Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)

 
 

Зуева Ольга Евгеньевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко»

 
 
 

Горбачева Анжела Алексеевна,

преподаватель Новосибирского педагогического колледжа № 1

им. А.С. Макаренко

 

Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля, –

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя…

В нем будет мудрость талантливо дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле…

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле.

Р. Рождественский

О значимости формирования метапредметных компетенций в образовательной деятельности заговорили в отечественной образовательной среде ещё в 20 веке. В 21 веке сформированность данного вида компетенций становится потребностью, которая формируется обществом, государством (ФГОС) и личностью будущего педагога.

Согласно ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации», образование ориентировано на «преемственность основных образовательных программ» [Закон «Об образовании в РФ» 273 от 29.12.12 ФЗ]. Далее в Законе прописано, что данную программу реализуют уровни общего и профессионального образования, которыми являются организации среднего профессионального образования. Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью формирования метапредметных компетенций обучающихся в качестве основы для непрерывного образования личности и неразработанностью программного обеспечения данного формирования на каждой ступени образования.

Понятие метапредметные компетенции в рамках СПО имеет же свои особенности. Исходя из того, что данное понятие состоят из двух смысловых составляющих, то «метапредмет» (А.В. Хуторской) – «…основосоздающая часть предмета», Н. Громыко и М. Половкова определили, что основополагающим в метапредмете является интеграция; «компетенция» (С.Ш. Чернова) – «единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида…».

Мы определили, что под метапредметными компетенциями следует понимать единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта, проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности.

Считаем необходимым обратить внимание на межпредметные компетенции и в области преподавания некоторых предметов нашего колледжа. На специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» рассмотрим это на примере дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 «Классное руководство».

Изучение коммуникативной деятельности педагога, в том числе классного руководителя, показывает, что характер и содержание педагогического общения определяется многими факторами, среди них индивидуальный стиль общения, установка преподавателя – являются определяющими. Однако педагог должен осознанно управлять своим общением с учащимися. Анализируя свой стиль работы с учащимися, педагог должен выбрать наиболее оптимальный, учитывая при этом личностные особенности учащихся, конкретные ситуации, возникающие в учебном процессе, уровень развития коллектива и так далее.

Необходимым условием успешности такого выбора является наличие реалистической установки. Максимально приближенной к объективной оценке явлений, предметов, других людей.

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, поэтому считаем актуальным вопрос поиска метапредметных компетенций дисциплин «Психология общения» и модуля «Классное руководство».

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В педагогическом общении реализуются:

– коммуникативная сторона (обмен информацией между субъектами образовательного процесса);

– интерактивная сторона (организация взаимодействия);

– перцептивная сторона (восприятие друг друга субъектами образовательного процесса и установления взаимопонимания).

Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

– взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

– взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

– мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

– взаимодействие и организация совместной деятельности;

– разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

– взаимная удовлетворенность участников общения.

Дисциплина «Психология общения» и ПМ 03 Классное руководство изучаются студентами по учебному плану колледжа параллельно друг другу, что позволяет осуществлять интеграцию тем. В этом учебном году экзамен по профессиональному модулю будет включать в себя элемент демонстрации проведения студентами родительских собраний при участии волонтёров (реальных родителей детей младшего школьного возраста), данный вид работы позволит студентам продемонстрировать не только методически грамотно организованное родительское собрание, но и техники эффективного общения с родителями.

Библиографический список:

1. Колмакова, В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредмет-ных компетенций учащихся [Электронный ресурс] / В.И. Колмакова – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na...(дата обращения: 22.12.2013).

2. Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.12 ФЗ ст.11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/11/ (дата обращения: 22.12.2013).

Количество просмотров: 9541  

Добавить комментарий

Target Image
1. Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий
2. Проектирование и реализация формирования метапредметных результатов обучающихся через формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка
3. Формирование универсальных учебных действий учащихся – условие повышения качества образовательного процесса
4. Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики
6. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»
7. Заглянуть за кулисы природы
8. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
9. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы на уроках английского языка
10. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
11. Система оценивания предметных и метапредметных результатов естественнонаучного образования как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся
12. Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся
13. Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)
14. Формирование метапредметных результатов в процессе организации и проведении образовательных квестов в школе для лиц с нарушением слуха
15. Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
16. Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
17. Психолого-педагогическое осмысление феноменов «метапредметные результаты», «метапредмет», «метапредметность»
18. «Где текст, там жанр»: современные принципы действий с текстом на уроке литературы
19. «Луч света – от фантазии к реальности»
20. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы