Перспективы секции «Музеология» в рамках городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов

 
 

Мжельская Татьяна Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «НГПУ»

 

Перспективы секции «Музеология» в рамках городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов

В Новосибирске почти 40 лет существует научное общество учащихся. Основным мероприятием все эти годы была городская научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь». Она была рассчитана, в основном, на старшеклассников. Поэтому возникла идея мероприятия для учащихся среднего звена, и в апреле 2013 года был проведен городской конкурс исследовательских проектов учащихся 5-8 классов. В Конкурсе было предусмотрено три направления: научно-техническое; естественнонаучное; гуманитарное. Количество секций каждый год было разное, особенности их проведения определялись в зависимости от поданных заявок. Так в первые годы было две секции: историческая и социально значимых проектов. В дальнейшем выделилась секция краеведения. В 2016 году на заочном этапе конкурса жюри отметило значительное количество работ, связанных с вопросами музееведения. Поэтому было принято решение организовать еще одну секцию, где было представлено 14 работ по данной тематике. Ее работа была признана успешной и принято решение о продолжении ее работы в будущем. Цель данной статьи заключается в том, чтобы обобщить опыт работы секций гуманитарной направленности и показать специфику подготовки работ для участия в городском конкурсе исследовательских проектов учащихся 5–8 классов в секции «Музеология».

Конкурс проектов отличается от традиционных конференций, на которых участники представляют результаты своих исследований. Данный формат, прежде всего, подразумевает в качестве результата наличие конкретного продукта. В Положении конкурса дано его определение – «исследовательский проект Конкурса – это творческая работа, которая предусматривает создание интеллектуального или материального продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, а также потенциалом практического применения». Он может иметь разные формы. Приведем примеры тех продуктов, которые были представлены на различных секциях гуманитарного направления в разные годы. Это может быть проведение социально-значимых мероприятий (как в области исторического, так и обществоведческого направлений); фильм или любой другой визуальный продукт, посвященный какой-либо проблеме или историческому событию; книга; календарь; путеводитель, буклет, игра. На секции «Музеология» были представлены различные экскурсии, модели, проекты экспозиций, интерактивная доска. Хотелось бы, чтобы читатели не ограничивали себя предложенными формами, а искали и находили что-то оригинальное и интересное.

Школьный музей является уникальной образовательной площадкой для организации работы над учебным исследовательским проектом. Именно здесь формируется особая творческая среда, которая позволяет выявить особо одаренных ребят, создаются условия для формирования таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Нужно выделить три этапа работы над проектом. Первый этап – это сама работа над проблемой, второй – подготовка реферата на заочный тур, третий – его публичная защита.

На первом этапе важным является не только выбор направления работы, но и такие факторы как заинтересованность учащихся, возможности ее воплощения, определение того, для кого создаётся продукт, кого он заинтересует и кем будет востребован. В этом случае не будет затруднений в заполнении позиции «область применения результата проекта» паспорта проекта, что отражено в критериях оценки как «возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов». На этом этапе проходит собственно исследовательская деятельность, которая должна быть воплощена в конкретном продукте.

Положение подразумевает, что работа может быть выполнена самостоятельно или при участии консультанта. В качестве последнего, прежде всего, может выступить учитель, руководитель кружка, клуба, научного общества, члены семьи и т. д. Возможен вариант, когда уже есть определенный исследовательский компонент, который можно воплотить в каком-либо продукте и выставить на конкурс.

Второй этап – создание портфолио, которое подается на отборочный тур конкурса. В нем должны быть отражены основные позиции проекта. Портфолио должно соответствовать требованиям, изложенным в приложениях Положения. В нем должен быть изложен итоговый результат проведенной работы. Это очень важная составляющая часть работы, т. к. от качества данного документа зависит решение жюри: допускать или нет автора(ов) для публичной защиты. Даже если был создан выдающийся продукт, но портфолио создано неудачно, оно будет отклонено.

Так ежегодно на отборочный тур конкурса принимается значительное количество работ – в четыре, пять раз превышающее возможности работы секций. Поэтому производится жесткий отбор. При этом особое внимание обращается на формальные признаки. Например, работа не рассматривалась и отклонялась, если в ней отсутствовал паспорт. Как правило, в работах, где отсутствует паспорт, нет и реального продукта, что говорит о том, что было проведено только исследование или текст взят из другого мероприятия, например, районной научно-практической конференции. Следовательно, не были соблюдены условия, заложенные в Положении о конкурсе.

Члены жюри обращают внимание на соответствие формулировки темы, цели, выводов, содержание продукта. Должна быть четко сформулирована проблема. Это важно и для руководителей секции, и для самих исследователей, т.к. позволяет понять, в чем будет заключаться само исследование.

Основным результатом проекта является наличие определенного продукта. Если из текста портфолио и содержания паспорта непонятно, что он из себя представляет, такая работа также отклонялась. Еще раз подчеркну, что если в портфолио нет итогового продукта, и даже при наличии сильной исследовательской части, такая работа отклонялась!

В тексте должно быть описание самого продукта (в Положении – форма продукта проекта). Члены жюри на отборочном этапе должны понять, что он себя представляет, например, если это фильм, то должно быть его описание (основная идея, сюжет). Дело в том, что невозможно на отборочном туре просмотреть все вложенные материалы. Для того, чтобы оценить все диски, нужно очень много времени, поэтому их мы просматриваем только в крайнем случае. И это нужно учитывать при подготовке портфолио. Помните, что, даже очень хороший проект, в случае неудачного оформления может быть отклонен. Формой продукта проекта не может быть собственно исследование. В данном случае исследовательская работа – это тип проекта по виду деятельности. Результаты данной деятельности должны быть воплощены в фильме, путеводителе, книге, календаре, социально-значимой рекламе и т. д. Продукт, в том числе его название, должен соответствовать проведенному исследованию.

В портфолио должен быть отражен ход работы над проектом. Члены жюри должны увидеть как происходила сама исследовательская работа и создание продукта в качестве ее результата. Им должна быть понятна как роль исполнителей, так и роль консультантов.

Третий этап конкурса. Итак, в случае, если работа прошла отборочный тур, ее автор(ы) приглашаются на очный тур для защиты своего продукта. К самому выступлению выдвигаются все традиционные требования. Время доклада не должно превышать установленный жюри регламент. Поэтому мы рекомендуем его отрепетировать. При составлении текста выступления нужно учитывать интересы аудитории, четко показать какую работы провели авторы: как пришли к своей идее, ее актуальность, в чем заключалось исследование, как создавался продукт, что он из себя представляет. Помните, что некоторые формы невозможно показать во время публичного выступления. Так для ознакомления можно предложить буклет, книгу, календарь, но невозможно показать фильм, который длится достаточно долго.

Особо следует остановится на мультимедийных презентациях. Собственно презентация может быть формой проекта. Например, виртуальная экскурсия, результаты исторического исследования или материалы кого-либо мероприятия. Такую форму проекта следует отличать от презентации, которая сопровождает докладчика(ов) во время защиты своего проекта. В ней должны быть отражены конкретные положения доклада, изложенные выше. Помните, что неграмотно составленная презентация может сильно снизить баллы за выступление, даже если сам продукт был высокого качества.

Докладчик должен грамотно и четко отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в той проблеме, которую затрагивает доклад и собственно проект. Приветствуется участие в дискуссии, обсуждение проектов.

В данном статье мы рассматриваем особенности работы проектной деятельности в школьном музее. Поэтому здесь необходимо добавить этапы внедрения полученного продукта в деятельность музея. В данной разработке подразумевается работа над проектом в группе, в музее это может быть как коллективная, так и индивидуальная работа членов инициативной группы. 

Исследователи, учителя-практики, работающие в системе образования, в качестве конечного результата проектной деятельности предлагают различные виды продукта. В данном случае отметим те из них, которые являются наиболее подходящими для проекта, выполненного в школьном музее. Это может быть творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, виртуальной или объектовой экскурсии, художественной декламации, разработанной игры, программы мероприятия, викторины, сайта и другие виды, т.е. готовые произведения, которые можно использовать в деятельности музея. Это может быть также некое материальное воплощение идеи в виде макета, реплики изделия, мультимедийный и программный продукт, которые можно использовать в экспозиции.

Работа в музее позволяет реализовать проекты разных типов. Это могут быть социально значимые проекты. Они нацелены на реализацию воспитательных функций обучения, формирование позитивных социальных позиций. Большое место среди них занимают проекты патриотического воспитания, профилактики правонарушений среди молодёжи, а также антинаркотической профилактики. Проекты эстетической и духовно-нравственной направленности нацелены на приобщение молодёжи и подростков к культурным и духовным ценностям. Предметные тематические проекты нацелены на создание новых учебных материалов с компьютерной поддержкой, соответствующих учебным программам разных дисциплин.

Написание данной статьи было продиктовано желанием помочь руководителям для подготовки участников к городскому конкурсу исследовательских проектов учащихся 5–8 классов. Если проект не прошел отборочный тур, не стоит отчаиваться, это значит есть над чем работать, а полученный в результате продукт может быть использован так, как и было заявлено авторами – в учебной и внеклассной или другой деятельности. А сам процесс его подготовки способствует выявлению талантливых учеников, которые получили уникальный опыт участия в таком проекте, который будет востребован в будущем.

Литература

Архипова А.И., Золотарёв Р.И., Мочалова М.С. Конструирование образовательных проектов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики (проект «системная презентация») //Школьные годы. ‒ 2011. ‒ № 38. ‒  С. 23‒ 31.

Барыкова Н. А. Модели организации проектной деятельности учащихся [электронный ресурс] URL.  www.ict.edu.ru/vconf/files/10931.doc

Количество просмотров: 4070  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы