Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ

 
 

Кох Елена Валерьевна,

педагог-психолог первой квалификационной категории
МАДОУ города Новосибирска
«Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Новосибирска

 

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ

Следует не ребенка готовить (адаптировать)

к образовательному учреждению,

а образовательное учреждение к ребёнку.

Из презентации научно-практической конференции

«Деятельность ПМПК в современных условиях развития образования», 2015 г.

Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Ввиду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Создать благоприятные условия для развития каждого ребенка возможно лишь благодаря координации усилий административных, педагогических, медицинских специалистов и родителей. Приоритетная роль в этой деятельности принадлежит психолого-педагогическому консилиуму (ППк). Решение создать консилиум в нашем учреждении было принято уже в первом полугодии 2014 года. В состав консилиума вошли заведующий ДОУ, педагог-психолог, старшие воспитатели, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, опытные воспитатели (постоянные члены). Всех этих людей объединяло понимание необходимости тесного сотрудничества, постоянного обмена информацией, совместного принятия решений и ответственность за их выполнение.

Детей со статусом ОВЗ в период комплектования детьми ДОУ (январь 2014 г.) не было. В скором времени благодаря диагностическому обследованию в разных возрастных группах были выявлены дети, имеющие индивидуальные особенности, препятствующие развитию их способностей и творческого потенциала. Поэтому деятельность консилиума была направлена на психолого-педагогическое сопровождение «детей группы риска» (дети, имеющие трудности в развитии или социализации: с тяжелой степенью адаптации к детскому саду; с отклоняющимся поведением: агрессивные, демонстративные, застенчивые; дети с диагнозом СДВГ; с высоким уровнем тревожности; с низкой самооценкой; дети подготовительных групп, неготовые к обучению в школе; дети, имеющие нарушения в развитии, но не обследованные специалистами ПМПК).

За основу системы психолого-педагогического сопровождения нами была взята модель, разработанная М. Р. Битяновой.

Рисунок 1 – модель психолого-медико-педагогического сопровождения в МАДОУ д/с № 85

1. Диагностический этап имеет целью выявление трудностей развития детей, проведение их комплексного обследования, подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

При поступлении ребенка в ДОУ медицинской сестрой, педагогом-психологом и учителем-логопедом изучается история развития ребенка (его медицинская карта), также организуется беседа с родителями с целью выявления состояния физического и психического здоровья ребёнка, возможных ограничений, по состоянию здоровья.

В адаптационный период, помимо анализа социальной ситуации развития детей, исследуются и условия семейного воспитания. Для этого воспитателями и психологом организуются беседы с родителями, проводятся опросы и анкетирование.

Основной метод диагностики воспитателей – это педагогическое наблюдение. При необходимости с отдельными детьми по запросу воспитателей и родителей осуществляется углубленная психологическая диагностика. Для создания банка данных и составления первичной характеристики на детей специалистами проводится диагностика развития по отдельным направлениям развития. Особое внимание на ребенка обращают и делают заключение физкультурный работник, музыкальный руководитель, описывая особенности поведения ребенка на занятиях, его умения и трудности.

Таким образом, диагностика одного ребенка осуществляется разными специалистами. Тем самым, обеспечивается многосторонний, глубокий взгляд на него.

2. Практический этап. После сбора всех данных организуются заседания ППк. На консилиуме выступают все специалисты, обозначая индивидуальные проблемы и ресурсы каждого ребенка, предлагая свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Представленная информации обсуждается, анализируется, совместно продумывается и составляется коллегиальное заключение консилиума, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка и общие рекомендации. В это время может быть принято решение о направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В некоторых случаях ребёнку рекомендуется дополнительное медицинское обследование и лечение.

Ясные и понятные рекомендации, разработанные консилиумом, даются воспитателям группы, а также родителям ребенка. Обычно это делает педагог-психолог.

За выполнение всех запланированных к реализации задач назначаются ответственные специалисты. Специалисты реализуют коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, а также осуществляют консультирование и просвещение воспитателей и родителей.

Коррекционно-развивающая работа с детьми обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков детей в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Большую помощь на этом этапе оказывают педагоги дополнительного образования. Мы стремимся к тому, чтобы запись в кружки осуществлялась по рекомендации членов ПМПк, а не только по желанию родителей.

За год работы нам удалось наладить тесное взаимодействие между специалистами и воспитателями по поводу обмена информацией, актуальными рекомендациями по сопровождению детей. И пусть не всегда это осуществляется в форме консилиума (иногда мы приходим друг к другу в кабинеты или просто беседуем в коридоре), но это общение обогащает наш опыт, помогает найти как можно больше ресурсов у ребенка, найти все его сильные стороны и наоборот: мы информируем друг друга о том, какие приемы и методы не следует использовать с конкретным ребенком.

3. Аналитический этап предполагает разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития детей. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы, текущая координация действий осуществляется членами консилиума с периодичностью не реже 1 раза в полгода. На заседаниях мы анализируем: Что удалось? Что не получилось? Почему? Что мы делаем дальше? По окончании учебного года подводятся итоги качественных изменений в развитии детей «группы риска», намечаются перспективные направления дальнейшей работы.

Целенаправленная организация деятельности консилиума стала первым этапом проекта по созданию комплексной системы сопровождения субъектов образовательного процесса как необходимого условия для последующего разворачивания инклюзивной практики в нашем ДОУ.

Некоторые сотрудники (заведующий, старшие воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды) наряду с деятельностью в форме консилиума также активно участвовали в научно-методической работе. Научно-методический совет командная форма управления ДОУ, которая решает стратегические и оперативные задачи. За короткий период времени нам удалось сформировать необходимую нормативно-правовую базу деятельности учреждения, разработать программу развития учреждения на ближайшие пять лет, основную образовательную программу ДОУ; в пилотном режиме осуществить переход на ФГОС ДО.

1-3 раза в неделю в зале проходили консультации, семинары, практикумы, круглые столы для воспитателей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности: разъясняли суть системно-ориентационного подхода в образовании, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение ребенком развития тех или иных компетенций; формировали умение осуществлять педагогическое наблюдение за детьми группы, взаимодействовать с детьми с учетом возрастных особенностей, выстраивать партнёрские отношения с родителями; знакомили с различными формами индивидуализации образовательного процесса; актуализировали основные ценности и цели организации инклюзивной практики. О положительных результатах проведенной работы свидетельствовал не только проведенный мониторинг, но и реализованные в группах детско-родительские и педагогические проекты. В некоторых группах воспитатели начали самостоятельно реализовывать парциальные программы по решению актуальных групповых задач: по формированию дружеских взаимоотношений между детьми (средняя группа), по укреплению психологического здоровья детей (старшая группа).

Особое внимание уделялось созданию развивающую предметно-пространственной среды в групповых помещениях и на открытых площадках (в соответствии с требованиями ФГОС ДО). В группах было проведено зонирование пространства на центры активности. Такая среда способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, навыков партнёрского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия у детей. Игры и игрушки должны быть разной степени сложности; способствовать развитию всех видов восприятия у детей. Подбирались они таким образом, чтобы в группе у детей была возможность осуществлять разные виды деятельности. Многое воспитатели совместно с родителями делали своими руками.

Наряду с возможностью общения и совместной деятельности у детей должна быть возможность для уединения (п. 3.2.2 ФГОС ДО). Поэтому в каждой группе были созданы Центры психологической разгрузки или уголки уединения. В летний период на территории возникла площадка психологической разгрузки. На площадке воспитателями была проложена тропа здоровья, создан пруд, установлен домик для уединения, тренажеры для силы и ловкости, таблички с изображениями различных эмоций, материалы для снятия психоэмоционального напряжения. Площадка стала одним из любимых мест для многих ребят нашего садика.

Также, помимо вышеописанных, промежуточными результатами реализации проекта стали следующие:

1) сделан анализ доступности учреждения различным категориям детей с ОВЗ и инвалидов. Результаты свидетельствуют о возможности получения образования детьми с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями, эмоциональными расстройствами и нарушениями поведения, несложными нарушениями опорно-двигательного аппарата (для которых основные функциональные зоны здания и территории ДОУ являются доступными), а также соматически ослабленными детьми. Для получения образования в нашем ДОУ детям с тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, комплексными дефектами развития в ближайшие годы не могут быть созданы все необходимые условия (причины – барьеры на пути следования к ДОУ, конструкция здания и др.);

2) налажено сотрудничество с учреждениями города: Городским центром образования и здоровья «Магистр» (договор о сотрудничестве № 120 от 03.12.2015), поликлиникой № 29, территориальным органом социальной защиты; в планах – с НОУ школой «Аврора», НИПКиПРО;

3) сформирована база данных квалифицированных неврологов, психиатров, а также дефектологов и психологов, работающий с определенными категориями детей с ОВЗ;

4) библиотека педагога-психолога пополнилась книжными новинками и периодическими изданиями по теме проекта;

5) педагог-психолог начал обучение в НИПКиПРО по направлению «Специальная психология».

Организованное в 2014-2015 учебном году командное взаимодействие специалистов, призванное обеспечивать успешное осуществление образовательного процесса в ДОУ, нуждалось в придании системного характера, в включении дополнительных ресурсов, в единении усилий всех субъектов. Перед началом 2015-2016 учебного года нам удалось расширить состав психолого-педагогического консилиума за счет привлечения медицинских и педагогических специалистов – врача-педиатра, врача-ортопеда, старшей медицинской сестры, медицинской сестры по массажу, инструктора ЛФК, учителя-дефектолога (на договорной основе, как педагога дополнительного образования).

Рисунок 2 – схема взаимодействия специалистов МАДОУ д/с № 85

Таким образом, нам удалось расширить возможности оказания помощи нуждающимся детям в рамках имеющихся в учреждении ресурсов. Все общеобразовательные и коррекционные задачи теперь решаются в тесной связи с лечебно-восстановительными. Медицинские специалисты включены в деятельность сопровождения на каждом этапе. Врач-ортопед и инструктор ЛФК начали работать не только с детьми ортопедических групп, но и со всеми, у которых есть рекомендации членов ПМПк. Преодолены трудности, связанные со своевременным прохождением курсов массажа и физиопроцедур (с 2015 года у учреждения есть лицензия на данные виды деятельности, необходимое материально-техническое оснащение и специалисты).

Количество детей, нуждающихся в обучении по специальным коррекционным образовательным программам в логопедических группах превышает в разы количество детей, которые могут быть зачислены, причем в нашем ДОУ – только в старшем дошкольном возрасте. Как правило, приоритет отдается детям с самыми тяжелыми речевыми нарушениями, и некоторым из них двух лет коррекционного воздействия оказывается недостаточным. Следовательно, возникает необходимость грамотно осуществлять диагностику развития речи детей на каждом возрастном этапе. Оказание коррекционной помощи, ведение профилактической работы должно быть своевременным. Благодаря трудоустройству еще одного учителя-логопеда нам удалось решить эту проблему.

На договорной основе (как педагог дополнительного образования) был принят учитель-дефектолог. Он делает детальную оценку уровня сформированности знаний, умений и навыков в их соотнесении с возрастом ребенка и программным материалом ДОУ, оценку уровня обучаемости ребенка. Слаженная работа триады «педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог» на каждом из этапов сопровождения ребенка и во взаимодействии с родителями оказалась весьма эффективной.

В организации взаимодействия специалистов активно использовался подход, предполагающий, что каждый член коллектива для решения стоящих перед ним задач может использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов (тем самым усиливается воздействие на формируемые у ребенка функциональные навыки и процессы). Каждый вид деятельности вытекает из совместных планов перспективной работы. В основе взаимосвязи всех педагогов дошкольного учреждения лежит единое тематическое планирование по лексическим темам, предусмотренным программой, реализуемой в ДОУ и расписание занятий, соответствующее государственному стандарту дошкольного образования и требованиям СанПиН.

Интегрированный подход также заключается в том, что педагог может использовать все ресурсы ДОУ. Учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия не только в своем кабинете или в групповой игровой комнате, но и в зимнем саду, в комнате Монтессори, в кабинете «Песочный мир». Воспитатели групп самостоятельно или вместе с педагогом-психологом организуют различные виды детской деятельности в сенсорной комнате, в музыкальном зале, в интерактивной комнате, в зимнем саду, на территории детского сада. Педагоги стараются максимально использовать огромный развивающий потенциал предметно-пространственной среды, которая создана в учреждении.

В четырех случаях в текущем учебном году решением ПМПк дети были направлены на обследование территориальной ПМПК (ГЦОиЗ «Магистр»). Двум детям по результатам обследования был присвоен статус ОВЗ (ЗПР) (два ребенка в настоящее время проходят медицинское обследование, идет подготовка всей необходимой документации). Для этих детей научно-методическим советом ДОУ разработана адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития). Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа, включающая план взаимодействия специалистов и воспитателей.

Ещё одной формой командной работы педагогов детского сада стала творческая лаборатория. Идея создания творческой лаборатории была вызвана многочисленными запросами со стороны воспитателей: как найти подход к агрессивному ребенку? Ребенок не такой как все дети группы. Что делать? Ребенок требует постоянного внимания. Как быть? Это также было подтверждено сведениями из проведенного в начале 2015 года анкетирования. Многие из педагогов проявили инициативу и выразили желание участвовать в работе данной лаборатории.

Творческая лаборатория «Особый ребенок» – это объединение воспитателей и специалистов ДОО, созданное для решения наиболее актуальных и важных задач, связанных с образованием детей, имеющих трудности в развитии или социализации. Наработанный материал (практические рекомендации, мини-проекты и т.п.) полезны всем участникам образовательного процесса.

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, для позитивного восприятия на присутствие в детском коллективе детей "группы риска" и детей с ОВЗ используются различные формы работы:

– стендовая информация,

– индивидуальное консультирование специалистами,

– групповое консультирование, тематические родительские собрания,

– «Клуб для ответственных и любящих родителей «Развиваемся вместе». Каждую первую среду месяца в теплой дружеской обстановке за чашкой чая родители и педагоги обсуждают самые разнообразные вопросы, анализируя и оценивая различные стили воспитания детей, пытаясь понять поведение детей, их поступки и состояния,

– родительский актив. Задачи: выявление степени удовлетворенности родителями деятельностью ДОУ, обеспечение открытости учреждения, формирование положительного имиджа, повышение социального статуса ДОУ,

– родители «особых» детей и воспитатели групп получают психологическую помощь и поддержку во время индивидуальных консультаций и тренингов с педагогом-психологом,

– газета «Вести с Планеты детства», в которой мы знакомим родителей не только с текущими событиями из жизни детского сада, но и публикуем полезную информацию практической направленности с целью обогащения психолого-педагогических знаний и умений родителей,

– подобного рода информация представлена и на сайте ДОУ.

Дальнейшие пути развития проекта будут зависеть от количества детей с ОВЗ в ДОУ и особенностей нарушений их здоровья. В перспективе – открытие двух инклюзивных групп для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

При разворачивании в ДОУ инклюзивной практики является обязательным обучение всего персонала ДОУ (включая вспомогательный персонал). Для этого будут подготовлены и проведены консультации и обучающие семинары для всех сотрудников.

Планируется изучить запрос родителей и контингент детей с ОВЗ микрорайона. Мы предполагаем, что в нашем микрорайоне есть дети дошкольного возраста со статусом ОВЗ, по каким-либо причинам не посещающие образовательные учреждения. Возможно, созданные в нашем ДОУ условия таким семьям окажут значимую помощь (диагностическую, консультативную, просветительскую, коррекционную). В качестве одной из перспектив проекта можно рассматривать открытие в ДОУ новых структурных подразделений, позволяющих организовывать различную степень включенности ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников (служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», консультативный пункт).

Также в качестве перспективы проекта можно рассматривать создание на базе ДОУ ресурсного центра для родителей детей с ОВЗ, руководителей и педагогов образовательных учреждений микрорайона. Реализация данного проекта, основанного на единых ценностно-смысловых подходах и скоординированных действиях его участников, позволит оказывать реальную помощь детям с ОВЗ и их семьям в условиях нашего детского сада.

Публикуя свой опыт, мы надеемся, что он окажется интересным и полезным для дошкольных образовательных учреждений, начинающих деятельность по данному направлению. Мы открыты и всегда готовы к сотрудничеству!

Количество просмотров: 14670  

Комментарии

Спасибо

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы