Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики

 
 

Хандаченко Анна Анатольевна,

педагог-библиотекарь

МАОУ Технический лицей № 128 г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики

(опыт работы Музея истории МБОУ ТЛИ № 128)

Музей — это грандиозная памятная книга человечества.
А.В. Луначарский

Патриотическое воспитание – это воспитание патриотов своей страны, то есть людей, которые неравнодушно и ответственно относятся к территории, на которой живут, к тем, кто живет и трудится рядом.

Сама природа музея обеспечивает связь задач образования и воспитания, объединяет в одно целое основное и дополнительное образование. Отсюда задача – не просто показывать историю, а использовать ее в педагогическом процессе, в нравственном воспитании. А решить это задачу помогают умелое использование музейной документации, наличие Положения (Устава) о Музее, научной концепции музея, календарно-тематического планирования и анализа работы музея.

В музее истории школы № 128 хранятся фотографии, документы, предметы и экспонаты, рассказывающие историю школы, историю жизни ее учеников и педагогов.

Формы работы по этическому воспитанию учащихся самые разнообразные: изучение музейных экспонатов, представляющих культурную ценность; создание музейных коллекций, представление их путём показа через различные формы музейной работы – экскурсии, лекции, беседы, встречи, выставки, презентации.

При этом ставится нелегкая задача – учить детей переживать и осмысливать свершения прежних лет. Работа по патриотическому воспитанию ведется в тесном сотрудничестве с библиотекой.

Личность в истории

Главной особенностью нашего школьного музея является то, что в нем до сих пор работает педагог дополнительного образования, руководитель Музея истории школы МБОУ ТЛИ № 128 Первомайского района Афанасьева Антонина Фёдоровна, которой недавно исполнилось 86 лет. В 1941 году она пришла учиться в эту школу в пятый класс, была очевидицей многих событий и поэтому является главным хранителем памяти и истории технического лицея. Именно она помнит, что в годы войны пристройку к школе, в которой занимались дети начальных классов, ласково называли «курятником». Ее жизнь – пример, иллюстрирующий тезис о том, что все мы являемся частью истории, участниками исторического процесса.

В своей работе Антонина Федоровна ставит определенную задачу – учить детей находить ответы-доказательства, что музей – это книга, которая «минувших дней святую память будет бережно хранить». Учить детей заниматься поисковой работой, находить то, о чем они не знали. А отправной фразой их наблюдений становилось слово «оказывается».

«Главное в работе, – считает Антонина Федоровна – не просто показывать историю, а использовать ее в педагогическом труде, в педагогическом процессе, в нравственном воспитании».

Формы работы в музее, или по пути вопросов и ответов

Путь в музее пролегает рядом с выставками и экспозициями. Места остановок – разделы музея, посвященные различным темам. Творческий поиск – одна из форм работы в музее. Для реализации этой формы работы был создан буклет-путеводитель. Он построен в форме вопросов, отвечая на которые, учащиеся находят свой путь к ответам. Творческое задание для них – не просто назвать разделы музея, а определить, какой раздел музея даст ответ на поставленный вопрос. Вот пример некоторых заданий: «Найдите музейный материал «Мой негромкий труд», найдите стенды, рассказывающие о людях «негромкого труда». (Это стенд о директорах о школы, ветеранах педагогического труда, учителях-участниках ВОВ 1941–1945 гг.)

«Почему следующий раздел стенда называется «Мемориальный»?» (Мемориал – это сооружение, которое служит для увековечивания чьей-либо памяти. Этот раздел в музее называется «Никто не забыт, ничто не забыто», «Доблестно павшие, смерть сокрушившие, память о вас никогда не умрет»).

И учащиеся афишируют, объявляют о вновь узнанном. Оказывается, в 1941–1945 гг., в годы ВОВ, в здании школы № 128 размещались госпитали № 3620 и № 3477, куда привозили раненных солдат и офицеров с фронта. Вместе с детьми раненые, кто мог, заготавливали дрова. А вечерами ребята устраивали концерты в палатах.

Бывшая санитарка госпиталя Попрыга Мария Федоровна вспоминала: «Загруженность в госпитале была очень большая. Условия работы тяжелые, на работе мы находились сутками. Прибывали эшелоны с ранеными. Мы сами их выгружали, мыли, переодевали, ухаживали. Иногда привозили раненых в тяжелейшем состоянии. Помню один случай. Прибыл эшелон. Среди раненых был солдат из Барнаула. 26 ранений. Мы осторожно на носилках перенесли его в операционную. После операции его на 6 месяцев отпустили домой.

Еще один случай. Прибыл раненый из Украины. Молодой – 16-17 лет. Ранение обеих рук. Попросил написать письмо матери. Но мама ответила, что получила «похоронку» и не верит, что он жив, и попросила написать ответ своей рукой».

В 1943 году госпиталь эвакуировали на фронт.

Оказывается, в начале Великой Отечественной войны 51 учащийся школы № 128 Первомайского района г. Новосибирска встал в ряды защитников Родины. Многие из них погибли.

Чума фашизма в 41-ом

На нашу землю наползла,

Враги топтали наши нивы,

Горели села, города.

Но зов далеких предков внемля,

Русь поднималась на врага,

И Левитана речь звучала,

Как гром, ударила война… 

С этими строками знакомит учащихся Антонина Федоровна и отвечает на заданный ранее вопрос: это им, защитникам Отечества, посвящен один из разделов музея – «Доблестно павшие, смерть сокрушившие».

Еще одной из форм работы в музее являются «уроки мужества». Они проводятся в Дни воинской славы. Традиционно отмечаются День победы, к которым приурочивается мероприятие с названием «Доблестно павшие, смерть сокрушившие». Обычно оно заканчивается презентацией Мемориальной части школьного музея «Никто не забыт, ничто не забыто!».

Один из таких уроков посвящен песням В. Высоцкого и называется «Но мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа».

Другой урок мужества построен как выставка одного экспоната и называется «Герои вечно будут жить! Их подвиг в памяти народа». Он посвящен памяти военного летчика, Героя Советского Союза Дмитрия Ивановича Сигова. Вниманию учащихся предлагается экспонат – портрет-картина «Д.И. Сигов». На ней изображен летчик с правительственной наградой на груди, а позади – подбитый им фашистский самолет. И здесь начинается «путешествие в прошлое». Учащимся предлагают представить, как краснозвездный «Ястребок» Д.И. Сигова несется на выручку товарищам. «Сам погибай, а товарища выручай», – верная заповедь военного летчика Д. И. Сигова, которой он остался верен до конца: так случилось и над осетинским городом Бесланом. Роковая очередь прошила быстрокрылую птицу – самолет Д.И. Сигова, и она, беспомощная, падает вниз, оставляя дымный след над осетинским городом.

Тематика экскурсий, лекций, бесед и встреч, проходящих в музее, самая разнообразная. Выставка «Солдатский поэт – Борис Богатков» презентует альбом «22-ая добровольческая дивизия». В День музыки проводится презентация пластинок Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой» и лекция по истории создания песни Б. Тухманова «День Победы».

Интересно прошла презентация материалов стенда «Учитель! Перед именем твоим…» (представление-рассказ об учителях СШ № 128 – участниках Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).

В 2015 году прошла презентация книги Семенчук Лидии Григорьевны «Беспокойные сердца». Презентация той части, где разговор шел об учащихся СШ № 128, участниках ВОВ 1941–1945 г. Атрашенко Г.П., Бакаеве А.И., была выслушана с особым вниманием.

Надолго задерживались учащиеся у картин Заслуженного художника России, участника Великой Отечественной войны В.К. Чебанова «Эхо войны» и «Мордовские мальчишки».

Уместно сказать, что учащиеся школы-лицея № 128 постоянно общаются с Вениамином Карповичем Чебановым. А 6 мая 2015 года мы с детьми были на открытии выставки художника В.К. Чебанова в Новосибирском Художественном музее.

В нашем школьном музее имеется богатейший материал о жизни и творчестве сибирского художника. Особую ценность представляют книги В.К. Чебанова, подаренные школе-лицею № 128, с дарственной надписью: «Незабвенной 128-ой школе – школе детства – на добрую память» и «Школе моего детства, 128-ой, с добрыми пожеланиями успехов всему коллективу» (2014 год).

Надолго запомнится общение школьников с участниками ВОВ Земляковым Афанасием Селиверстовичем в музее, а затем непосредственно в домашней обстановке. В своих отзывах учащиеся говорили о скромности этого человека, который рано познал, что такое труд, что такое война, которая коснулась и его своим грозным крылом. В 18 лет он был призван в Красную армию и направлен в военно-пехотное училище. Военная служба продолжалась до 1947 года.

Эстетическое наслаждение подарил учащимся замечательный человек – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, композитор, педагог – Журавлев Константин Иванович. На своих уроках музыки Константин Иванович учил детей добру, бережному отношению друг к другу, к старшим: «Бабушки и дедушки! Мы вам благодарны! За заботу вашу, за добро и свет… Дни пусть будут ваши только лучезарны, Вам желают внуки многих, многих лет!».

Презентация музыкального мероприятия под названием «Школьная программа», которую провели в музее, еще раз подтвердила талантливость ее создателя, который душой болеет за музыкальное образование и воспитание. 

В репертуаре «Театра песни «Мир детства»» есть замечательные слова, которые и определяют великую роль песни в жизни людей, особенно детей «Отвергнем, люди, войны эти! Через моря и континенты возьмемся за руки, друзья!»

В 2014-2015 учебном году в своей работе с детьми я впервые провела виртуальные экскурсии о ветеране ВОВ, приняв участие в фестивале школьных музеев «Глазами моего поколения». Экскурсоводы Беккер Соня, Величко Татьяна были награждены грамотами за активное участие в фестивале.

С недавнего времени День Памяти и скорби стали отмечать по-новому: зажгли символический огонь и презентовали Диплом лауреата «Имена, опаленные войной».

В музее хранится много кубков, полученных учащимися за активное участие и победы в городской военно-спортивной игре «Победа».

Традиционно в музее проходят встречи-напутствия со старшеклассниками, которые несут Вахту памяти у Вечного Огня на монументе Славы в Новосибирске. Несут достойно. В этом заслуга педагога-организатора ОБЖ Демидова Е.А., который отдает много времени и любви работе с будущими защитниками Отечества. И вот результат – заслуженное право стоять на Посту № 1 в городе-герое Севастополе получил учащийся 11 «А» Даниил Анисимов.

В книге отзывов о мероприятиях, проводимых в музее, есть интересные записи: «Уроки мужества нам многое дают: мы узнаем историю открытия Монумента Славы, о сибиряках-героях, отдавших свои жизни ради мира на земле. И особенно было приятно, что в числе первых учащихся комсомольско-пионерского караула на Посту № 1 были наши сегодняшние учителя – Колпакова Е.И., Кусина Е.А., Прокопова Е.В. Мы гордимся ими. Анисимов, Богданович – учащиеся ТЛИ №128».

С одной стороны, экспонаты музея могут вызвать у учащихся лишь кратковременный интерес, с другой, в наше время в городе очень много приезжих, незнакомых с историей края. Поэтому у школьного музея огромный потенциал в деле патриотического воспитания юношества. История школы продолжается, и музей пополняется новыми экспонатами.

В дальнейшем для популяризации музея планируется совместно с учащимися разрабатывать полиграфическую продукцию: афиши, календари, пригласительные,  логотип музея. Возможно создание несложных пазлов из 5-6 кусочков для начальной школы с заданием «Воссоздай фотографию», «Воссоздай карту событий». 

Количество просмотров: 7780  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы