Сценарий классного часа «Великой Победе посвящается». Литературно-музыкальная композиция

 
 

Монкевич Лариса Алексеевна,

учитель литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «Информационно-экономический лицей» г. Новосибирска

 

Сценарий классного часа «Великой Победе посвящается». Литературно-музыкальная композиция

Цель: формировать патриотические чувства, гордость за Родину; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Ход классного часа

На сцене – чтецы.

1. Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

2. Все, о чем сегодня мы будем говорить, все, о чем мы будем вспоминать, 70-летию Великой Победы над немецко-фашисткими захватчиками посвящается!

Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача (http://www.liveinternet.ru/users/4273051/post358336045/), на фоне песни – кадры из хроники). Песня стихает, на фоне музыки чтецы продолжают.

3. Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящаются эти слова.

4. 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

5. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

6. Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

7. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

8. (Звучит стихотворение А. Твардовского «Война – жесточе нету слова…»);

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Музыка (ученица играет на пианино вальс Штрауса)

На сцене – ученики радостные, счастливые ведут диалог (по повести Б.Васильева «Завтра была война»)

– Ну, вот и все!

– Как говорится, последний раз в десятый класс!

– Даже не верится, что мы последний раз в нашем классе…

– В нашем многострадальном классе…да…многое он испытал за десять лет!

– Ребята! А замечательно сегодня изрек наш завуч (копируя завуча): «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь… Ой, что это я говорю». (Все смеются)

– Слушайте, а помните, когда наши ребята в соревнованиях по бегу участвовали, он чуть с трибуны не упал… «Давай, – кричит, – давай!..»

– А на экзамене по литературе, когда он у Сергея шпаргалку нашел?..

– И сам же от учительницы ее прятал…

(Все, перебивая друг друга, начинают говорить: «А помните?», «А помните?»)

– Тихо… Тихо! Не все сразу! Давайте устроим время воспоминаний! 21 июня 1941г.

– Да не 21-е, а 22-е! Уже… (смотрит на часы) Уже 3 ч. 45 мин!

– Сколько?!

– Без пятнадцати четыре.

– Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой мне идти не приходилось!

– Ты хочешь сказать – так рано. (Все смеются)

– Тихо… Тихо! Итак, «ночь воспоминаний, 22 июня 1941 года»!

Звучит симфония № 7 Шостаковича. Все находящиеся на сцене делают два шага назад, склоняют головы.

9. Страна дышала в мирном изобилье,

В сверканье жизни, песен и труда.

В то утро раннее враги бомбили

Советские порты и города…

(Звучи голос Ю.П.Левитана, диктора ВРК, об объявлении войны – запись.)

10. Девушка и юноша читают стихотворение Б. Окуджавы.

Здесь можно использовать клип о Великой Отечественной войне (фронтовые фотографии) и песню в исполнении А. Варум (Ютуб)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На дороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

11. Девушка уходит, юноша выходит.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить нам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

(Уходит)

12. Юноши в пилотках – два человека – сбоку сцены читают письма с фронта. Создаётся ощущение, что они – те, кто их писал.

«Нас было пятеро: Седов, Грутов, Богомот, Михайлов, Селиванов. Мы приняли первый бой 22 июня 1941г. 3ч. 15 мин. Умрем, но не уйдем!» Это – надпись защитников Брестской крепости на стене.

13. С другого бока сцены девушки в пилотках читают стихи.

Солдаты в окопах сидели

И падали в смертном бою,

Но жизни свои не жалели

За горькую землю свою.

Звучит музыка, сначала громко, потом стихает. Юноши продолжают.

14. «Мы остаемся двое в танке. В плен сдаваться не будем, оставляя по 2-3 патрона для себя. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем гранатами танк, чтобы он не попал к врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили долг перед Родиной».    Предсмертное письмо командира танка Сивкова и радиста Крестьянинова.

15. Девушка

Гремят над землею раскаты.

Идет за раскатом раскат.

Лежат под землею солдаты.

И нет безымянных солдат.

Солдаты в окопах сидели

И падали в смертном бою

Но жизни своей не жалели

За горькую землю свою.

Звучит песня «Моя любимая» (муз. М. Блантера, слова Е. Долматовского) Музыка стихает, юноши продолжают читать письма с фронта.

16. «Впервые в жизни пробую писать при лунном свете… Замечательная лунная ночь, редкая в эту осеннюю пору! Много я видел красивых ночей, но эта особенно поражает меня. Ночь перед боем… я воюю уже более трехсот дней. Я стал воином, суровым человеком, и никто не скажет, что 10 месяцев назад я был юношей, который ничего не знал, кроме мечты об учебе и любимой девушке… Я не взял свою долю у жизни, я люблю жизнь, я хочу жить…» Из письма лейтенанта Булкишева. Погиб в октябре 1944г.

17. Девушка

У каждого личное имя,

Какое с рожденья дают.

Равняясь незримо с живыми,

Погибшие рядом встают.

Одна у нас в жизни присяга,

И Родина тоже одна.

Солдатского сердца отвага

И верность любви отдана.

18. Звучит песня «Темная ночь» (музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова) из кинофильма "Два бойца", 1943, режиссер-постановщик Леонид Луков . В это время показываются кадры из фильма (http://www.liveinternet.ru/users/irreena/post341462647), а на сцене возле костра сидят юноши.  Музыка стихает…Юноши – солдаты читают стихотворение русского поэта Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне» (1943 г.).

18а На улице полночь.

Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты  пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь

18б …Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но то, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая за каждой строкой

Любимую видишь,

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

18в Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером, вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем…

19. На фоне песни «На безымянной высоте» (автор – поэт Михаил Матусовский, композитор — Вениамин Баснер) показаны кадры хроники (https://youtu.be/2l1bBzv-u6U )

Юноша (читает)

Равняясь незримо с живыми,

Погибшие рядом встают.

У каждого личное имя,

Какое с рожденья дают.

Не бойся, мама, я не струшу,

Не отступлю, не побегу.

Взращенную тобою душу

Непобежденной сберегу.

20. «Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов. Мама! Передай, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня, за наши мучения. А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза… Как мне хотелось работать… Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите!», идут к нашей камере. Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем…» Письмо из гестаповского застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди документов, брошенных фашистами.

21. Звучит песня в исполнении группы детей «Бухенвальдский набат» (автор текста – Соболев А., композитор – Мурадели В.) 

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте

Гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывет, плывет над всей землею,

И гудит взволновано эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!

Берегите,

Берегите,

Берегите мир!

Берегите,

Берегите

Берегите мир!

22. Юноша – солдат.

«Здравствуй, моя Варя! Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо – вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, выстроят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов».

23. Юноша – солдат.

«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел на войне, страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад еще была жизнь, мысли желания. Сейчас – смерть». Двадцатидвухлетний офицер Александр Стовба.

24. Юноша – солдат.

«Дорогая Маша! Слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети – будущее нашей Родины – жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага. Дорогая жена! Помни, в этой битве я буду либо героем, либо погибну за великое дело нашего народа. Целую, твой Георгий».

25. Юноша – солдат.

«Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце. В голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся, дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить.. я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, не спать, мучиться». Сын полка Гоша Азаров.

26. Девочка играет на пианино песню «Тучи в голубом» (автор текста – Аксёнов В. Синявский П., композитор – Журбин А.),группа детей поют, пара (юноша и девушка) танцуют вальс. 

27. Стихотворение Г. Пагирева «На пепелище». Читают дети.

28. Звучит сводка совинформбюро от 8.05.1945 года. Акт о военной капитуляции Германии (голос Ю.П.Левитана, диктора ВРК).

29. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев.  Но на многих могилах не увидишь табличек с именами, лишь количество захороненных людей. Они пали, их нет, но они живут в нас, и их мысли и чувства должны были обрести голос.

30. Ребята читают отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»

30а Люди!

Покуда сердца

Стучатся, –

Помните!

Какою

Ценой

Завоевано счастье, –

Пожалуйста,

 помните!

30б Песню свою

отправляя в полет, –

Помните!

О тех,

Кто уже никогда

Не споет, -

Помните!

30в Встречайте

Трепетную весну

Люди Земли.

Убейте

Войну,

Прокляните

Войну,

Люди Земли.

30г Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придет

Никогда, –

Заклинаю, –

(хором)

Помните!

31. Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Звучит метроном, идёт минута молчания.

Количество просмотров: 6157  

Добавить комментарий

Target Image
1. Профессиональный рост учителя в свете повышения квалификации
2. Личностные результаты обучающихся и воспитанников как система ценностных отношений к себе, обществу, государству
3. Формирование социальных компетентностей учащихся во внеурочной деятельности в свете ФГОС
4. Курс внеурочной деятельности в начальных классах «Классная газета»
5. Организация конкурсной деятельности классного коллектива как способ открытия внутреннего потенциала обучающихся
6. Личностные результаты педагога как способ влияния на развитие социокультурной компетенции обучающихся и воспитанников
7. Ступени успеха первоклассников по лестнице, идущей вверх!
8. «Проблемы взаимоотношений родителей с детьми». Разработка родительского собрания с использованием приемов технологии развития критического мышления
9. Классный час в системе формирования базовых национальных ценностей
10. Сценарий классного часа «Великой Победе посвящается». Литературно-музыкальная композиция
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы