Направления деятельности школьного музея при работе с детьми

 
 

Лыткина Полина Викторовна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 

Направления деятельности школьного музея при работе с детьми

Еще работая в муниципальной городской библиотеке, я поняла насколько важно проводить мероприятия, посвященные краеведческому направлению. Эта работа очень нужная и очень объемная. Но вся работа велась бессистемно, мероприятия проводились в разных школах, для разных классов.

Придя работать в школу, я получила возможность систематизировать краеведческие мероприятия для школьников с учетом их возрастных особенностей.

В январе 2016 года я стала руководить школьным музеем «Вместе». В своей работе я выделила несколько направлений деятельности:

1. Организационная. В этой деятельности мы с ребятами выбираем Совет музея, обсуждаем участие в конкурсах, определяем его участников, подбираем темы для проектов, в конце года подводим итоги деятельности участников кружка.

2. Методическая. По роду этой деятельности в основном рассказываю я, провожу беседы об истории музейного дела, об истории школьного музея и его экспозициях, о методах проведения экскурсий, об экскурсионных маршрутах, как и какие нужно отбирать материалы, как готовить материалы для выставок, как правильно составлять картотеку музея и архивировать материалы.

3. Нормативная. Работа с архивами и картотекой музея. Хотя эта работа и не самая интересная, но ребята стараются выполнять задания качественно и без ошибок.

4. Экскурсионная. На начальном этапе кружковцы знакомятся с фондами музея. Экскурсии по различным экспозициям провожу я. По мере ознакомления с фондами ребята сами начинают проводить тематические и обзорные экскурсии. Экскурсии проходят для учащихся школы, для всех желающих (на праздники 1 сентября, 9 мая, выборы, последний звонок), когда посетить музей приходят гости нашей школы. В музее на данный момент имеются три экспозиции:

– История и современность микрорайона «Телецентр». В ней много фотоматериалов о строительстве и новостройках. Так как старые деревянные бараки сносятся, а на их месте строятся новые высотки, то материал все время пополняется;

– Реконструкция избы первых жителей микрорайона. В нее входит печка и коллекция вещей, вышедших из употребления. Так как жители переезжают на новое место жительства из бараков, то часто находят старые вещи на чердаках и приносят в наш школьный музей;

– История школы. Здесь много фотоматериалов, выставка старой школьной формы, парты, атрибуты советского времени. Экспонаты все время пополняются, их приносят жители микрорайона и сами школьники.

Также к экскурсионной деятельности можно отнести посещение музеев нашего города, посещение других школьных музеев. В прощлом году школьники с удовольствием посетили музей Боевой славы 278-й авиадивизии школы № 15.

5. Поисковая. Во время поисковой деятельности школьники проводят сбор материалов для уже имеющихся экспозиций и для организации новых. Совсем недавно нам в музей принесли кости мамонта (часть зуба и кость конечности), выкопанные на даче в Криводановке. Сейчас кружковцы обдумывают, как оформить витрину для этих экспонатов.

6. Выставочная. Ребята обрабатывают вновь поступившие материалы, фотографии. Ищут их место в экспозициях, готовят новые выставки из собранных экспонатов. Есть выставки сменные, так совсем недавно получилась подборка школьных принадлежностей прошлого столетия (линейки, пенал, папка для тетрадей, ручки и даже перо), участники кружка организовали витрину, которая пользуется огромным спросом у учащихся.

7. Исследовательская. В этом направлении ребята сначала изучают историю своей школы, затем знакомятся с историей Ленинского района и города Новосибирска. В течение года кружковцы исследуют материалы к различным юбилеям (писателей, поэтов, выдающихся людей, чья деятельность связана с развитием города Новосибирска). Получается, что с каждым годом копилка материалов постепенно увеличивается, по результатам исследования ребята готовят выставки, слайдпрезентации о юбилярах города.

8. Проектная. Начинается проектная деятельность с конкурса «Экспонат школьного музея, который поразил меня». У ребят проходит «проба пера». Некоторые исследования кружковцев также оформляются в проект, если материала для работы набрано достаточно.

9. Просветительская. Наверное, это самое заметное в школьной жизни направление, потому что по итогам исследовательской работы кружковцы проводят мероприятия для разных классов в школе, иногда по готовым материалам мероприятия провожу я сама. На всех мероприятиях мы стараемся использовать современные ресурсы и технологии. Для того чтобы мероприятия были интересными, используем различные формы:

– Лекция, беседа. Наверное, это самая простая и распространненая форма работы. Кружковцы в прошлом году проводили исследование к юбилею Д. М. Карбышева и Г. С. Титова, в этом году – исследование по таким юбилярам, как Н. Г. Гарин-Михайловский и Н. М. Плахотный.

– Час мужества и урок памяти. Эта форма наиболее полно раскрывает представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности. Заставляет школьников задуматься, что такое патриотизм. Воспитывает уважение молодежи к ветеранам, к защитникам отечества. Знакомит с героическими и трагическими страницами истории нашей Родины. Такие уроки и часы проводятся ежегодно для 5–9 классов. Начинается учебный год, и мы вспоминаем о подвиге сибиряков с завода Сибсельмаш, многие слышали саму песню «На безымянной высоте», но даже не догадывались, что она написана о подвиге наших земляков, парней и мужчин, которые ходили по тем же улицам нашего района, что и мы сейчас. В декабре я провожу урок «Улицы расскажут о героях», где школьники узнают о людях нашего города, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, отдавших жизнь за нашу страну. Родной город чтит их память переименованием улиц в их честь. Я вспоминаю на этих уроках Б. Богаткова, О. Жилину, Н. Плахотного, А. Гаранина, Ф. Ивачева; рассказываю о подвигах, которые они совершили. Похожее мероприятие проходит ко Дню Победы «Память, застывшая в камне», какие-то памятники знакомы ребятам, и они сами рассказывают о них (Мемориал Славы, памятник А. Покрышкину), о каких-то рассказываю я (стела в Аллее блокадников, стела «Штыки», памятник Б. Богаткову, скульптура «Раненый воин»). Эти уроки призваны показать школьникам все трудности войны и военного времени.

– Литературная гостиная. Этой формой проведения мероприятий я воспользовалась пока только один раз. К юбилею Елизаветы Константиновны Стюарт прошла литературная гостиная для седьмых классов. Кружковцы выучили понравившиеся стихи поэтессы и зачитали их с выражением. Семиклассники узнали биографию Елизаветы Константиновны Стюарт и слушали стихи, которые им очень понравились.

– Слайд-программа, медиапрезентация. Очень удобно использовать медиапрезентации и слайд-программы для знакомства школьников с биографией различных деятелей, писателей. Так каждый год проводится презентация для шестиклассников, посвященная А.И. Покрышкину. Для того, чтобы ребята понимали, что Покрышкин жил в другом веке и это время отличалось от нашего, мы демонстрируем фотографии и с их помощью погружаемся в ту эпоху. В каком доме жил Саша Покрышкин в детстве? Таких домов сейчас почти нет, а тогда они были везде. Как выглядела школа, как обучались в то время? По фотографии из училища можно судить даже о том, что в то время не было единого требования к возрасту учащихся. Дети слушают стихотворение о Покрышкине «…Зажигая победные звезды…» и видят фото самолета, сколько на нем победных звезд у пилота. Вся информация становится эмоционально окрашенной, а значит, запоминается лучше. Во время просмотра слайд-программы «История Ленинского района» ребята седьмых классов слушают, как возник, рос и расширялся наш район, во время показа слайд-программы они могут сравнить старые снимки с современными видами Ленинского района. Очень интересно смотреть, если снимки сделаны с того же самого места, с того же ракурса, но отличаются годами, дети сравнивают, насколько изменилось это место.

– Видео- и аудиозаписи. Современные возможности помогают разнообразить занятия. Постепенно пополняется копилка видео о выдающихся деятелях нашего города. Обычно видео используется не на весь урок, а как его часть. Как дополнение к уже рассказанной информации или как повторение и закрепление уже сказанного. Так, на уроке об Александре Ивановиче Покрышкине ребята шестого класса просматривают видеоролик «Герои Победы», где могут видеть летчика-истребителя «вживую» на экране. К юбилею первого выхода в открытый космос Алексея Леонова, в завершении рассказа третий класс посмотрел видеоролик о том, как живут космонавты на орбите, чем они питаются, как спят и т.д. Каждый год на мероприятии о подвиге на Безымянной высоте школьники смотрят видеоролик с кадрами Великой Отечественной Войны под одноименную песню в начале мероприятия, а потом уже я рассказываю им о подвиге, совершенном сибиряками. Литературная гостиная, посвященная нашей землячке Елизавете Константиновне Стюарт, завершилась просмотром отрывка из фильма «Мы из будущего», школьники слушали романс на стихотворение «За всё спасибо, добрый друг», который неофициально называется «романсом Нины».

– Игры, викторины. Для массовых мероприятий очень важен отклик школьников, ребятам нравится такая форма, как викторина и игра. Дети всегда с удовольствием включаются в игры, в соревнования, часто для проведения подобных мероприятий можно разделить класс на команды, и дети с азартом стараются набрать больше очков для своей команды. Для восьмого класса мы разработали игру «Мой любимый город», ребята разделились на команды и выполняли различные распечатанные задания: подписать название станций метро; вспомнить города Новосибирской области; определить, какие экспонаты, какому музею принадлежат; расставить достопримечательности на карте города; найти животных нашего зоопарка; определить, какая продукция, какой фирмой выпускается и т.д. Есть игры, где используются возможности медиапрезентаций, когда правильный ответ выскакивает на экран. Подобная игра очень хорошо дополняет беседу «История Новосибирского метро», обычно я провожу его для пятиклассников, ребята с удовольствием угадывают, к какой станции метро нашего города относится картинка. Есть достаточно сложные барельефы, которые дети не могут сразу определить, а есть атрибуты, которые узнают сразу. Возможность составить командную игру с помощью медиа на подобие «Счастливого случая», тоже добавляет интерес, ребята выбирают категории вопроса и его стоимость, рассчитывают силы своей команды, ведь, чем дороже вопрос, тем он сложнее. В таких играх используется переход по гиперссылке, сделав один раз шаблон игры, можно потом менять тематику и сами вопросы, что очень удобно для проведения мероприятий. Такую интерактивную игру мы с кружковцами составили по Левобережью. После проведения беседы семиклассники закрепляют полученные знания с помощью викторины. В ней есть различные категории вопросов: улицы, памятники, мосты, люди, здания; и разная цена вопросов.

– Книжная выставка. Можно использовать и такую форму работы с классами, как обзор книжной выставки. Это может быть отдельное мероприятие или его часть. Как часть мероприятия, обзор использовался в прошедших мероприятиях к юбилею Ленинского района города Новосибирска. Слайд-программа «Новосибирск в лицах» рассказывала о знаменитостях города Новосибирска, а на книжной выставке были представлены произведения наших земляков. И после представления слайдпрограммы, где говорилось и о Ю. Магалифе, о В. Шамове и других авторах-сибиряках, была проведена беседа у книжной выставки. Школьники, прослушав аннотацию книг, пришли взять сказки писателей домой. Хотя до этого книги стояли на полках в открытом доступе, и дети их не замечали. Когда четвертым классам я провожу экскурсию по истории нашей школы, я не могу ни сказать о символике организаций ХХ века и, конечно, необходимо объяснить, какие события предшествовали созданию пионерской организации, кто изображен на значке. Свой рассказ я сопровождаю демонстрацией книг с выставки «Книги, которые читали ваши бабушки». Эта небольшая выставка помогает школьникам окунуться в атмосферу того времени, лучше понять мой рассказ. На мероприятии, посвященном 120-летию Транссибирской магистрали, восьмиклассники в книгах с выставки «Главный Сибирский путь» искали факты развития магистрали, этапы ее строительства, инженеров. Задание заняло не более 10 минут, но очень разнообразило саму беседу.

– Встречи с ветеранами и интересными людьми. Данная форма работы очень интересна для детей. Когда я работала в библиотеке, мы приглашали на встречи со школьниками писателей, ветеранов. За этот год я пока не успела провести подобных мероприятий в музее, но запланировала сделать это к нынешнему Дню Победы.

В планах провести урок памяти, посвященный труженникам тыла нашего города, ведь подвиги совершались не только на фронте, и ребята должны об этом знать, им необходимы уроки правды о пережитом и прожитом, чтобы не было в них равнодушия, ведь это самое страшное бедствие нашего времени.

В последнее время у учащихся снизился интерес к истории Родины, к героическим и трагическим страницам Великой Отечественной Войны. Существующая раньше преемственность между поколениями по передаче духовных ценностей была нарушена в 90-х годах предыдущего столетия. Как результат выросло целое «потерянное поколение» молодых людей, которое сейчас, становясь родителями, мало что могут дать своим детям. Именно поэтому очень важно нравственно-патриотическое воспитание в школе.

Количество просмотров: 8819  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы