Развитие системы военно-патриотического и гражданского воспитания детей в образовательных организациях средствами дополнительного образования

 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
 
 

Судьярова Любовь Борисовна,

заместитель директора МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория»

 

Развитие системы военно-патриотического и гражданского воспитания детей в образовательных организациях средствами дополнительного образования

Городской центр физической культуры и патриотического воспитания «Виктория» курирует работу школьных музеев и патриотических клубов и объединений, созданных на базе общеобразовательных школ.

Последнее время все большее внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Но унекоторых представителей молодого поколения сформировались новые взгляды, отрицающие дух, идеалы предшествующих поколений. Они утверждают, что жить можно хорошо везде, были б деньги, и Родина – лишь географическое понятие.

Патриотическое воспитание начинать нужно с малого: изучение истории своей школы, города, родословной своей семьи, формирования и развития социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Патриотическая работа должна быть системной и плановой, включать в себя определенный комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.

Воспитывая ум, мы формируем душу, духовные ценности. И здесь на помощь могут прийти школьные музеи и патриотические клубы, которые будут своеобразным спутником в море жизненных ориентиров, способствовать физическому, социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии детей и подростков.

В нашей стране понятие «Музейная педагогика» стало употребляться с начала 1970-х годов и постепенно получало все большее распространение. В последние три десятилетия в среде музейных специалистов уже прочно укрепился этот термин. Изначально музеи возникали как кабинеты для хранения материалов, учебно–методических пособий для уроков истории и краеведения.

Военно-патриотическое воспитание было наиболее развито и эффективно работало в 60-е годы прошлого века. Проблемам патриотического и военно-патриотического воспитания уделялось большое внимание со стороны государства.

Но с началом изменений в политической и социальной жизни страны произошел распад школьной системы военно-патриотического воспитания. Из школьной программы был исключен предмет «Начальная военная подготовка». Но, в тоже время, к началу 90-х годов на местах стали появляться новые формы военно-патриотического воспитания – специализированные классы с углубленной военной подготовкой. Появилось большое количество патриотических клубов, возглавляемых воинами-интернационалистами, имеющими реальный боевой опыт и обеспокоенных слабым уровнем военной подготовки подростков.

Сегодня школьные музеи и патриотические клубы нашего города – это вполне самостоятельная структура, которая активно работает в различных направлениях и органично вписывается в учебный и воспитательный процесс образовательного учреждения.

Можно уверенно говорить, что в городе Новосибирске сегодня создана система работы школьных музеев и патриотических клубов, их деятельность тесно связана с учебно–воспитательным процессом в образовательном учреждении.

Многие музеи являются не только хранителями исторических традиций своей школы, но и стремятся к научным исследованиям его исторического прошлого. Воспитательные функции доминируют в работе музеев и клубов, что является хорошей помощью для учителей в решении многих воспитательных и образовательных задач. Для многих учащихся работа в школьном музее и занятия в патриотическом клубе дают опыт общественной активности, творческого труда, помогает самовыражению и самореализации.

В образовательных организациях нашего города сегодня работают более 160 школьных музеев, в том числе в 7 дошкольных образовательных организациях. На сегодняшний день почти 80 % образовательных организаций города имеют музеи, различающиеся по профилям: исторический, военно-исторический, краеведческий, этнографический. По количеству музеев на одну образовательную организацию город Новосибирск занимает первое место в России, по абсолютному количеству музеев – третье – после Москвы и Санкт-Петербурга.

На базе образовательных организаций нашего города созданы и работают патриотические клубы и объединения. В 2013/2014 учебном году отделом патриотического воспитания центра «Виктория» было проведено изучение работы патриотических клубов и создана единая информационная база.

В настоящее время в городе на базе образовательных организаций работает 43 патриотических клуба, в том числе военно-патриотической (37) и гражданско-патриотической (6) направленности.

Каждые пять лет школьные музеи проходят аттестацию и переаттестацию, а у патриотических клубов эта система находится на стадии организации. Этот процесс необходимо продолжать, систематизировать.

Что бы поддержать интерес школьника к занятиям в школьном музее и патриотическом клубе, должно измениться не только содержание, но и материально-техническая база школьного музея и патриотического клуба.

Из 161 школьного музея:

  • 75% подключены к интернету;
  • 30% имеют современную оргтехнику: компьютер, проектор, интерактивную доску, сканер, копир, диктофон, фотоаппарат;
  • менее 30% музеев имеют современное музейное оборудование: планшеты, витрины, стеллажи, баннеры, стенды.

86 % от общего количества патриотических клубов и объединений располагают удовлетворительным и достаточным для патриотического воспитания и организации учебных занятий уровнем материально-технической оснащенности (пневматические винтовки и пистолеты, лазерные стрелковые тренажеры, макеты автомата Калашникова, противогазы, общевойсковые защитные комплекты, туристское снаряжение, спортивные тренажеры, учебные плакаты, наглядные пособия и т.п.). Занятия с детьми в патриотических клубах и объединениях проводятся в основном в школьных учебных кабинетах, спортивных залах, тирах.

Отдельные оборудованные помещения, оформленные в соответствии с профилем работы (стендами с нормативными документами, символикой патриотического клуба, наглядными пособиями по профилю работы клуба, фотографиями, достижениями воспитанников, необходимым для занятий оборудованием и т.п.), имеют 16 % клубов.

В остальных патриотических клубах или совсем нет оформления или оформлены небольшие уголки и стенды. В школьных коридорах на стенах размещены фотографии и грамоты.

Большое внимание в работе патриотических клубов образовательных организаций города уделяется наличию единой формы одежды и собственной символики – 67% воспитанников патриотических клубов одеты единообразно.

Школьные музеи и патриотические клубы финансируются образовательной организацией, в большинстве случаев, по остаточному принципу. Необходимо возобновить целевое финансирование школьных музеев и патриотических клубов, как это происходило до 2007 года.

Необходимо создавать и апробировать новые методики, программы для различных возрастных категорий воспитанников патриотических клубов и школьных музеев, повышать культурный и профессиональный уровень педагога. От общего числа руководителей школьных музеев – 25% педагоги старше 60 лет, 50% педагогов – от 50 до 60 лет. По разным причинам в 30% музеев происходит частая смена руководителей музеев. Большинство руководителей патриотических клубов бывшие военные, мало знакомые с возрастной педагогикой и психологией.

Организация курсов повышения квалификации для руководителей музеев и клубов – это еще одна из многих проблем патриотического воспитания. Без этого невозможно грамотно осуществлять педагогическую деятельность. На сегодня мы нашли решение этой проблемы: Центр «Виктория» формирует две группы слушателей из числа руководителей клубов и музеев и наполняет учебный план содержанием. Курсы проходят на базе ГЦРО.

Во многих школах руководители музеев и клубов активно сотрудничают с педагогами-предметниками, родителями, социумом. Они вовлекают в свою деятельность жителей микрорайона, работников библиотек, депутатов, общественные организации, средства массовой информации. Могут быть налажены интересные связи с детскими садами, музыкальными или художественными школами, с воинскими частями, с советами ветеранов и участниками военных действий и др. Необходим переход в стадию сотрудничества со всеми организациями. Но, помимо музейной и клубной работы, в обязанности руководителей включаются не свойственные им функции: педагога-организатора, классного руководителя, социального педагога и др. Это можно наблюдать в половине образовательных организаций. А непосредственные обязанности: проведение музейных и интегрированных уроков, учебно-тренировочных сборов, экскурсий, уроков мужества, участие в соревнованиях и мероприятиях патриотической направленности отходят на второй план. Уже давно назрела необходимость создания должностной инструкции педагога дополнительного образования – руководителя школьного музея и руководителя патриотического клуба на основе федеральных и региональных законодательных актов.

Для повышения мотивации детей к занятиям в патриотических клубах и школьных музеях центр «Виктория» ежегодно организует и проводит городские смотры, соревнования, конкурсы, фестивали и профильные смены патриотической направленности.

Решая задачу оказания методической помощи руководителям патриотических клубов и школьных музеев, центр «Виктория» разрабатывает и издает учебно-методические пособия, ведет рубрику в газете «Интерактивное образование», выпускает ежемесячную газету «Планета Виктория», в которой освещает патриотические мероприятия города. Распространяется газета по всем городским школам и учреждениям дополнительного образования.

По итогам изучения работы патриотических клубов, объединений и школьных музеев можно сделать вывод: в учреждениях образования, где используется в воспитательных целях клубные и музейные формы работы, эта работа является востребованной для школы, учащихся, родителей и района.

Сегодня многие образовательные организации нашего города при проведении массовых мероприятий патриотической направленности различного уровня опираются на воспитанников патриотических клубов и объединений, активистов школьных музеев.

Учащиеся, занимаясь в патриотических клубах, школьных музеях, принимают участие в смотрах, конкурсах и соревнованиях, выполняют спортивные нормативы. Во время учебно-тренировочных сборов воспитанники клубов получают навыки в условиях, приближенных к реальным. У ребят воспитывается патриотизм в конкретной деятельности.

А родители этих воспитанников отмечают у ребят наличие дисциплины в рамках организованных групп, повышение успеваемости, успешность в социализации, мотивацию к навыкам здорового образа жизни.

Для того чтобы эта работа была более системной, адресной, результативной необходимо создание целевой отраслевой городской программы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в которой будут увязаны объемы финансирования мероприятий и результаты, которых надо достичь. Причем результаты будут рассчитаны на несколько лет. Назрели проблемы, которые нельзя уже решить в инерционном режиме функционирования. Для решения данных проблем необходима государственная поддержка.

Школьные музеи и патриотические клубы нашего города сегодня уже вышли на тот уровень работы, когда они способны стать местом культурно-исторического диалога. Сегодня необходимо развивать у ученика способность приобретать эти знания и умения самостоятельно. 

Количество просмотров: 6699  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы