Организация кружковой деятельности с детьми с нарушениями речи согласно требованиям ФГОС

 
 

Ахметова Закира Рахимчановна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 112 «Радуга» г. Новосибирска

 

Организация кружковой деятельности с детьми с нарушениями речи согласно требованиям ФГОС

В дошкольном образовании в настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы, введением ФГОС ДО, возникла уникальная ситуация. Среди дошкольных образовательных учреждений прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих им обрести собственное лицо и выделиться из общей массы.

Современный детский сад, идущий в ногу со временем, а именно таковым является наше учреждение, не может работать только в режиме функционирования, поскольку дошкольное учреждение должно соответствовать постоянно меняющимся запросам государства, родителей, педагогов, социума, а, следовательно, должен работать в режиме развития. Такое учреждение должно четко выстроить перспективу развития, которая отражается в Программе развития ДУО. Цели и задачи развития учреждения выстраиваются в единую модель: задачи программы развития прослеживаются и отражаются в Основной общеобразовательной программе, в годовом плане работы учреждения, рабочих программах воспитателей и в перспективных планах деятельности.

Дополнительное образование играет большую роль в воспитании и развитии ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен основной принцип дошкольного образования – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.

Сейчас в дошкольном учреждении широко применяется кружковая работа. Кружки являются составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаются для детей с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия.

Кружок не что иное, как свободное объединение детей в группу для определенного вида деятельности, основанном на общем интересе под руководством педагога.

Мой выбор направления кружка был обусловлен тем, что я работаю в речевой группе с детьми с тяжелыми нарушения речи, которые влияют на общее развитие ребенка и его мышление. Проведенный мониторинг исследования показал, что у таких детей значительно ниже нормы и развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций.

Наблюдая за детьми, для себя я отметила, что у дошкольников с ОНР, в силу своих особенностей когнитивного развития, формирование графо-моторных навыков затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля. Поэтому у таких дошкольников очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо-моторными навыками. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению, это связано с психофизическими особенностями 5-6 летнего ребенка.

Для улучшения овладения детьми необходимыми умениями и навыками, для формирования графо-моторных навыков я разработала проект «Пальчиковая страна» (приложение № 1).

Целью проекта является создание условий педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений. Для достижения этой цели я поставила для себя следующие задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук – развивать точность и координированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов: произвольного внимания, речи, памяти, логического мышления, зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе, ориентация в пространстве на примере собственного тела.

4. Развивать слуховое и фонематическое восприятия.

При помощи анкетирования родителей было выяснено пожелание по организации кружковой работы. Были проведены с родителями беседы, рекомендации, консультации по интересующим их вопросам. При организации кружковой работы учитывала интересы, желания, потребности детей, необходимость развития определенных навыков ребенка. Мною была организована кружковая работа с целью развития предпосылок графо-моторных навыков у детей 5-7 лет с ОНР, развития двигательных и познавательных способностей детей, развития мелкой моторики детей, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Разработано годовое планирование кружковой работы по формированию  предпосылок готовности к овладению графо-моторных навыков у детей с нарушением речи (приложение № 2).

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к образованию, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе. Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации детей, которые позволили максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Дети включаются в деятельность непринужденно. Я организовываю рабочее пространство, создаю условия для деятельности, мотивирую детей при помощи игровых ситуаций.

Кружковая работа относится к дополнительному образованию, цели и задачи кружка перекликаются с целями и задачами ДОУ, проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы педагогами ДОУ.

При организации кружковой работы рассматривались следующие задачи:

1. Создание условий для развития личности.

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

3. Создание эмоционального благополучия – развитие интеллектуальной и духовной стороны личности ребенка.

4. Развитие инициативы, воли, смекалки.

5. Развитие чувства коллективизма.

Образовательную деятельность с детьми организовываю с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаю интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Кружковая работа проводится во второй половине дня, четыре раза в месяц, по времени не превышает время непосредственно организованной деятельности во второй половине дня. Начинаются занятия кружковой работой с октября, заканчиваются в мае.

В организацию проведения кружка привлекаю родителей. Для работы с родителями было составлено перспективное планирование (приложение № 3). Семья играет важную роль, она совместно с ДУО является основной социальной структурой, которая обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Родители с интересом принимают участие в кружковой работе и продукт совместной деятельности с детьми представляют в выставках ДУО (приложение № 4 – фото).

Количество просмотров: 13748  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация кружковой деятельности с детьми с нарушениями речи согласно требованиям ФГОС
2. Французский язык для малышей
3. Использование метода проектов в художественно-продуктивной деятельности при коррекционной работе с детьми с ОНР
4. «Наши руки не для скуки». Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники художественного творчества
5. Театрализованная деятельность в работе музыкального руководителя в рамках реализации ФГОС ДО
6. Мои «Маленькие Волшебники»
7. Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ
8. Наглядное моделирование как эффективный метод повышения уровня развития умственных способностей у детей
9. Прогулка с интересом
10. Проектная деятельность в дошкольном учреждении
11. Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность
12. Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности
13. Использование средств наглядно-схематического моделирования для активизации связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
14. Устное народное творчество в воспитании дошкольников
15. Новогодняя игрушка своими руками
16. Фрагмент тренинга «Песочная терапия с использованием информационной коммуникативной технологии интерактивной песочницы»
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы