Работа музеев образовательных учреждений в 2015/2016 учебном году

 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 

Работа музеев образовательных учреждений в 2015/2016 учебном году

15 сентября 2016 года прошло традиционное совещание руководителей музеев образовательных организаций города Новосибирска. Ежегодно на совещании поднимаются вопросы, связанные с работой школьных музеев: представляется интересный опыт работы, анализируется работа музеев в прошедшем учебном году, отмечаются наиболее активные руководители музеев образовательных организаций.

В своей статье я постараюсь подробнее осветить работу музеев образовательных организаций города Новосибирска за истекший учебный год.

На сегодня в образовательных организациях города Новосибирска продолжают работать более 160 музеев. И для ребят, и для педагогов отдел нашего центра проводит достаточное количество мероприятий, где могли бы раскрыться таланты и тех, и других. В 2015/2016 учебном году мы провели 6 городских массовых мероприятий: совещание для руководителей музеев образовательных учреждений, конкурсы «Экскурсовод школьного музея» и «Школьный музей: от традиции к новациям», 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся «НОУ «Сибирь», Фестиваль школьных музеев и курсы повышения квалификации, которые стали традиционными.

Ежегодно на городском совещании отмечаются самые активные руководители школьных музеев. И в этом году традиция не была нарушена.

Теперь уже на страницах нашей газеты хочу еще раз поблагодарить активных руководителей школьных музеев, которые принимали участие во всех мероприятиях нашего отдела: Попову Викторию Михайловну, руководителя музея МБОУ СОШ № 20; Искру Галину Николаевну, руководителя музея МБОУ «Лицей № 28»; Журовик Галину Федоровну, руководителя музея МБОУ СОШ 41; Буякову Наталью Ивановну, руководителя музея МБОУ СОШ № 47; Голованову Елену Николаевну, руководителя музея МБОУ СОШ № 57; Стоценко Маргариту Георгиевну, руководителя музея МБОУ СОШ № 69; Валееву Софью Ивановну, руководителя музея МБОУ СОШ № 108; Ефимову Софью Дмитриевну, руководителя музея МБОУ СОШ № 111; Смирнову Аллу Валентиновну, руководителя музея МБОУ СОШ № 167; Якушенко Тамару Васильевну, руководителя музея МБОУ СОШ № 202.

В конце нашего совещания руководители этих музеев получили благодарственные письма городского центра «Виктория». Ребята и руководители данных музеев были призерами, лауреатами, победителями наших конкурсов, попробовали себя в различных видах деятельности.

Ниже представлена Таблица активности районов, цифры которой складываются из активности каждого образовательного учреждения и участия музеев каждого района в городских массовых делах патриотической направленности. В прошлом учебном году был всплеск активности, что, конечно же, радует.

Таблица активности районов

№ п/п

Район

2013/2014

%

2014/2015

%

2015/2016

%

  1.  

Дзержинский

37,3

36,1

47,7

  1.  

Калининский

16,6

11,4

36,2

  1.  

Кировский

26,0

30,1

54,4

  1.  

Ленинский

33,3

33,3

41,3

  1.  

Октябрьский

32,3

30,5

33,9

  1.  

Первомайский

27,2

27,7

37,5

  1.  

Советский

25,0

25,6

36,0

  1.  

Центральный округ

18,7

21,0

24,5

Средний % по городу

27,4

29,8

38,8

Информацию об участии каждого образовательного учреждения ежегодно получают все специалисты районных отделов образования.

Результаты следующей таблицы основаны на результативности работы руководителей школьных музеев. Не все руководители школьных музеев участвуют во всех наших мероприятиях. Но в тех, в которых принимали участие – занимали призовые места. В качестве достижений также учитывалось участие в научно-практической конференции руководителей школьных музеев в форме доклада.

Таблица результативности работы школьных музеев

№ п/п

Район

Кол-во

музеев в районе

2013/2014 уч. год

2014/2015 уч. год

2015/2016 уч. год

количество призовых мест

количество призовых мест

количество призовых мест

  1.  

Дзержинский

17

4

1

3

  1.  

Калининский

17

7

2

5

  1.  

Кировский

25

4

4

5

  1.  

Ленинский

32

9

6

7

  1.  

Октябрьский

17

4

2

3

  1.  

Первомайский

12

8

2

3

  1.  

Советский

12

4

1

1

  1.  

Центральный округ

33

1

2

2

А сейчас хотелось несколько слов сказать о тех руководителях школьных музеев, кто и повлиял на столь высокие результаты в двух предыдущих таблицах. Ниже указаны номера образовательных учреждений, где руководители школьных музеев совместно с ребятами-активистами принимали участие в 4 или 5 мероприятиях отдела по работе со школьными музеями Городского центра «Виктория».

Дзержинский район: МБОУ Лицей № 113, Аэрокосмический лицей им. Кондратюка; МБОУ СОШ №№ 36, 57, 87, 111, 169.

Калининский район: МБОУ Лицей № 28, 81; МБОУ СОШ №№ 34, 105.

Кировский район: МБОУ СОШ №№ 41, 47, 49, 63, 108, 182, МБС(К) ОУ С(К)ОШ 152.

Ленинский район: МБОУ Гимназия № 14, МБОУ СОШ №№ 15, 20, 67, 69, 86, 129, 191.

Октябрьский район: МБОУ СОШ №№ 167, 195, 202.

Первомайский район: МКДОУ д/с № 78 «Теремок».

Советский район: МАОУ ОЦ «Горностай».

Центральный округ: МБОУ СОШ № 3.

Если проанализировать активность школьных музеев по районам за четыре года, то в числе самых активных – музеи Дзержинского района, Ленинского и Кировского.

А если говорить об отдельных музеях, то ежегодно в этом списке фигурируют музеи Лицеев № 28, 113 и Аэрокосмического лицея им. Кондратюка, музеи образовательных организаций №№ 47, 57, 86, 87, 182, 191, 195.

В этих музеях в прошлом учебном году были созданы интересные и полезные для музейной деятельности проекты, ребята и педагоги приобрели опыт публичных выступлений, сформировались различные умения. Педагоги ищут новые формы работы.

Но, к большому сожалению, ежегодно приходится отмечать школьные музеи, которые не принимали участие ни в одном городском мероприятии нашего отдела.

Калининский район: МБОУ СОШ №№ 23, 184, 207.

Кировский район: МБОУ СОШ № 64, МКДОУ д/с № 436.

Ленинский район: МБОУ СОШ № 90.

Октябрьский район: МБС(К)ОУС(К)ОШ № 1.

Советский район: МБОУ «Гимназия № 5»

Центральный округ: МАОУ Гимназия № 1, МБОУ СОШ №№ 1, 12, 29, 51, 180, Экономический лицей, Сибирский кадетский корпус, д/с № 420.

Из этого списка музеи 10 образовательных организаций уже три года не появляются на наших мероприятиях, и трудно что-либо сказать о работе этих музеев, да и о их существовании: МБОУ СОШ №№ 1, 29, 164, 207, МКДОУ д/с № 420 и 436, Гимназии № 1, 5 и Сибирский кадетский корпус. Более 3 лет в этом списке не появляется ни один школьный музей Дзержинского района.

Количество таких музеев, по сравнению с прошлым учебным годом, существенно уменьшилось: с 25 до 17.

В качестве причины можно отметить, в первую очередь, пассивность самих руководителей школьных музеев. И не менее важная причина: в некоторых музеях должность руководителя музея на сегодняшний день вакантна. Очень жаль, что в педагогических коллективах не находится человека, который смог поднять такой большой и интересный пласт работы.

А теперь о каждом мероприятии более подробно.

Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев проходят у нас уже не первый год. Хочу сказать, что большинство наших слушателей – это люди большого энтузиазма, очень преданные своему делу. Поэтому они приходят не только за новыми знаниями, идеями, но и часто сами приносят для обсуждения интересные идеи, проекты. По окончании курсов эти идеи оформляются в форме статьи и печатаются в газете «Интерактивное образование».

Курсы «Содержание и методика краеведения в современной школе» традиционно проходят на базе ГЦРО, имеют объем 72 часа, проходят в течение 2-х недель с отрывом от производства во время весенних каникул и первой учебной недели 4-ой четверти. По окончании обучения слушатели получают удостоверения государственного образца. Мы набираем группу не более 30 человек.

Не первый год для наших слушателей обучающие семинары по различным темам проводят ГЦИ «Эгида», Аэрокосмический лицей, НГПУ, Новосибирский городской педагогический лицей им. Пушкина. Эти семинары помогают нам организовать Костина Ольга Витальевна, начальник информационно-издательского отдела МКУДПО ГЦИ «Эгида»; Мжельская Татьяна Владимировна, доцент Новосибирского государственного педагогического университета; Замятина Ольга Леонидовна, заместитель директора по УВР, и Ткаченко Наталья Юльевна, руководитель музея НГПЛ; Сунцова Наталья Витальевна и Ефанова Ольга Валентиновна, руководители музея АКЛ.

С самого первого года обучения (и ежегодно) очень гостеприимно слушателей курсов на своей базе принимают две образовательных организации: Аэрокосмический лицей им. Кондратюка и Новосибирский городской педагогический лицей им. Пушкина. Ткаченко Н. Ю., Сунцова Н. В., Ефанова О. В. охотно поделились своими наработками, положительным опытом музейной работы: технологией проведения виртуальной и театрализованной экскурсии, организацией мониторинга и др. Для слушателей курсов в этих образовательных организациях выдается не только полезная и интересная информация, но и организаторские вопросы решаются на достаточно высоком уровне.

Хочу еще раз поблагодарить всех коллег и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество.

Тематика обучающих семинаров была довольно разнообразна: «Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста ребенка в патриотическом воспитании», «Современные технологии в школьном музее», «Организация проектной деятельности учащихся в школьном музее», «Мониторинг работы музея образовательного учреждения», «Экскурсионная деятельность – одна из основной формы работы музея», «Подготовка музея ОУ к аттестации и паспортизации», «ИКТ в издательской деятельности школьного музея» и другие.

В прошлом году в программе курсов появился новый семинар: слушатели выезжали в р.п. Колывань, где знакомились с образовательным пространством областных школ, детского дома творчества. Также в программе этого дня были включены экскурсии в Колыванский краеведческий музей и обзорная экскурсия по районному центру. Надеюсь, что проведение таких выездных семинаров войдет в добрую традицию.

Городская школа «Юный экскурсовод»

В сентябре уже традиционно начала работу городская школа «Юный экскурсовод», занятия в которой ведут педагоги нашего отдела Благодарова Светлана Анатольевна, Саванчук Людмила Ефимовна, Гачко Марина Васильевна, Луцук Татьяна Сергеевна. Курс рассчитан на 2 года обучения, после которого ребята получают свидетельство об окончании «Школы…» и квалификацию «Экскурсовод школьного музея».

Занятия проходят один раз в неделю. Ребята не только учатся проводить экскурсии по школьному музею, пешеходные и автобусные экскурсии, но и знакомятся с фондовой работой музея, получают навыки в поисковой, исследовательской деятельности, развивают творческие и коммуникативные навыки. Участие в НПК, конкурсах, акциях формируют гражданскую позицию наших школьников, помогают им преодолевать свои страхи и комплексы.

Группы формирует руководитель музея из 15 человек. Это могут быть как разновозрастные группы из разных классов и даже школ, так и ребята из одного класса.

Конкурсы

Теперь немного о конкурсах нашего отдела, где открывается большие возможности для сотворчества учащихся, учителей и родителей. А результативность этих конкурсов не только получение грамот или дипломов, но и пополнение музейного фонда, выявление ценных документальных материалов, более близкое знакомство с историей города, района.

Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея»

Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея» для активистов школьных музеев стал уже традиционным нашим мероприятием. Многие образовательные организации участвуют не первый год в конкурсе и добиваются хороших результатов. В прошлом учебном году было подано 55 заявок из 48 образовательных организаций города. Год от года уровень подготовки конкурсантов повышается.

Конкурс всегда проходит в три этапа:

«Портфолио» – заочный этап,

«Мастер-класс» – очный этап и

Финал, куда выходят 8 участников: по 4 участника из каждой возрастной группы.

«Портфолио». Это заочный этап конкурса, где представляются иллюстративные материалы, из которых можно узнать об участнике, как о разносторонней личности.

«Мастер-класс». Второй этап конкурса – это очное знакомство с конкурсантом. Во второй этап, согласно Положения, традиционно проходят все участники, кто представил на конкурс свое Портфолио.

Состав жюри II этапа конкурса:

  1. Мжельская Татьяна Владимировна – кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета;
  2. Костюркина Ирина Валерьевна, ведущий методист Городского Центра истории Новосибирской книги, директор экскурсионного центра «Созвездие близнецов»
  3. Букарева Наталья Николаевна, начальник отдела школьных музеев ГЦФКиС «Виктория»;
  4. Благодарова Светлана Анатольевна, методист отдела школьных музеев ГЦФКиС «Виктория»;
  5. Захарова Анна Валерьевна, специалист ГЦИ «Эгида».

На этом этапе участники конкурса представляли свое видение экскурсии по Новосибирску купеческому, историческому, литературному и театральному (на выбор).

Начиная с этого года, организаторы конкурса решили проводить консультации для участников. Цель консультаций – избежать традиционные ошибки, которые год их года повторяются.

Небольшое новшество введено в этом учебном году и во второй этап конкурса. После проведения виртуальной экскурсии конкурсант немного побеседует с членами жюри на краеведческие темы, которые указаны в Положении, и об организации работы школьного музея. На беседу будет предоставляться время не более 2-х минут.

Работники нашего отдела на любом этапе оказывают консультации и по телефону, и в личной беседе.

Финал. Поскольку наш конкурс стал уже традиционным мероприятием, то и финал традиционно проходит на базе ДДТ им. Ефремова. В этом учебном году мы не поменяем место проведения финала.

Не меняется и структура финала. Всегда на финале мы чествуем и награждаем дипломами и подарками участников конкурса, которые не прошли в финал. А финалисты готовят визитку и участвуют в конкурсе-экспромте.

В прошлом учебном году во время конкурса-экспромта участники финала заочно прогулялись по нашему городу вместе со своими виртуальными гостями. Ребята прошли через парк «Городское начало», прогулялись по Красному проспекту, познакомили зрителей с крячковскими и купеческими домами.

Места по окончании финала распределились следующим образом:

12-14 лет

1 место – Шемякин Данил, МБОУ СОШ № 147

2 место – Золотова Вероника, МБОУ СОШ № 49

3 место - Вейбер Елизавета, МБОУ СОШ № 40

4 место – Сысак Данила, МБОУ Лицей № 81

15-17 лет

1 место – Вагайцева Нина, МБОУ СОШ № 49

2 место – Воевода Аурика, МАОУ Гимназия № 12

3 место – Гороховикова Валерия, МБОУ СОШ № 80

4 место – Александрова Диана, МБОУ СОШ № 69

Приз зрительских симпатий получила Вейбер Елизавета, ученица МБОУ СОШ № 40.

Надеюсь, что в этом учебном году на конкурс придут не менее талантливые мальчики и девочки.

Городской конкурс «Школьный музей: от традиции к новациям»

В марте 2016 года прошел городской конкурс «Школьный музей: от традиции к новациям». Было подано 34 заявки от авторов и творческих коллективов. В данном конкурсе участвовали только педагоги, детские работы не принимались.

Цели и задачи конкурса:

– содействие распространению инновационного педагогического опыта освоения музейного пространства;

  • повышение профессиональной компетенции участников конкурса в области педагогики музейной деятельности;
  • поддержка талантливых педагогов;
  • создание банка музейно-педагогических занятий на основе технологий освоения культурного наследия;
  • создание условий для обмена инновационным опытом разработки культурно-образовательных проектов.

В конкурсе участвовали руководители музеев образовательных организаций, педагоги-предметники, педагоги-организаторы, зам. дир. по ВР. Среди участников были как отдельные авторы, так и авторские коллективы. Все победители и участники конкурса получили призы, грамоты и дипломы на нашем традиционном мероприятии – городском Фестивале школьных музеев.

При анализе работ видно, что работа в музеях ведется систематически, творчески, музеи активизируются.

На городском совещании руководители музеев образовательных организаций получили положение нового конкурса. По всем вопросам специалисты нашего отдела всегда готовы оказать консультативную помощь и даже поделиться идеями. Мы открыты для общения.

Конференции

Еще одна форма работы в школьном музее – это участие в научно-практической конференции. Часто в результате подготовки к конференциям разных уровней в музее появляется новый продукт: разработанная тематическая экскурсия, путеводитель, тематическая игра, пополнение музейного фонда новыми документами, воспоминаниями, исследованиями.

Участник конференций учиться говорить на публику, получает опыт поисковой работы, работы с архивными документами.

Научно-практическая конференция руководителей школьных музеев

Все, о чем говорилось выше, вполне применимо для конференции руководителей школьных музеев, которые традиционно проходят у нас в феврале.

В прошлом году конференция для руководителей прошла 4 февраля на базе Аэрокосмического лицея им. Кондратюка. Был изменен формат проведения конференции: до пленарной части работали три секции. В рамках конференции был представлен не только опыт педагогов, развивающих музейное дело, мнение ученых в области педагогики, а также музейных работников: Музея города Новосибирска и Новосибирского государственного педагогического университета.

Приятным моментом для некоторых участников конференций оказалось вручение авторского сборника «Одна на всех Победа». Это печатное издание – совместный труд отдела по работе со школьными музеями городского центра «Виктория», руководителей и активистов школьных музеев.

В прошлом году впервые после конференции мы выдавали сертификат о прохождении семинара. В этом году мы планируем продолжить эту традицию.

В этом учебном году в конференции также предполагается две формы участия: доклад и статья.

Научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь»

В прошлом учебном году для школьников дважды прошла секция «Музеология»: для 9–11 классов в рамках НПК школьников «НОУ «Сибирь» на базе Музея города Новосибирска и для 5–8 классов в рамках городского конкурса исследовательских проектов на базе школы № 202. Несколько слов хочу сказать о работе секций.

Для 5–8 классов данная секция работала впервые. Секция прошла 14 мая на базе МБОУ СОШ № 202. Для секции было подано 14 заявок из 14 образовательных организаций. Хочется отметить, что качество работ было на достаточно высоком уровне. Ребята смело защищали свои проекты, были представлены различные продукты: экскурсии, путеводители, интерактивные карты, альбомы, электронный архив.

Результаты конкурса:

«Золотая лига»

Маневич Герман, 5 класс, МБОУ «Гимназия № 1» (руководители: Дьяченко И.В., учитель, Гора С.Г., руководитель медиамастерской)

Лауреаты

Франчик Алиса, 6 класс, МБОУ «Гимназия № 4» (руководитель: Ильтякова Е.В., учитель)

Епифанцева Софья, 8 класс, ДТД УМ «Юниор», МБОУ «Гимназия № 3» (руководитель: Рубинштейн Т.Г., к.и.н., ПДО ДТД УМ «Юниор»)

Янсон Андрей, 5 класс, МБОУ СОШ № 29 (руководитель: Буряченко Е.Ю., учитель)

Для 9–11 классов научно-практическая конференция «НОУ «Сибирь» прошла 11 февраля на базе Музея города Новосибирска. Было подано 10 заявок из 10 образовательных организаций города.

А вот к работам старшеклассников у жюри возникало много вопросов. Часто встречались некорректно сформулированные темы, без проблемы, некорректно поставлены задачи, цель лучше ставить одну, а не несколько. Было несколько работ, в которых не был сформулирован вывод, непонятно, достигли эти ребята цели исследования в своей работе или нет. И всегда членам жюри хочется знать, что конкретно сделал ученик в этом исследовании, его личный вклад в эту работу. Ребята не всегда могут это сформулировать, назвать конкретные шаги.

Итоги работы научно-практической конференции для старшеклассников:

«Золотая лига»

Барсегян Ануш, 9 класс, МАОУ «лицей № 9» (руководитель: Басова М.И., учитель)

Лауреаты

Вершинина Юлия, 11 класс, МБОУ СОШ № 20 (руководитель: Островская Г. Н., учитель)

Валькова Арина, 9 класс, МБОУ «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка» (руководитель: Сунцова Н.В., руководитель музея)

Шипачева Дарья, 9 класс, МБОУ СОШ № 202 (руководитель: Душтакова С.К., учитель)

Лановая Екатерина, 11 класс МБОУ «НГПЛ им. Пушкина» (руководитель: Ткаченко Н.Ю., учитель)

По окончании конференции и конкурса проектов для участников были проведены экскурсии по школьному музею МБОУ СОШ № 202 и Музею города Новосибирска соответственно.

Все участники конференции получили удостоверения, а представители «Золотой Лиги» – приглашение на церемонию награждения.

Городской Фестиваль школьных музеев

18 мая 2016 года прошел Городской Фестиваль музеев. Фестиваль вновь вернулся в районы.

В этом году Фестиваль проходил на базе образовательных организаций Советского района, церемония награждения проходила в ДК «Юность».

В работе Фестиваля принимали участие руководители и активисты музеев образовательных организаций города, педагогические коллективы, учителя-ветераны педагогического труда, представители администрации Советского района, департамента образования мэрии, общественных организаций, городских музеев, ГЦИ «Эгида», НГПУ.

Образовательные организации района на хорошем уровне подготовили этот праздник. Всем участникам Фестиваля была выдана сувенирная продукция, победителям конкурсов – ценные подарки и грамоты Департамента образования.

Хочу отметить очень низкое посещение нашего традиционного мероприятия руководителями музеев Центрального округа (70 % музеев от общего количества в округе не присутствовали), Октябрьского, Калининского районов (не присутствовали руководители из 50 % школьных музеев). А руководители школьных музеев Первомайского района показали 100 % посещаемость Фестиваля. Хотелось бы, что бы руководители школьных музеев более ответственно относились к профессиональным мероприятиям. Не так уж у нас их много.

Паспортизация музеев образовательных учреждений

В 2015-2016 учебном году прошла очередная паспортизация и перепаспортизация музеев ОО. На паспортизацию и перепаспортизацию вышло 17 образовательных организаций.

Документы музеям будут выданы позже в связи с правкой приказа по департаменту образования. С оформлением документов возникли вопросы к руководителям музеев, которые будем решать в индивидуальном порядке.

Издательская деятельность отдела

В 2015/2016 учебном году городским центром «Виктория» был выпущен сборник «Одна на всех Победа», в котором собраны конкурсные работы педагогов дополнительного образования, учителей, руководителей музеев образовательных учреждений города Новосибирска. Все работы посвящены были одной теме: победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Тираж был небольшой, пока сборник вручили только авторам, но надеюсь, что будет переиздание сборника, и мы сможем вручить его каждому руководителю школьного музея.

Регулярно ведется рубрика «Музейный компас» в газете департамента образования мэрии города Новосибирска «Интерактивное образование», где печатаются статьи методического и информационного характера.

Свыше 300 статей было размещено в рубрике на различные темы за более чем 10 лет: обобщение опыта, представление новых интересных форм работы, обсуждение проблем, знакомство с новыми музеями не только нашего города, но и других городов России.

Все авторы получают авторские сертификаты, у газеты есть официальная регистрация.

Вот так плодотворно прошел наш 2015/2016 учебный год.

Начался новый учебный год… Хочется пожелать педагогам новых открытий, удач и побед. Поблагодарить тех, кто неравнодушно относится к воспитанию подрастающего поколения.

Количество просмотров: 4519  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы