Экскурсия – средство активизации поисковой деятельности школьника

 
 

Паньков Всеволод Иванович,

руководитель музея

МАОУ «Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

 

Экскурсия – средство активизации поисковой деятельности школьника

(на примере подготовки пешеходной экскурсии по Академгородку)

Я не открою вам секрета, если скажу, что экскурсия – одна из форм обучения и воспитания учащихся. Для того чтобы успешно достичь познавательной и воспитательной цели экскурсии, педагог-экскурсовод должен хорошо владеть многообразными приёмами, как показа объекта, так и рассказа о нём. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал.

Передо мной поставлена задача, показать, как с помощью экскурсии можно активизировать поисковую деятельность её участников. Причём речь идёт о подготовке пешеходной экскурсии по Академгородку.

Материал благодатнейший! Почти 60 лет прошло с начала строительства Научного центра в Сибири, а «белых пятен» хватит ещё не на одно поколение. Городок становится всё шире, объектов – всё больше. Сразу все охватить невозможно, да и нецелесообразно. Строю маршрут, исходя из материалов, находящихся в школьном музее «История микрорайона «Щ». Предварительное знакомство с объектами пешеходной экскурсии считаю необходимым. Во-первых, формируется исторический образ событий, во-вторых, узнавание объектов в их сегодняшнем виде даёт возможность глубже понять «времён связующую нить». Это происходит в музее путём показа фото-, кинодокументов, краткого рассказа об истории объекта, его дальнейшей судьбе. На пешеходной экскурсии не столько рассказываю, сколько задаю вопросы по тому или иному объекту (например, «Когда открылось НВВПОУ?» или «Какой советский танк называют танком Победы?» и т.п.). Выясняем, какие стороны здесь можно исследовать, какие задействовать ресурсы.

Представляю вашему вниманию пешеходную экскурсию по микрорайону «Щ», в частности, по улице имени Н.М. Иванова.

 Протяжённость маршрута непосредственно по улице Иванова в один конец составляет 1,6 км. Общая протяжённость (выход к улице, движение по ней и возвращение) – 4 км. По времени – 1 час 30 минут, т.е. 1 час на экскурсию и 30 минут на возвращение в ОЦ.

Первая остановка возле контрольно-пропускного пункта Новосибирского высшего военного командного училища. Училищу в 2017 году исполняется 50 лет. Эта дата сама подталкивает на исследовательскую работу по нескольким направлениям: ход строительства, изменения статусов, судьбы выпускников нашего ОЦ, обучавшихся в училище.

Рядом на постаменте средний танк ИС-2. Тоже объект для исследования. В 2016 году исполнилось 100 лет со дня первого применения танков на поле боя (в Первой мировой войне, 1916 г.). Здесь можно говорить и о танкостроении в СССР, и о роли танков в войне, и об истории данного объекта.

Вторая остановка у здания, в котором начиналась деятельность НВВКУ. В этом плане будут интересны воспоминания первых его выпускников о жизни, учёбе, досуге. Можно обратить внимание и на ФМШ (физико-математическая школа-интернат), располагавшуюся в этом здании с января 1963 года.

Напротив (через дорогу) средняя школа № 190. Открыта в 1975 году. Есть тоже необычная тема для исследования. Выпускнику НВВКУ Виталию Потылицину было присвоено звание Героя России (посмертно) в 1997 году. Он в своё время закончил 11 классов средней школы № 190. В одних источниках есть информация о том, что его именем названа эта школа, в других – военно-патриотический клуб. На сайте самой школы об этом ничего не указывается, хотя ходатайство администрации якобы было. На карте Новосибирска улица с его именем есть (в Октябрьском районе).

Третья остановка – постамент в честь присвоения улице (бывшей Солнечногорской) имени Н.М. Иванова, руководителя «Сибакадемстрой». О нём много написано, также и о стройках, которые были в его подчинении. Здесь можно поднять нравственную тему строительства, его отношения к людям, подбору кадров, борьбу с бюрократизмом и, уже тогда начинающейся, коррупцией.

Половина пути пройдена, и мы приближаемся к средней школе № 61. Это была вторая школа в микрорайоне «Щ». Начала свою деятельность в 1966 году. Из её стен вышли многие директора и администраторы школ Советского района. В 2003 году школе присвоено имя Героя социалистического труда Николая Маркеловича Иванова.

Для нас представляет интерес вопрос: «Кто из учителей и когда пришёл в сегодняшний «Горностай», а также в другие организации? Их дальнейшие судьбы».

И последняя наша остановка – Дом быта. К сожалению, фотографий тех времён не удалось найти. Картину восстанавливаем по рассказам жителей. Что является ещё одной возможностью исследовать объект. Причём, в данной точке находятся ещё два объекта. Рядом – бывшая столовая (включавшая кулинарный отдел и бакалейный магазин), а напротив – книжный магазин.

Экскурсия по улице имени Н.М. Иванова завершена. Участники имеют представление о направлениях исследовательской работы. Теперь дело за малым: не дать возможности «засохнуть» идеям, помогая, толкать вперёд, поддерживать интерес, соблюдать этику в исследовательской работе.

В ходе подготовки данной экскурсии особых проблем не было. Сложнее было собрать группу для её проведения. Для предварительной работы, когда можно использовать какие-то учебные часы (классный час, урок истории), участвует весь класс. Но когда затрагиваются личные интересы ученика (после уроков), то аргументов в пользу музея не хватает. Выход из ситуации один: ходить малыми группами и даже не по всему маршруту. Энтузиасты есть! Но и при таком стиле работы до финиша доходят единицы!

Примечание: поскольку экскурсия предназначена для активизации исследовательской деятельности учащихся, то проводится руководителем музея. Роль учеников-экскурсоводов старших классов вижу в постоянном контроле за исследовательской работой учащихся младших классов, оказание им помощи.

Количество просмотров: 4193  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы