Театральная деятельность как средство формирования УУД

 
 

Силина Вероника Владимировна,

учитель изобразительного искусства,
педагог дополнительного образования
МБОУ «Лицей № 136» г. Новосибирска

 

Театральная деятельность как средство формирования УУД

Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания. Настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, организация театральной студии.

В нашем лицее театральная студия «Дебют» существует с 2010 года. Именно в театре ребенок, подросток может обрести необходимые навыки для существования в мире людей:

1. Коммуникативность, активность, смелость, взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей.

2. Выработка практических умений и навыков. Точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

3. Активизация познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, обогащение опыта детей через изучение литературных источников, Интернет-ресурсов для постановки спектакля, посещение театров, музеев.

4. Участие в районных смотрах школьных театров, создание видеофильмов, участие в выставках, фестивалях детского творчества для развития компетенций различных видов.

5. Театральная деятельность позволяет школьнику самоопределяться и в профессиональных привязанностях, а в школьном театре можно быть и актером, и режиссером, и декоратором, и костюмером, и гримером, и хореографом, попробовать себя в разных социальных ролях.

Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна. Кроме эстетического воспитания, театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Самый важный этап в создании спектакля – исполнение перед зрителем. Исполнительская деятельность ученика направлена на достижение целостного представления о его герое, событии, процессе, которые отражаются в спектакле. В ходе спектакля проявляется сформированность регулятивных учебных действий, т.е. умение ставить цели и планировать свою работу. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, и средством погружения в другую эпоху, и открытием неизвестных граней современности.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира». Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Выступления детей покоряют своей непосредственностью, передачей эмоционального состояния персонажей, ведь человек и одушевленные предметы – труднейшие объекты для изображения.

Подготовка к спектаклю является интересной игрой для детей. Она выступает в качестве средства адаптации к школе и социализации учащихся. Игра воспитывает, развивает всё то, что составляет богатство человеческой личности. Важно сейчас поддержать их интерес к познанию, радость открытий, увлеченность процессом добывания знаний. Не погасить в детях огонек любознательности, познавательной активности – одна из важных задач педагога.

Театр это форма искусства. Школьный театр позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача театрального коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

В результате работы у большинства детей развивается ассоциативно-образное мышление, воображение, внимание, эмоциональная память. Активизируется мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой. Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребёнок становится раскрепощённым, легко идёт на контакт, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

В результате у обучающихся будут сформированы УУД:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

-потребность сотрудничества;

-бесконфликтное поведение, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-этические чувства, эстетические потребности;

-ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений литературы;

-проявление индивидуальных творческих способностей;

-осознание значимости занятий в театре для личного развития: внимания, наблюдательности, умения фантазировать.

-понимать характеры героев и отождествлять себя с ними;

-основы гражданственности  через историческое  прошлое;

-умение понимать контекстную речь,  умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации,

-умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, строить план с выделением существенной информации.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу;

адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников;

анализировать причины успеха/неуспеха.

Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: умение включаться в диалог;

-проявлять инициативу и активность;

-работать в группе, учитывать мнения партнёров;

предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию.

 

Театральная деятельность как средство формирования УУД

Развивающий

Подготовительный

Формирующий

Основной

Мастерство и самореализация

Заключительный

Изучение УУД (личных, предметных и метапредметных)

Работа над сценической речью

Выбор пьесы, обсуждение характеров героев

Изучение истории театра

Ритмопластика или сценическое движение

Работа над этюдами

Просмотр проф. спектаклей

Вокал и способы подачи голоса

Создание декораций и костюмов

 

Изучение театральных технологий

Хореография (музыкально-пластические импровизации, (постановка танцев)

Составление мизансцен

Игры-имитации, импровизации

Работа с худ. словом

Работа в парах и группе в отдельных мизансценах

Постановка маленьких пьес

Эскизы костюмов и декораций

Работа с миниатюрами и эпизодами

Изучение приёмов театральной педагогики

Музыкально-пластические импровизации

Использование методов театра в урочной и неурочной деятельности

Список литературы:

1. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. – Москва,1 998.

2. Ершова А.П. Театр 1-9 классы. – Москва, 1995.

3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – Москва, 2000.

4. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – Москва, 2001.

5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва, 2001.

6. Маслова Л.П. Школьный компонент программы и учебно-тематические планы по предметам художественно-эстетического цикла. – Новосибирск, 2003.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от декабря 2010 г.

Количество просмотров: 10038  

Добавить комментарий

Target Image
1. Индивидуальный образовательный маршрут – эффективный метод формирования и развития универсальных учебных действий учащихся
2. Формирование универсальных учебных действий в дополнительном образовании (на примере коллектива эстрадного танца «Splash» ЦВР «Пашинский»)
3. Роль игры в формировании универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в студии раннего развития
4. Профессиональная мобильность педагога: исторические, личностные и правовые предпосылки
5. Театральная деятельность как средство формирования УУД
6. Реализация профориентационной деятельности в системе дополнительного образования
7. Особенности обучения игре на флейте обучающихся младшего школьного возраста
8. «На принципах кросскультурного патриотического воспитания» (из опыта работы местного отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» в Центральном административном округе)
9. Система работы хореографической студии «Юнона»
10. Неиссякаемая связь поколений
11. Формирование навыков экологической культуры детей младшего и среднего школьного возраста через интеллектуальную игру «Алфавит» на тему природы и окружающего мира
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы