Пешеходные экскурсии как фактор формирования патриотизма

 
 

Ткаченко Наталия Юльевна,

руководитель музея
МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина
Октябрьского района г. Новосибирска

 
 
 

Данишевская Ксения Алексеевна,

учитель начальных классов МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина

 

Пешеходные экскурсии как фактор формирования патриотизма

Одна из задач школьного музея – формирование ценностного отношения к культурному наследию края, в котором мы живем, воспитание любви к родному району, городу, стране. Для решения этой задачи используются различные формы работы, одна из них – пешеходная экскурсия.

Пешеходные экскурсии – один из интереснейших видов туризма. Они не требуют больших материальных затрат и дают возможность самого детального знакомства с городом и его достопримечательностями, его историей. Чтобы лучше почувствовать город, надо обязательно пройтись по нему пешком.  

4 года назад мы провели первые пешеходные экскурсии по нашему Октябрьскому району и столкнулись с несколькими проблемами. Первая из них – проблема мотивации. Ребята с 1 по 7 класс полны энтузиазма и готовы идти куда угодно стоит лишь «таинственным» голосом пообещать показать «место, которое охранялось серьезней, чем боевой объект» или «здание, где есть убежище на случай ядерной войны». Однако родители  и классные руководители сомневаются: не слишком ли далеко идти?

8–11 классы убеждены, что свой район они и так знают, сомневаются, будут ли востребованы дополнительные знания и беспокоятся, не отнимет ли экскурсия много времени. Мотивацией для них может послужить подготовка к интеллектуальной игре по истории города и района, сбор материала или выбор темы исследовательской работы для школьной конференции. 

А чтобы идти было и недалеко, и недолго, мы разработали цикл пешеходных экскурсий по Октябрьскому району, в которых сама прогулка по улицам занимает не больше 30–35 минут. Однако в таком случае возникает другая проблема: экскурсия кажется слишком короткой. Отсюда и появилась идея дополнить пешеходные экскурсии посещением Библиотеки им. Л.Н. Толстого, Музея истории Октябрьского района, а также музеев школ и ВУЗов Октябрьского района. Теперь и экскурсия достаточно объемна, и младшие не слишком устают, и старшие в случае необходимости могут посетить только одну часть экскурсии.

Каждая пешеходная экскурсия интересна  сама по себе, но объединенные в цикл, они позволят создать целостную картину истории района, понять, чем он живет, что меняется в нем со временем, а что сохраняется надолго.

Во время первых же пешеходных экскурсий мы поняли, что шум городского транспорта очень мешает и экскурсоводу, и экскурсантам. Поэтому теперь экскурсовод не говорит непрерывно в течение всей экскурсии, рассказ ведется в основном во время остановок, место которых определяется заранее, на этапе подготовки экскурсии, по возможности там, где шум транспорта ниже.

В соответствии с этим требованием строится и маршрут экскурсии, который представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий в тоже время раскрытию темы. Так, три маршрута, объединенные в первый, созданный нами цикл, начинаются практически в одном месте – на остановке транспорта «Октябрьский рынок», но затем проходят по разным улицам – ул. Кирова, ул. Ленинградская, ул. Б. Богаткова, т.к. задача – показать разные объекты. Необходимо продумать и наиболее правильную для данной экскурсии последовательность осмотра объектов. Ведь в основе проведения пешеходной экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место.

Когда показываешь какое-то здание или памятник, хочется не только рассказать, но и, по возможности, показать, как выглядел этот объект или это место раньше. Уже при проведении первых экскурсий, мы поняли, что бумажный вариант фотографий и карт, как выразились семиклассники «не цепляет», взглянули на них не все и как-то без энтузиазма. А что, если использовать тягу современных подростков к гаджетам? И на следующей экскурсии фотографии архитектора Бардта, построившего административное здание аффинажного завода, мы предъявляли на планшете. Головы семиклассников повернулись к нему автоматически.

Эту проблему удалось решить, однако сколько еще проблем возникает при подготовке и проведении пешеходных экскурсий! Назовем некоторые из них.

Не все руководители школьных музеев имеют опыт работы в архивах, а это бывает просто необходимо!

В условиях шумного города, оптимальная, на наш взгляд, экскурсионная группа – 10–15 человек, но где же взять такие классы?

В каждом школьном музее есть интересные экспозиции и выставки, нередко – уникальные экспонаты. Может быть, начнем дружить домами?

Пешеходные экскурсии, несмотря на все возникающие проблемы, одна из интереснейших и очень эффективных форм работы школьного музея, позволяющая увидеть, узнать и полюбить город, в котором мы живем.

Приложение 1

Образец методической разработки экскурсии по истории Октябрьского района

Маршрут

Остановки

Объекты

показа

Время

Наименование

тем и подтем

Организаци-онные и методические указания

Угол ул.

Ленинградской и ул. Гурьевской – библиотека им. Л.Н.Толстого

1. Угол ул.

Ленинградской и ул. Гурьевской

 

2. Середина квартала по ул. Ленинградской  между ул. Гурьевской и ул. Б.Богаткова

 

3. Угол ул. Гурьевской и ул. Б.Богаткова

 

4. Напротив фасада гл. здания Аффинажного завода по ул. Б.Богаткова

 

5. Угол ул.

Б.Богаткова и ул. Кирова

 

6. Угол ул.

Б.Богаткова

 и ул. Нижегородской

 

7. Угол ул.

Нижегородской

И ул. Восход

Закаменская базарная площадь

 

Улицы Петербургская, Нижегородская, Сузунская, Локтевская, Телеграфная

 

Первые техникумы района - Сельскохозяйственный (Заводоуправление Аффинажного завода) и Электротехнический (Здание Института)

30 -35

минут

Тема: История Октябрьского района

 

Подтема: улицы и площади района

 

Подтема:

Экономика и культура Закаменского района

1. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов.

2. Использовать
в рассказе первоначальные названия улиц,  по которым проходит маршрут.

 

3. Использовать проблемные вопросы

(Почему улица Кирова называлась первоначально Телеграфной?,

 

О чем свидетельствует создание в районе собственного рынка?)

 

4. Рассказ ведется во время остановок

 

Количество просмотров: 4775  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы