Использование интерактивных методов на уроке русского языка и литературы в современном образовательном пространстве

 
 

Чернова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 136» г. Новосибирска

 

Использование интерактивных методов на уроке русского языка и литературы в современном образовательном пространстве

И родители, и обучающиеся ждут от современного урока не только высокого качества знаний, но и увлекательности и познавательности в равных долях. Сделать урок информативным и интересным помогают разные средства и методы, используемые каждым педагогом без исключения.

Для того, чтобы определить уровень обученности учащихся по русскому языку, разрабатываю инструментарий, состоящий из перфокарт, тематических карточек, опросных листов, срезовых работ, зачетов. Активно использую работу с опорным конспектом, который эффективен не только на уроках изучения нового материала, но и на уроках закрепления.

На уроках литературы контроль осуществляется при помощи зачетов, тематических тестов, устных опросов. Проводимая работа помогает не только проверить знания, но и способствует выстраиванию индивидуальной траектории развития ученика, его степени успешности по изучаемому материалу, выявляет существующие проблемы, позволяет их скорректировать при помощи индивидуальной работы, проводимой во всех классах.

Я считаю, что здоровьесберегающая функция должна быть ключевой во всем процессе обучения, поэтому на уроках учащиеся проводят самостоятельно разработанные физминутки, зрительные гимнастики. В конце урока для сохранения психического здоровья и для поднятия настроения просматриваем ролики из кинофильма «Ералаш», с их последующим обсуждением, слушаем релаксирующую музыку (звуки природы) или классические произведения. В качестве языкового материала подбираю тексты, служащие мотивацией к труду, добру, дружбе, уважению старших и т.д. При изучении темы «Не с глаголами» (5 класс) составляем список действий с частицей «не», которые не нужно использовать по отношению к друзьям. При изучении темы «Качественные прилагательные» учащиеся пишут сочинение-рассуждение «Как стать хорошим(ей) сыном/дочерью».

Одним из эффективных способов мобилизовать знания и показать, как их можно применять на практике, является метод проектов. Поскольку в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, то его (метод проектов) используем не только при разработке проектов, но и на уроках, используя элементы креативной технологии. Основными методами активации творческой активности учеников на уроках литературы, которые используем мы, являются:

1. «Мозговой штурм». Главным условием применения этого метода является абсолютная новизна текста. Например, при изучении рассказа И.А. Бунина «Кавказ» учитель не дочитывает произведение до конца, тем самым предлагая определить финал ученикам. Их цель – собрать как можно больше идей при решении творческой задачи.

2. Групповая дискуссия. Может последовательно вытекать из «мозгового штурма». Как правило, один из любимых методов учеников, поскольку они открыто высказывают свою точку зрения, обосновывают свой выбор, приводят доводы и др. Главное достоинство групповой дискуссии в том, что она помогает сравнивать собственное видение проблемы с другими взглядами. Например, этот метод применим при сопоставительном анализе героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала» до сцены на поле и после него.

3. Метод эмпатии. В его основе лежит процесс отождествления себя с объектом исследования и осмысление его функции в тексте. Учащимся необходимо «вжиться» в предложенный образ, изучить его привычки, манеру поведения, жизненную позицию, а затем уже решить поставленную задачу – написание монолога от лица героя на предложенную тему: «Моё понимание семейного счастья» (Образ Катерины в «Грозе»), «Что есть общественное счастье?» (Евгений Базаров, «Отцы и дети»), «Размышления о любви» (Татьяна Ларина и Евгений Онегин, «Евгений Онегин») и т.д.

4. Метод предположения. Ученикам предлагается представить, что бы случилось с героями, если бы развязка была другой: Лиза осталась жива («Бедная Лиза»), Обломов остался с Ольгой («Обломов»), Герда не отправилась на поиски Кая («Снежная королева»). Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, его исторической обусловленности.

5. Метод символического видения. Заключается в нахождении и построении связи между объектом и его символом, например, книга может означать знания, мудрость; голубь – мир, дружбу; огонь – страсть и т.д.

Для развития творческих способностей систематически работаем над созданием сказок, стихотворений, поэм, рассказов, эссе.

Для осуществления проектной деятельности на уроках русского языка и литературы курирую следующие исследования учащихся: при изучении темы «Лексика» предлагаю составить тематические группы жаргонизмов подростов (5-6 класс), «Способы приветствия в школьной жизни» (8-9 класс), при изучении темы «Местоимение» понаблюдать за младшими братьями и сестрами (3-4 года), проанализировать частотность употреблений местоимений 1 лица, выявить закономерность (5 класс), при изучении сказа «Левша» охарактеризовать количество просторечных слов, сделать иллюстрированный словарик и т.д.

В соответствии с методикой выполнения проекта урок строю по аналогии с исследованием: тема урока – цель, которую формулируют учащиеся, постановка проблемной задачи, гипотеза – работа с языковым материалом/упражнениями – доказательства гипотезы – отработка полученных знаний – обобщение результатов, вывод-рефлексия.

Для того, чтобы активность учащихся на уроках была высока, активно применяю игровые технологии. При обобщении и систематизации знаний по теме «Лексика» (5 класс) провожу викторину со следующими заданиями: «Собери пословицу/фразеологизм», «Реши кроссворд», «Подбери синонимическую-антонимическую пару» и т.д. На уроках русского языка активно использую творческие задания для развития речи, например, «Придумай продолжение рассказа по его началу», «Напиши мини-сочинение на тему «Если бы я был самым сильным». «Почему необходимо бережно относиться к природе» и т.д. Также задания «Третий лишний», «Корректоры», в которых школьники отрабатывают орфографическую зоркость, учатся систематизировать материал. На уроках литературы при изучении поэзии предлагаю учащимся составить стихотворение по последним словам, при изучении произведения «Кладовая солнца» нарисовать маршруты детей. Подобные виды работ стимулируют учащихся на активную работу, способствуют раскрытию творческого потенциала, повышают интерес к учёбе.

Стала регулярной работа по проведению уроков в нетрадиционной форме: уроков-спектаклей, уроков-синквейнов, уроков-бенефисов, уроков-концертов, уроков-исследований. По окончании изучения произведения проводим дискуссии по разным темам, например: «Я на месте Насти и Митраши (по произведению «Кладовая солнца», «Поступок Герасима: за и против» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»), «Поведение Жилина и Костыли в плену» («Кавказский пленник» Л.Н. Толстой).

По словам А. Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Думаю, что к образу такого учителя нужно стремиться.

Количество просмотров: 14274  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мотивация учащихся к познанию окружающего мира на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии
2. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг»
3. Использование интерактивных методов на уроке русского языка и литературы в современном образовательном пространстве
4. Некоторые приемы и формы интерактивного обучения на уроках математики на уровне основного общего образования
5. Практические аспекты деятельностного подхода на уроках математики
6. Современная библиотека: интерактивные формы работы с читателями
7. Интерактивные методы организации внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ОВЗ
8. Применение проектной деятельности на уроках математики в коррекционной школе
9. Эффективные приемы и методы работы в сфере изодеятельности
10. Формирование УУД в обучении географии
11. Формы участия родителей в организации внеурочной деятельности младших школьников
12. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе
13. Метод проектов как один из интерактивных методов обучения в коррекционной школе для детей с проблемами слуха
14. Использование интерактивных методов обучения на уроках по развитию восприятия и воспроизведению устной речи в школе для детей с нарушениями слуха
15. Творческий подход к процессу обучения
16. Кейс-технология в работе социального педагога с «трудными» подростками
17. Применение технологии проблемного диалога в структуре урока литературы в основной и старшей школе
18. Использование интерактивных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки в школе для детей с проблемами слуха
19. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельности
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы