Проектная деятельность в работе школьного музея

 
 

Мжельская Татьяна Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «НГПУ»

 
 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 
 
 

Вера Александровна Спесивцева,

кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «НГПУ»

 

Проектная деятельность в работе школьного музея

Работа в современном школьном музее требует от его руководителя проведения различных мероприятий, участия в конкурсах, умения грамотно оформлять документы, взаимодействовать с различными людьми и организациями, решать вопросы обучения и воспитания учащихся, заложенные во ФГОС. С одной стороны, мы видим процесс усложнения деятельности в этой сферы, а с другой, ее грамотная организация может способствовать мобилизации ресурсов, что может способствовать решению большинства обозначенных выше проблем. 

Такой уникальный потенциал заложен в методе проектов. Проектная деятельность позволяет решать различные задачи: исследовательские, учебные, воспитательные. В публикациях встречается описание различных типов проектов. Ниже кратко обозначим часть из них. Более подробно специфику работы над ними читатель может изучить в различных публикациях, в том числе интернет-ресурсах.  

1. Исследовательский проект. Имеет определенную структуру, поставленные цели и актуальный предмет исследования.

 2. Творческий проект. Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

 3. Ролево-игровой проект. Обладает открытой структурой, в которую можно внести изменения. Участники исполняют определенные роли. Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определенных ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения.

 4. Информационный проект. Основой такого проекта является сбор информации, ее дальнейший анализ и обобщение.

5. Предметно-ориентированный проект. Результат такого проекта определяется с самого начала. Он имеет продуманную структуру и определенный сценарий.

6. Инженерные, или конструкторские, проекты направлены на создание или усовершенствование принципов действия схем, моделей, образцов технических конструкций.

7. Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в таких проектах способствует формированию социального опыта и социальных навыков учащихся, позволяет им осваивать базовые социальные роли.

Обратим внимание на то, что авторы выделяют разнообразные типы проектов. Критерии выделения различны, но выбор того над каким проектом работать зависит от его руководителя. В качестве примера можно привести такой вид проекта как учебный. Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера. Проект можно рассматривать как дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Исходя из вышеизложенного, учебный проект может принять любой из предложенных выше видов. Социальный проект также может быть подготовлен в виде творческого и/или ролевого (игрового) проекта.

Предложенные нами типы проектов могут быть использованы в деятельности музеев в разных сферах деятельности. Обратим особое внимание, что любой проект предполагает наличие конкретного продукта. Это обязательное условие! Если проанализировать работу любого музея, то разные направления могут быть оформлены как продукт проектной деятельности. Присмотритесь к типам проектов, перечисляете те мероприятия, которые вы проводите в музее или в образовательном учреждении с использованием потенциала музея. Вот те продукты проектной деятельности, которые могут быть оформлены как результат деятельности музея (возможно у Вас уже возникли идеи как можно оформить «старые» наработки): фильм, календарь, открытка, книга, юбилейные или программные мероприятия, викторина, тематический урок, экспозиция, выставка, сайт, газета, интерактивные карты или каталоги предметов. Этот список не является исчерпывающим, ваша фантазия и фантазия ваших воспитанников поможет вам продолжить его. 

Результаты вашей проектной деятельности могут быть представлены на различных конкурсах и конференциях, предусматривающих участие, как детей, так и взрослых. Кроме ожидания престижных результатов (дипломов или других наград), вы всегда можете включать данную сферу деятельности в свои отчеты, документы, подаваемые на категорию или стимулирование, показывая решение задач, заложенных во ФГОС.

Все авторы данной статьи являются руководителями секции «Музеология» на конкурсе исследовательских проектов 5‒8 классов и заинтересованы в повышении качества работ и увеличении их количества. Поэтому мы повторяем те рекомендации, которые уже неоднократно были озвучены и опубликованы в разных изданиях. Напоминаем, что лично вопросы руководителям секций можно задать во время методических семинаров, проводимых ДТД УМ «Юниор» каждую осень.

Конкурс проектов отличается от традиционных конференций, на которых участники представляют результаты своих исследований. Данный формат, прежде всего, подразумевает в качестве результата наличие конкретного продукта.

Нужно выделить три основных периода работы над проектом. Первый период – это сама работа над проблемой, второй – подготовка реферата на заочный тур, третий – его публичная защита. Обратите внимание, что в первом периоде выделяются отдельные этапы работы. Авторы в своих публикациях выделят разное количество этапов и называют их по-разному. Наиболее простой путь – это выделить три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Обратите внимание, что выделение этапов основано, прежде всего, на особенностях взаимодействия консультанта и учащихся, работающих над проектом. Данная информация поможет вам не только в процессе работы над проектом, но и при подготовке представления материалов на конкурсе. Доклад может быть посвящен тому, что было сделано на каждом этапе работы над проектом.

На первом этапе важным является не только выбор направления работы, но и такие факторы как заинтересованность учащихся, возможности ее воплощения, определение того, для кого создаётся продукт, кого он заинтересует и кем будет востребован. В этом случае не будет затруднений в заполнении позиции «область применения результата проекта» паспорта проекта, что отражено в критериях оценки как «возможность практического применения проекта в целом или его отдельных результатов». На этом этапе проходит собственно исследовательская деятельность, которая должна быть воплощена в конкретном продукте.

Положение подразумевает, что работа может быть выполнена самостоятельно или при участии консультанта. В качестве последнего, прежде всего, может выступить учитель, руководитель кружка, клуба, научного общества, члены семьи и т. д. Возможен вариант, когда уже есть определенный исследовательский компонент, который можно воплотить в каком-либо продукте и выставить на конкурс.

Обратите внимание на процесс создания портфолио, которое подается на отборочный тур конкурса. Важно заполнить все позиции паспорта проекта. В нем должен быть изложен итоговый результат проведенной работы. Как правило, в работах, где отсутствует паспорт, нет и реального продукта, что говорит о том, что было проведено только исследование или текст взят из другого мероприятия, например, районной научно-практической конференции. Следовательно, не были соблюдены условия, заложенные в Положении о конкурсе.

Члены жюри обращают внимание на соответствие формулировки темы, цели, выводов, содержание продукта. Должна быть четко сформулирована проблема. Это важно и для руководителей секции, и для самих исследователей, т.к. позволяет понять, в чем будет заключаться само исследование.

В портфолио должен быть отражен ход работы над проектом. Члены жюри должны увидеть как происходила сама исследовательская работа и создание продукта в качестве ее результата. Им должна быть понятна как роль исполнителей, так и роль консультантов.

В случае, если работа прошла отборочный тур, ее автор(ы) приглашаются на очный тур для защиты своего продукта. К самому выступлению выдвигаются все традиционные требования. Время доклада не должно превышать установленный жюри регламент. Поэтому мы рекомендуем его отрепетировать. При составлении текста выступления нужно учитывать интересы аудитории, четко показать какую работы провели авторы: как пришли к своей идее, ее актуальность, в чем заключалось исследование, как создавался продукт, что он из себя представляет. Помните, что некоторые формы невозможно показать во время публичного выступления. Так для ознакомления можно предложить буклет, книгу, календарь, но невозможно показать фильм, который длится достаточно долго.

Особо следует остановится на мультимедийных презентациях. Собственно презентация может быть формой проекта. Например, виртуальная экскурсия, результаты исторического исследования или материалы кого-либо мероприятия. Такую форму проекта следует отличать от презентации, которая сопровождает докладчика(ов) во время защиты своего проекта. В ней должны быть отражены конкретные положения доклада. Помните, что неграмотно составленная презентация может сильно снизить баллы за выступление, даже если сам продукт был высокого качества.

Докладчик должен грамотно и четко отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в той проблеме, которую затрагивает доклад и собственно проект. Приветствуется участие в дискуссии, обсуждение проектов.

Авторы надеются, что данная статья поможет руководителям в применении метода проектов в деятельности школьных музеев, станет стимулом к участию в учащихся в Конкурсе исследовательских проектов.

 Библиографический список

Мануйлова Т. А. Что такое учебный проект? // Открытый урок. 1 сентября http://festival.1september.ru/articles/596071/ (дата обращения: 16 июня 2017 г.)

Мжельская Т.В. Научное творчество учащихся в школьном музее: перспективы и возможности // Электронная газета «Интерактивное образование», рубрика «Музейный комплекс», выпуск № 30, октябрь 2010 г. // http://io.nios.ru/

Мжельская Т.В. Перспективы секции «Музеология» в рамках городского конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов // электронная газета «Интерактивное образование» ВЫПУСК № 66-67, Октябрь 2016 http://io.nios.ru/articles2/84/5

Мжельская Т.В., Букарева Н.Н. Особенности работы городской НПК школьников «НОУ Сибирь в 2015 году. Секция «Великая отечественная война в музейном пространстве г. Новосибирска» // электронная газета «Интерактивное образование» – 54-55 выпуск (октябрь, 2014 г.) официальное издание Главного управления образования мэрии города Новосибирска (свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-56819 от 29 января 2014 года). Адрес статьи в Интернете: http://io.nios.ru/articles2/55/5/osobennosti-raboty-gorodskoy-npk-shkolnikov-nou-sibir-v-2015-godu-sekciya-velikaya.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013. – 112 с.

Проектная деятельность в школе // У меня растут года…Портал для педагогов и родителей. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7998-proektnaya-deyatelnost-v-shkole.html (дата обращения: 16 июня 2017 г.)

Янушевский В.. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М. Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС. – 2015. – 126 с.

Количество просмотров: 7932  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы