знает, как они появились?

– Я сейчас вам расскажу. Жила была в деревне бабушка Матрена. Совсем уж старенькой она стала: в поле работать не может, за скотиной ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает. Вот выросла её внучка, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала. А потом Катенька уже эти истории своим детям и внукам рассказывала. Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

– А чему учат нас русские народные сказки?

Но не только сказки русский народ складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, а волшебный экран нам отгадку покажет, если вы правильно ответите.

Загадки:

Сидит девица

В тёмной темнице,

А коса на улице. (морковь)

 

Без рук, без топорёнка.

Построена избёнка. (гнездо)

 

Красное коромысло

Через реку повисло. (радуга)

 

Чёрненька собачка

Свернувшись лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

 

Не дерево, а с листьями, не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешками,

Не человек, а разумом.  (книга)

 

– Загадки эти, ребята, тоже народ русский придумал, поэтому о них также говорят «русские народные». Какие загадки знаете вы? (дети загадывают друг другу загадки)

– А ещё на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчёк,

Таню схватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

А там пташки поют,

Тане спать не дают.

– Что это за песня? Для чего поют такие песни? Каким голосом нужно петь колыбельную? А вам мамы и бабушки, какие песни поют? (дети поют)

– Все эти песни тоже придумал русский народ. И не только колыбельные. Были ещё песни хороводные. (Бабушка Василиса зовёт всех встать в хоровод «Сею, вею снежок»)

(Сразу после хоровода раздаётся кошачье мяуканье).

Бабушка читает потешку:

– Кисонька-мурысонька,

Где была?

– На мельнице.

– Что там делала?

– Муку молола.

– Зачем муку молола?

– Пироги печь.

 

– Сейчас я вам прочитала потешку про кисоньку. Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (чтобы развлекать, потешать детей)

– А кто из вас знает потешки? (дети вспоминают разные потешки)

– Ну а теперь пора поиграть. Кто из вас знает считалки?

(Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

 

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, поиграйка,

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок,

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, балычок.

(После прочтения считалки выбранный ребёнок – водящий предлагает поиграть в народную игру).

Народная игра «Руки»

Дети встают в круг плечом к плечу, водящий стоит в середине. Дети держат руки за спиной и передают незаметно для водящего любой предмет друг другу. Водящий дотрагивается до ребёнка, у которого по мнению ведущего находится этот предмет и говорит «руки». Игрок должен показать свои руки и если в этот момент у него в руках предмет, он выбывает из игры.

– Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это тоже небольшие стихи, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, иногда о наказаниях.

Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…» Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

Раз, и два, и три, четыре,

Меня грамоте учили –

Не читать, не писать –

Только по полу скакать.

 

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И верёвкой отхлестала.

 

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

 

– При расчёте хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

(Дети встают в круг, а бабушка Василиса читает считалку «На златом крыльце сидели…» рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчёте)

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей –

Не задерживай

Добрых и честных людей!

 

– Вот такие русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевёртыши. Всё это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

В комнату заходит помощник:

– Бабушка, у вас пирог поспел. (заранее готовится на стоящий русский пирог или пироги)

– Дети, а что значит поспел? Он что на дереве висит?

Дети объясняют слово «поспел».

Ведущая предлагает всем угоститься пирогом.

Количество просмотров: 14699  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация кружковой деятельности с детьми с нарушениями речи согласно требованиям ФГОС
2. Французский язык для малышей
3. Использование метода проектов в художественно-продуктивной деятельности при коррекционной работе с детьми с ОНР
4. «Наши руки не для скуки». Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники художественного творчества
5. Театрализованная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДО
6. Мои «Маленькие Волшебники»
7. Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ
8. Наглядное моделирование как эффективный метод повышения уровня развития умственных способностей у детей
9. Прогулка с интересом
10. Проектная деятельность в дошкольном учреждении
11. Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность
12. Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности
13. Использование средств наглядно-схематического моделирования для активизации связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
14. Устное народное творчество в воспитании дошкольников
15. Новогодняя игрушка своими руками
16. Фрагмент тренинга «Песочная терапия с использованием информационной коммуникативной технологии интерактивной песочницы»
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы